Май долгожданный

Татьяна Погребинская
Самый долгожданный месяц года, конечно же, май… Его ждут и люди, и звери, и уставшая от долгой зимы, проливных дождей и промозглой сырости затянувшейся весны природа. Босоногие деревья, стоя в заиндевелых лужах, тянутся макушками к солнцу, а оно робеет и прячется за угрюмые тучи, не пропускающие ни свет, ни тепло.
А потом происходит что-то внезапное, и поначалу даже не понимаешь, что именно. Краем уха начинаешь слышать какие-то странные звуки, похожие на лёгкие щелчки. Вглядываешься повнимательней и с восторгом замечаешь, что это деревья салютуют солнцу и теплу, отстреливая под ноги прохожим клейкие панцири набухших почек. А тёплый ветер оглаживает ветки деревьев, как оправляет модница воланы нарядного платья,  и освобождённая листва стремительно закрашивает голые стволы живой малахитовой зеленью.
Мы ждём, а затем наблюдаем это чудо каждый год, и каждый раз испытываем восторг обновлённых чувств, вызванный восторгом обновляющейся природы.
Есть тема, которую больно трогать. Особенно тем, кто к ней причастен. Эта тема – Великая Отечественная война, а значит, что причастны к ней все мы. Сколько бы поколений ни отделяло нас от той весны, от того пронзительного мая сорок пятого года, мы все от неё неотделимы… Это  наши деды и отцы ждали его в грязных окопах, продуваемых ветрами всех европейских дорог и прошиваемых пулями потерявших голову нацистов.
Мои родители познакомились на фронте: он был молоденьким лейтенантом артиллерийского полка, призванным под армейские знамёна девятнадцати лет отроду, она – столь же юной медсестрой. И они так же неистово, как все, ждали тепла, весны и Победы.
Победа пришла в день рождения мамы (она родилась 9 мая), и это, вместе с тем, что они остались живы,  тоже было чудом… Но тем, кто остался жив, до скончания дней пришлось нести тяжкий крест воспоминаний о невинно убиенных соратниках и друзьях-однополчанах, оставшихся лежать в чужой земле.
Давно нет в живых ни отца моего, ни мамы, но я до сих пор помню, какими воспалёнными глазами смотрел в прошлое отец, вернувшийся с фронта с пятью ранениями, двумя контузиями и одной медалью за храбрость. Помню, как глухо звучал его голос, называющий незнакомые имена, как в бессильные кулаки сжимались руки, которыми он не успел доделать чего-то в прошлом: защитить, заслонить, предостеречь… И как не хотел смириться с тем, что лучший друг, Валерка, уже никогда не забежит по-соседски, как бывало до рокового сорок первого…
Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, стала гигантской кровавой бойней. Она унесла жизни шестидесяти миллионов человек, среди которых более двадцати миллионов (погибших на фронтах, замученных во вражеском плену, в фашистских лагерях и гетто, погибших от бомбардировок и умерших от голода) россиян, наших предков…
Мы живы, пока жива наша память. Так пусть же каждый май наполняет наши сердца радостью возрождения и скорбью потерь.