Записки из блокнота 10

Елена Пацкина
***
Читала  недавно интересную книгу «Сергей Довлатов — Игорь Ефимов.Эпистолярный роман».

В одном письме С.Д. жалуется: «Я послал книжку в 38 адресов, 3-м американцам и 35 русским, письменно меня поблагодарили 3 человека – все трое американцы, 35 соотечественников, естественно, молчат».

Мой эпизод: у одной из соседок неделю назад был юбилей. Я перед событием потратила вечер на стихотворное поздравление, открытку в конверте опустила в почтовый ящик. На следующий день проверила – вынута. Естественно, никто не отзвонил. Через неделю случайно встретила юбиляршу на улице. Она поблагодарила за поздравление, сказала, что получила его только 2 дня спустя (!), и закрутилась в делах. Конечно, мне это безразлично, но понять не могу: разве снять трубку и сказать «спасибо» отнимет много времени? требует особого напряжения? к чему-то обязывает? Почему не вести себя пристойно хотя бы, когда это не затруднительно? Сколько живу, а всё удивляюсь.

А вот что об этом пишет мудрый С. Моэм: «Казалось бы, нет ничего легче, чем поблагодарить человека, оказавшего услугу, и, тем не менее, большинство всячески этого избегает. Наверное, их гордость подсознательно восстает при мысли, что теперь они у тебя в долгу».

Смешно, но тот факт, что с такими ситуациями сталкивались люди всегда и везде, действует успокоительно.

***
«Я выбираю свободу
быть просто самим собой».
А. Галич

Человек рождается и в детстве пребывает самим собой. В процессе воспитания его приучают быть как все. И он обучается жизни, подражая другим. Это необходимо для нормальной жизни – быть как все. Конечно, он может стремиться быть лучше других, успешней, быть первым, всех обойти. Но и это условие игры «как все». Надо прожить жизнь, чтобы позволить себе эту роскошь – быть собой. Не следовать моде ни в чем: ни в одежде, ни во мнениях. Мыслить самостоятельно. Делать только то, что считаешь нужным. Есть, конечно, прирожденно свободные люди, но мне к этому пришлось идти десятки лет, медленно и трудно делая себя, становясь собой – и освобождаясь от себя. Потому что есть очень много интересных вещей, кроме себя, о которых стоит подумать.