Идентификация подводного города Иссык-Куля

Игорь Смородин
                1.
Иссык-Куль (кирг. Ысык-Кул — «горячее озеро») — самое большое озеро в Киргизии, бессточное, входит в 25 крупнейших по площади озёр мира и на шестом месте в списке самых глубоких озёр. Расположено в северо-восточной части республики, между хребтами Северного Тянь-Шаня: Кюнгёй-Ала-Тоо и Терскей Ала-Тоо на высоте 1609 м над уровнем моря. Озеро бессточное, в него впадает до 80 сравнительно небольших притоков. Из них наибольшими являются Тюп и Джергалан, впадающие с востока. В западной части к озеру очень близко подходит река Чу, которая по протоке Кутемалды длиной в 6 км иногда отдает ему часть своих вод во время весенних половодий.

Озеро имеет 4 залива: Рыбачий, Джыргаланский (Пржевальского), Тюпский и Покровский.

Первое упоминание об Иссык-Куле встречается в китайских летописях конца II века до нашей эры, где оно называется Же-Хай, что означает «тёплое море». Однако научное изучение озера началось только в XIX веке российскими учёными, в том числе и Н. М. Пржевальским, завещавшим похоронить себя на берегу Иссык-Куля.
Озеро Иссык-Куль расположено в Иссык-Кульской котловине.
Иссык-Кульская котлови;на — межгорная впадина на севере Тянь-Шаня в Киргизии. Обрамлена хребтами Кунгей-Ала-Тоо на севере и Терскей-Ала-Тоо на юге. Дно занято озером Иссык-Куль.

Протяжённость котловины составляет около 240 км, ширина — до 90 км. Котловина представляет собой синклинальный прогиб, осложнённый разломами. На дне и по берегам Иссык-Куля имеются древние озёрные террасы (высота 35—40 м) и поднятия, образованные новейшими тектоническими движениями. Склоны обрамляющих гор ущелисты; к озеру с гор текут многочисленные реки (более 50). Отмечается высокая сейсмичность.

Иссык-Куль - озеро особое, оно издревле обладало в глазах местного населения спецификой заколдованного. До появления здесь в конце XIX в. русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил.
Существует следующая легенда.
 
В давние времена на месте, где сейчас плещется высокогорное озеро, стоял большой и прекрасный город. Однажды произошло великое бедствие - сильнейшее землетрясение, не пощадившее ни строения, ни людей. Земля опустилась, а образовавшаяся впадина заполнилась водой. На месте города образовалось озеро.
Случилось так, что накануне страшного землетрясения, группа молодых девушек ушла из города в горы собирать хворост для топки. Только эти девушки и остались в живых. Каждое утро они стали приходить к озеру, горько плакать, и не могли смириться с утратой своих близких. Сидя на берегу, они лили горькие слезы, которые падали в воды озера. Так много слез было пролито, что озеро стало горько-соленым. Старики говорят, что озеро погребло много человеческих судеб. Горечь печали и тоски тех девушек впоследствии нашла отражение в названии озера - “Иссык”- горячее (как слезы).

Аксакалы - пожилые уважаемые люди - считают, что характер озера схож с настроением тех скорбящих девушек: оно бывает то серебристо-серым штормящим, ревущим, то тихим и задумчивым, завораживающим вас своими прозрачными водами цвета сапфира.

“Куль” – озеро, на кыргызском языке.

Вот другой вариант легенды.


 Прежде на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми городами. На главной площади одного из городов находился колодец, который закрывали на ночь золотой крышкой. Однажды влюбленная девушка (по другому варианту, три странника) забыла это сделать. Поднявшаяся в колодце вода хлынула на спящий город. В одну ночь на его месте образовалось озеро Иссык-Куль.[1,C.10]

                2.

В 2006 году древняя легенда подтвердилась. Вот отрывок из статьи журналиста Татьяны Синицыной, опубликованной на сайте РИА Новости от 04.12.2006:
"Одной из археологических сенсаций уходящего года является открытие на дне высокогорного озера Иссык-Куль (Киргизия) неизвестной древней цивилизации, существовавшей 2,5 тысячи лет назад. Это стало возможным в результате настойчивого поиска, который вела международная Иссык-Кульская археологическая экспедиция Киргизско-Российского славянского университета, работавшая под руководством вице-президента Академии наук Киргизии Владимира Плоских. «Наш успех был бы невозможен без участия аквалангистов Российской конфедерации подводной деятельности», - заявил он по завершении экспедиции. Как подчеркнул ученый, результаты этого года особые, они дают основание говорить о том, что у иссыккульских берегов в ту давнюю пору жили не кочевники - здесь существовала развитая цивилизация оседлого типа.
 
«Мы работали на глубине от 5 до 10 метров у северного побережья озера и нашли под водой огромные стены, длиной примерно в пол-километра. Это - признак большого города, площадь которого могла составлять несколько квадратных километров, масштаб по тем временам масштаб колоссальный, - рассказал руководитель подводной экспедицией член Научного комитета  Конфедерации подводной деятельности России Николай Лукашов. -  Стены сложены из камня, покрытого многовековым слоем известняка. Пока не удалось оконтурить весь город, он нанесен на карту приблизительно, поскольку часть стен осыпалась и была занесена песком».
 
Исследователи уточнили карты и схемы затопленных поселений, отдельных зданий и скоплений предметов, представляющих историческую ценность. По словам Николая Лукашова, аквалангисты обнаружили на дне озера размытые волнами курганы, в которых хоронили скифов. Были найдены прекрасно сохранившиеся предметы сакского (скифского) периода, в том числе бронзовые топорики и наконечники, самозатачивающиеся кинжалы акинаки. «Нам посчастливилось, - подчеркнул Лукашов, - обнаружить мастерскую по обработке руды, обломки бронзового производства, различные отливки, целую пирамиду рудотерок, а также золотой округлый усеченный штырь весом в 70 граммов». Считается, что этот золотой предмет по форме напоминает первозданные древнерусские «рубли», служившие некогда деньгами.      
Николай Лукашов рассказал и о том, что близ курортного поселка Чолпон-Ата, в прибрежной части дна, аквалангисты обнаружили также странные травяные круги диаметром 15-20 метров. Что это, сказать точно пока невозможно. Как предполагает сотрудник Российской академии наук историк Светлана Лукашова, кругообразная травяная «лужайка» могла произрасти на органических остатках животного происхождения, возможно, в этом месте был караван-сарай, имевший конюшню».
 
Иссык-Куль - бессточное солоноватое озеро, расположенное в Тянь-Шаньских горах на высоте 1608 метров. Его глубина в центре озерной чаши достигает 700 метров. За свою историю Иссык-Куль много раз повышал и понижал свой уровень за счет различных природных факторов. Локальные участки берегов многократно подвергались явлению тектонического опускания, увлекая за собой под воду человеческие поселения.
 
Иссык-Куль славится очень чистой водой. Его издревле считали священным, однако местные жители никогда не купались в озере, испуганные сказаниями о неком чудовище, живущем в глубинах. Считалось, что оно уносит под воду тех, кто осмеливается войти в воду. Возможно, это поверье во многом объясняет тот факт, почему на протяжении тысячелетий не проявляли свою активность добытчики подводных сокровищ.(полный текст статьи здесь https://ria.ru/analytics/20061204/56413246.html )

                3.

Итак, с одной стороны скифосакская аттрибуция затонувшего города(курганные захоронения, "звериный стиль", ножи-акинаки и т.п.) не вызывает сомнений, с другой стороны богатые каменные города площадью несколько квадратных километров, да и вообще какие-либо города у саков-кочевников современной академической науке неизвестны. Можем ли мы идентифицировать этот город?
 
                4.
Если какое-либо явление академической науке неизвестно, то это может означать, что либо его действительно не существует, либо оно противоречит какой-либо "непреложной" теоретической догме, и тогда оно существует, но просто игнорируется академической наукой. В данном случае догмой является следующее утверждение:" Кочевники-саки никогда не строили никаких постоянных городов, только временные стоянки". Отсюда если мы встретим у античных историков, незнакомых с современной академической наукой, упоминание о "городе саков", то, скорее всего, это будет именно то, что мы ищем.

                5.
К счастью, такие упоминания действительно есть. Принято считать, что их всего два. Одно из них принадлежит Диодору Сицилийскому, другое Николаю Дамасскому. Сведения обоих восходят к несохранившимся работам Ктесия. Оба интересующих нас фрагмента невелики по объёму, поэтому мы имеем возможность привести их полностью.
 
Диодор Сицилийский:
"При царе Артине от мидян отпали парфяне, вручив свою землю в город сакам. (2) Тогда между саками и мидянами возникла война… наконец, был заключен мир и парфяне снова подчинились мидянам, но вожди их заключили мир и военный союз на вечные времена. (3) В это время у саков царствовала женщина с совершенно воинственными наклонностями по имени Зарина. Вообще женщины у этого племени мужественные и делят с мужьями опасность войны… (4) Зарина привела в культурное состояние большую часть земли, построила много городов…"[Диодор Сицилийский "Историческая библиотека", II.34]

Николай Дамасский:
"Это было после убийства Мармарея, царя саков; Стриангей был давно уже охвачен тайной любовью к Заринее, так же, как и она к нему. Когда он оказался близ города Роксанаки, где у саков находился царский дворец, Заринея встретила его; глядя на него с большой радостью, она взяла его за руку и поцеловала на глазах у всех, а потом перешла на его колесницу, и они, беседуя, прибыли в царский дворец. Заринея приняла с большим блеском и следовавшее за ним войско. После этого Стриангей удалился в свои покои, стеная от любви к Заринее. Не в силах выносить это, он всё сообщил самому доверенному из евнухов, сопровождавших его. Тот, ободряя его, стал советовать ему отбросить излишнюю робость и сказать все самой Заринее. И Стриангей, послушавшись, вскочил и отправился к ней. Когда она очень радостно его приняла, он, после долгих промедлений и стонов, изменившись в лице, всё же решился и сказал ей, что он от сильной любви сгорает страстью к ней. Она же очень мягко отвергла его, сказав, что это было бы постыдно и пагубно для нее, а для него ещё намного пагубнее и позорнее, потому что он женат на Рэтее, дочери Астибара, которая, как она слышала, красивее и её самой, и многих других женщин. А ему нужно проявлять мужество не только с врагами, но и тогда, когда нечто подобное западает ему в душу. И не следует ради краткого наслаждения, которое он может получить и от наложниц, мучиться длительное время, если об этом узнает Рэтея. Потому, сказала она, пусть он оставит это и просит о чем-нибудь другом: ни в чем он не встретит с ее стороны отказа. Когда она все это сказала, он долго молчал, потом простился с ней и ушел; впав в еще большее отчаяние, он стал жаловаться евнуху. Наконец, исписав табличку, он взял с него клятву, что, когда он сам покончит с собой, евнух отдаст табличку Заринее, ничего не сказав ей заранее. А написано было: "Стриангей говорит Заринее вот что: "Я спас тебя и создал то счастливое положение, в котором ты пребываешь теперь. Ты же меня убила и сделала самым ненужным из всех. Если ты поступила справедливо, то пусть достигнешь ты всяких благ и будешь счастлива. Если же несправедливо, — пусть и ты испытаешь те же страдания, что я: ведь это ты побудила меня стать таким"!". Написав это, он положил табличку под изголовье и, мужественно удаляясь в аид, потребовал меч. Евнух же…"[Николай Дамасский "История", 14]

Итак, если Диодор говорит о нескольких безымянных городах, которые построила царица саков Зарина, то Николай Дамасский сообщает:
1) Об одном городе саков, где царствовала царица саков Зарина;
2)В этом городе находился царский дворец саков;
3)Этот город имеет собственное неповторимое имя - Роксанак.
 
Поскольку
а)Больше ни один античный источник, помимо упомянутых двух, не упоминает о каком-либо другом городе саков;
б)Время жизни Зарины(VI век до н.э.) cовпадает с датировкой времени жизни города - 2500 лет назад;
в)Согласно Диодору и Николаю Дамасскому город располагался на территории Средней Азии;
то мы делаем вывод, что затонувший город Иссык-Куля - это город царицы саков Зарины Роксанак.
                6.
К счастью, у нас есть ещё один, на этот раз ассирийский источник, который не только упоминает город Роксанак, но позволяет его вполне точно географически идентифицировать. Этот источник — из ассирийской коллекции французского востоковеда Гастона Масперо(1846 — 1916)[2]. Его приводит Асов в своей книге «Великие тайны Руси»:

«У Мадия жена Зарина после убийства скифов Киаксаром организовала оборону против Киаксара. Отбила его, заключила мир с Мидией и вернулась в город Рохсанак в стране сака-амиргийцев на север от Бактрии и на восток от массагетов и согдов в гористой области.»[3,C.110]

На север от Бактрии и на восток от массагетов и согдов в гористой области как раз и располагается Иссык-Кульская котловина со всех сторон окружённая горами.

                7.

Почему подобная идентификация до сих пор не проведена каким-нибудь представителем современной академической науки? Я уже говорил почему.

 Вот научный академический комментарий к приведённому мной отрывку из Диодора Сицилийского:

"Легенда Ктезия, приведенная у Диодора о городах саков, конечно, основана на недоразумении. Еще во II в. н. э. Птоломей подчеркивает кочевой образ жизни саков и отсутствие у них городов. Он говорит только о торговых стоянках hormeteria. Ктезий, знавший кочевников из вторых рук, от персов, перено­сит на родового вождя, Зарину, черты вавилонской царицы Семирамиды. Город Роксонака, упоминаемый Николаем Дамасским как «столица саков», — очевидно тоже только торговая стоянка. Г. В. Григорьев (Отчет об археологической разведке в Янгиюлском районе в 1934 г.) приписывает сакам найденные им городища в районе Чирчика, но эта гипотеза еще нуждается в проверке."

Теперь вы понимаете, уважаемые читатели, почему затонувший город Иссык-Куля всё ещё не идентифицирован?
 
Впрочем в оправдание авторам вышеприведённого комментария нужно сказать, что он был написан ещё до открытия затонувшего города и его сакской аттрибуции. Сегодня ситуация коренным образом изменилась, однако воз и ныне там.
 
Нам же пора задаться вопросом: как, когда и почему затонул сакский город Роксанак?
                8.
Если убийство скифов Киаксаром произошло в 584 году до н.э., то в это время город Роксанак ещё существовал, поскольку жена Мадия Зарина вернулась после войны туда. И если затонувшему городу 2500 лет, то значит он затонул в самом конце VI века до н.э. Затонул он, предположительно, в результате трансгрессии озера Иссык-Куль, резкие колебания уровня которого до сих пор служат предметом дискуссий учёных.
                9.
Ф.Х. Гутнов пишет:

«Ктесий  в  передаче Диодора поведал о том, что  “у  саков царствовала  женщина    с   совершенно    воинственными наклонностями  по имени Зарина. Вообще  женщины  у  этого племени  мужественные и делят с мужьями опасность  войны.Зарина  привела  в  культурное  состояние  большую  часть земли, построила много городов ...” После смерти  Зарины ее подданные “в знак признательности за ее благодеяния  и в  память  ее  добродетели” соорудили  гробницу,  намного превосходившую   остальные  -  грандиозную   пирамиду   с
колоссальной золотой статуей царицы на вершине. Здесь  же отметим,  что  имя  сакской царицы  в  переводе  означает“золото”, “золотая”.

 Воспоминания    о    Зарине    сохранились    в среднеазиатской  поэме “Гургули”, в которой  говорится  о богатырской  Зарине Зарингар (“Златописанной”)  -  дочери победителя девов царя Согдына (т.е. Согдийца).»[Ф.Х. Гутнов «Скифские портреты» http://www.darial-online.ru/1999_3/gutnov.shtml ]

Если в будущем на дне Иссык-Куля будет обнаружена пирамида с женской статуей на вершине, то это будет решающим доказательством правильности нашей идентификации затонувшего города Иссык-Куля.
 
                Литература:

1.Археологические памятники Прииссыккулья. - Фрунзе, 1975

2.Maspero G. Historoire ancienne des peuples d'Orient classicue. - Paris,1908

3.Александр Асов «Великие тайны Руси» - Москва, АСТ, 2014