praecognitio 1

Виола Джонс
Моей дочери шесть. Она любит обручи и собак. Когда вижу ее, это единственный момент, выхваченный во времени. Девочка, бегущая между деревьев по саду. Солнечные блики. Закрываю глаза. Босиком иду следом по теплым плиткам, тихо-тихо. Она смеясь, накидывает обруч на большого пса, обхватывает его за шею, в этом месте они обычно падают в траву. И исчезают. Этот мир, не хочет помнить своего прошлого и ничего не знает о будущем. Оно пугает и дарует надежду одновременно.

Все наши поступки, соединяясь в цепочки, ведут нас дальше и определяют кем мы станем и где окажемся. Но если будущее уже существует, происходит прямо сейчас, если оно уже произошло. Что у нас останется и станет самым важным?


Впервые это случилось, когда мне было десять. Возможно, раньше я просто не обращала внимания. Мне купили новенький велосипед, и я только выгнала его из гаража. Сьюзи, выглядела растерянной. Мы жили в соседних домах и ходили в одну и ту же школу, но почти не общались.

-Бруу! Помоги мне найти Красавчика!

-Твой пудель снова потерялся? Не могу, видишь, я иду кататься на стадион.

Все усилия, дрессировка и попытки привить псу правила хорошего воспитания каждый раз сходили на нет.

Красавчик оправдывал ожидания только относительно своего имени, кудрявый, цвета нежного какао, он оставался необучаем и постоянно убегал. С того дня мы больше не виделись, но через пару недель, подойдя к дому, я не смогла пробраться через собравшуюся толпу. На службу приехало много людей, расталкивая их, я бежала, потеряв голос. Все было усыпано белыми цветами. Светло-лунные волосы Сью длинными прядями рассыпались на подушке. До сих помню монеты, лежащие поверх ее век.

Позже родители рассказали мне, что последние несколько месяцев Сьюзен с бабушкой провели на южном побережье в пансионате. Врач ошибся с диагнозом, и посоветовал сменить климат для восстановления иммунитета. Обратно бабушка приехала одна, контейнер с телом доставили отдельно. Пса никто так и не нашел.

Глава 1.

Университет Альберты, названный в честь принцессы Луизы Альберты, считается одним из лучших в Канаде. Мне со времен учебы всегда нравилась атмосфера кампуса. Поэтому я записалась вольным слушателем на несколько курсов, чтобы посещать их в свободное от работы время. Как только куплю машину, смогу чаще приезжать в Эдмонтон.

Провинция Альберта находится в западной части страны, и большую ее территорию занимают леса и озера. Суровые холодные зимы сменяют жаркое лето. Переезжая из Миннеаполиса, города озер, я буду чувствовать себя как дома. Большую часть багажа занимают книги, их привезут чуть позже. В моей прежней квартирке, когда все полки были заняты, книги лежали повсюду на полу, и любых свободных поверхностях аккуратными стопками. Первой обязательной покупкой на новом месте будет хороший вместительный шкаф.

В местном аэропорту меня никто не встречает. Ветер пронизывает насквозь, сыро и промозгло, поднимаю капюшон повыше, и по привычке прячу ладони в рукава. Дождинки застывают от холода, и вот уже мелкие, похожие на крупу снежные шарики царапают лицо. Мои волосы распушились и начали виться. Обычно уходит уйма времени на укладку, прежде чем они станут гладкими и струящимися. Макушка стала похожа на одуванчик от мелких волосков, а длинные локоны разлетелись на отдельные завитки.

Хмурый таксист в очках грузит вещи в багажник, пока я выпускаю уставшую собаку из сумки-переноски и устраиваюсь на переднем сидении.

-Сейчас включу обогрев, - хлопает дверью, - милая псинка, что за порода?

-Немецкий шпиц.

-До чего на лисицу похожа, хитрая морда, - приступ сухого кашля не дает ему договорить, - чертовы сигареты, никак не брошу.

Городок Торфилд к востоку от Эдмонтона расположен недалеко от большого озера Биверхилл. С населением в две тысяч человек около ста лет назад он едва не потерял право называться городом, тем не менее здесь есть школа, детский сад, магазины, и небольшая больница, принявшая меня в штат.

Больница представляет собой двухэтажное здание в форме вытянутой подковы, окруженное парком. Ветвистые верхушки деревьев смыкаются высоко на головой. Объемные деревянные скамейки для отдыха сопровождают своих гостей вдоль всех дорожек.

А если верить садоводу-озеленителю Марку - летом круглая центральная клумба будет радовать глаз. Внутри этажи с двух сторон соединяются лестницами. Стены на лестничных пролетах расписал местный художник, чтобы, спускаясь, можно было увидеть озера, животных и могучие деревья.

Такие картины очень нравятся маленьким пациентам.

-Добро пожаловать, мисс Грин! Джон Уилсон, седовласый высокий массивный шестидесятилетний мужчина, большую часть жизни возглавлял местную больницу.

- Вы можете звать меня - Брукс. Подняв глаза, пытаюсь улыбнуться, едва достаю ему до плеча.

-Брукс, надеюсь, вам понравится у нас. Молодых людей сейчас сложнее привлечь в небольшие городки, но весной здесь чудесно, мои внуки приезжают на каникулы, чтобы погулять по лесу, и собрать цветов. Местный клуб организует развлечения, конкурсы кулинаров, рыболовов, садоводов, благотворительные базары, вечеринки. Мы с женой всю жизнь прожили в Торфилде, и я не знаю, есть ли где-то место лучше.

- Спасибо, постараюсь освоиться.

Миниатюрная рыжая девушка в форме медсестры быстрым шагом шла по коридору, толкая перед собой тележку, но, увидев нас, широко улыбнулась и остановилась:

-Добрый день! Вы наш новый доктор?

-Джина, это доктор Грин, - представил Джон, - знакомьтесь, Брукс, Джина работает в процедурном кабинете,

- Чуть не забыл, Энни велела пригласить вас на ужин. Скажите, когда будете готовы со всеми познакомиться.

-Даже не ожидала такого теплого приема, когда сюда добиралась. На самом деле мне очень нужна машина, свою я взяла напрокат, ее нужно будет вернуть через неделю. И тут я бы не отказалась от помощи.

-Что-нибудь придумаем. Кстати, возьмите карту-путеводитель, приготовил их целую кучу для туристов, а они не жалуют нас вниманием. Полистаете по дороге, внутри много фотографий, я сам снимал на камеру, почитаете о местных красотах, и не заблудитесь. Среди лесных массивов не стоит доверять новигаторам.

Скрываюсь от порывов ветра в маленьком магазинчике, чтобы отправиться на встречу с пустым холодильником, держа в руках капусту размером с крупного младенца и огромные сумки.

Подъехав к дому по гравийной дорожке, я вышла осмотреть окрестности. С трудом передвигаясь в хлюпающих по грязи сапогах, обошла вокруг.

Большой двухэтажный дом светло-лимонного кирпича, выглядел вполне прилично. Не мешало бы заменить окна на мансарде, подкрасить забор и крыльцо. Заметно, что помещение пустовало. Первое, что бросалось в глаза - необычная дверь, потертая медная ручка, и самое главное цвет. Краска слегка облупилась, но цвет все еще глубокий и насыщенный. Кому пришло в голову, покрасить входную дверь в изумрудно-зеленый? Открываю ее погнутым с одной стороны ключом, и после нескольких попыток наконец попадаю внутрь. Черные обугленные следы от сгоревшей проводки вдоль всей стены на потолке. Пол недавно меняли, пахнет свежими досками, обои клеили наспех, следов пожара почти не осталось. Шум усилившегося дождя вернул меня к реальности.

Сил совсем не осталось, поэтому не разбирая вещи, я просто оставила чемоданы посреди пустующей комнаты на втором этаже. Пришлось распахнуть все окна, чтобы избавиться от застоявшегося запаха сырости. Из-за деревьев виднелись два маленьких озера, похожие на глаза, разделенные между собой перемычкой из зарослей. За ними - заброшенные одноэтажные кирпичные склады и лес. Засыпая под вечернее пение птиц, поняла что готова надолго остаться.

Жизнь в Торфилде помогла мне по-другому взглянуть на многие вещи. Работы оказалось намного меньше, чем на прежнем месте, и освободилось время для отдыха и развлечений. Стены в своем кабинете я украсила рисунками приходящих на прием малышей. Клубы кулинаров и танцев приняли меня в свои ряды, я испекла кокосовое печенье для благотворительной ярмарки, почти каждый вечер ужинала с коллегами, а Джон помог подешевле выкупить машину у его соседа, конечно она уже не молода, но не глохнет и почти не шумит.

Город ждал зиму, когда посреди ночи я проснулась, разбуженная лаем Эли. Собака была напугана, и прижавшись к моим ногам громко рычала.

Тихо, лежать, тихо! Эли! - медленно гладя щенка, я всматривалась в темноту. В комнате никого не было, только кресло, стоявшее в дальнем углу, оказалось вплотную придвинуто к моей постели.

Не включая свет, спускаюсь по лестнице, держась кончиками пальцев за стену. Силует в темноте мелькнул и исчез так же быстро.

-Эй! Кто вы такой?

Уснуть не удастся. На небольшой уютной кухне, сидя на полу, при свечах листаю толстую кулинарную книгу, целиком посвященную супам. Благодаря урокам именитых шеф-поваров, я уже научилась готовить большинство из них. Никогда не понимала, почему суп принято есть днем. Самое уютное в процессе приготовления блюдо, приятнее съесть усталым вечером после работы или когда не спится, а за окном мерзкая погода, или выздоравливая после болезни пить согревающий бульон.

Капуста, перец и лук-порей позволили забыть о ночном происшествии. Кухонная мебель оставленная прежними хозяевами очень пригодилась, посуду и продукты я разложила по местам, вытерла пол. У одной из стен внизу возле плинтуса висел, болтаясь, приличный оторванный кусок обоев.

-Давай оторвем тебя, не порть вид!

Из-под мешавшего листа осыпалась на пол старая шпатлевка, обнажив какие-то доски. Бокал белого вина окончательно вернул мне хорошее расположение духа, и вооружившись ножом для хлеба, я отскребла остатки обоев и мела. Встроенный шкаф скорее всего приходится дому ровесником, но оказался незаслуженно забыт. Последний раз его, кажется, красили вместе со стеной, не открывая, краска как клей въелась между дверцами, вставив нож со скрипом, я не сдавалась . Моей добычей оказались пачка старых фотографий и писем. Бумага пожелтела, и измялась, семья на снимках выглядела счастливой.

Невыспавшаяся из-за погоды и очередной беспокойной ночи едва успеваю на лекцию. Снимаю куртку, очки прячу в сумочку, как можно тише стараюсь зайти в аудиторию и найти свободное место. Профессор в графитово-сером костюме и клетчатой рубашке опирается на длинную металлическую указку, похожую на трость.

Увидев меня, он не прерываясь, молча кивает головой.

-Также на курсе геронтологии и гериатрии мы ближе познакомимся с такими заболеваниями как деменция, болезнь Альцгеймера, Паркинсонизм, с особенностями организма пожилого человека, и психологическими аспектами старения. Продолжительность жизни людей увеличивается, трансплантология движется вперед, возможности медицины будущего обещают нам бессмертие. Но до этого еще далеко. Сперва давайте познакомимся. Для всех новоприбывших повторю, зовут меня Ричард Браун.

-Учебный план, график занятий, список литературы и все необходимое вы сможете найти в папках, которые я сейчас раздам. Кто мне поможет?

Двое студентов из первого ряда с готовностью поднялись.

-Отлично, ребята, передайте каждому по одному экземпляру. А мы пока начнем двигаться по списку, итак кто же сегодня с нами? Абигейл, Авери, Джессика, Грейс, Бруклин, Тейлор, Софи, Скотт, Николь, Эйдан, Ванесса, Стив, Брукс?

Грин Брукс?

Очнувшись от мыслей, поднимаю руку.

-Мисс Брукс, практикующий педиатр, чем вас привлек мой курс?

-Меня всегда интересовали заболевания мозга, а чаще всего они проявляются в пожилом возрасте. Выбор курса никак не связан с работой.

-Конечно же, вы можете посещать мои лекции, я буду очень этому рад.

Улыбнувшись, Ричард подмигнул мне, и помахивая указкой медленно пошел вдоль стола

-К сожалению, процессы старения сейчас мало привлекают внимание общества. Если быть точнее, общество попросту игнорирует старость. Включите телевизор, вы же там не увидите никого старше тридцати пяти лет в рекламном ролике. Культ молодости, будто все забыли, что смертны. Нам показывают двадцатилетних миллионеров, предлагают аппаратную косметологию, пластическую хирургию. И вы можете использовать все эти технологии, пересадить себе новые почки, убрать морщины.

-Но как вы думаете к чему это приведет? Что помешает нам всем жить вечно и счастливо? Об этом и многом другом мы поговорим на курсе психогеронтологии. Термин - психологическая смерть появился не так давно. У самого жизнелюбивого человека через сто, двести, триста лет она неизбежно наступит, как наступает усталость. Изменения в обществе, стрессы, психо-эмоциональная нагрузка станет невыносимой и через какое-то время организм уже не сможет адаптироваться и принять перемены.

На самом деле мне было интересно, что не так с одним конкретным мозгом - с моим. Головные мигренозные боли не проходили по три дня. Видения случались все чаще, иногда я выпадала из реальности на четверть часа. Огромный временной промежуток исчезнувший из жизни.

Ощущение, что все происходит здесь и сейчас, запахи, дуновения ветра, все органы чувств сговорились и снова предали меня . Поджав под себя ноги, пью мятный чай на кухне, пока в духовке запекается рыба с овощами. По радио играет новая популярная песня. На звук приближающихся шагов поднимаюсь и иду к двери. Джина, совсем забыла.

-Уже иду! Подожди я сейчас открою! У тебя же руки заняты!

Шуршащие пакеты едва не падают в руках у подруги. Пожалуй, стоит сменить заедающий замок на новый, и ковер, а то старый уже выглядит потрепанным. Распахиваю дверь навстречу пустому дворику и пыльному ветру - предвестнику дождя.

За годы можно привыкнуть к неконтролируемым явлениям, и даже перестать вести записи в дневнике. Не покидал один страх - что однажды случится со мной за это время? Будущее застилало мне глаза, и в своем настоящем я слепла.

-Извините, профессор, можно задать вам еще один вопрос? - запыхавшись, я догнала его в коридоре.

-Конечно, - глядя на морщинки в уголках глаз Ричарда, понимаешь, улыбка таких людей неизменно вызывает доверие даже у незнакомцев.

-Что если у одного человека была возможность спасти другого, но он не справился и остаток жизни винит себя? Что следует сказать в подобном случае?

-Брукс, я агностик. Мы с вами не боги, не можем контролировать все вокруг и не всегда виноваты в происходящем. Жизнь - величайшее путешествие, стоит насладиться дорогой в полной мере, даже если нас ничего не ждет в конце пути. Не стоит винить себя, когда сделал все возможное. Берегите себя.

Небольшой мост через овраг был довольно изношен, металлические ограждения покрытые ржавчиной раскачивались, стоило прикоснуться к ним, краска местами растрескалась, на пешеходной дорожке сквозные дыры открывали вид на многочисленные деревья внизу. Ветви раскачивались на ветру, капли с шумом падали и барабанили по перилам.

Стоя под дождем, я думала, в какой момент моя жизнь полностью превратилась в кошмар? Словно беглая преступница, никого не способная впустить в свою жизнь. Какое-то время оставалась надежда, что медицина позволит мне найти ответы или хотя бы научит жить с даром-проклятьем вопреки всему. Каждый день меня окружала смерть и чужая боль. Бессмысленно знать о грядущих событиях, не имея возможности изменить их. Столько боли не под силу вынести одному человеку. Чувство усталости не покидало, как будто люди и духи отбирали все мои силы. Мне часто встречались потухшие и бессильные люди с пустыми взглядами, живущие по инерции. Самое страшное - стать одной из них. Бывает, жизнь отнимает у человека все, и он устает бороться в пустоте.

Навстречу потоку машин по проезжей части шла пожилая миссис Слейк, смотрела прямо перед собой и не видела ничего вокруг. Водители, казалось, тоже не замечали темную сгорбленную фигуру с растрепанными волосами.

Ее частые прогулки - один из способов сбежать от реальности, где ее ждет одинокая старость. В маленькую местную аптеку она приходит еще до открытия ранним утром за новым термометром взамен сломанного, обезболивающими или антибиотиками. Врачи ничем не могут помочь ее тридцатисемилетнему сыну, и перестали давать рекомендации и надежды. Карцинома заберет его раньше, чем сойдет снег. Я попыталась помахать ей, привлечь внимание, но она прошла мимо меня.

Свернув по тропинке, начала спускаться вниз, стараясь не подскользнуться. Запах вечернего леса влек, как аромат пряностей. Плотный влажный воздух дышит листьями, костром, мокрой землей, мхом, древесиной и дождевой водой. Любуясь водной гладью, я медленно шла по берегу. Тонкий лед схватился на поверхности озера. Солнце почти зашло и лес заливало вечерним заревом. Комья земли и сухая трава липли к подошвам, уцепившись за ветку, я нагнулась, чтобы очистить ботинки.

Что-то мелькнуло и привлекло внимание, недалеко от берега под прозрачным льдом с белыми прожилками виднелась рыжая шерсть.

-Эли?

Опустившись на землю, все еще держась за небольшое деревце, попыталась ползком спуститься вниз. Ветка, не выдержала вес и отломилась, оцарапав руки, я покатилась по грязи на лед, ударяясь о торчащие пни и камни.

Вблизи лед оказался не таким уж тонким, клочья шерсти покрылись инеем, собака вмерзла в лед и судя по виду, провела здесь уже несколько дней. Онемев, я колотила по ледяной корке руками и ногами. В последнем из воспоминаний я прыгаю, чтобы ударить всем своим весом.

Понимание происходящего, пришло ко мне с опозданием во время падения. Раздался всплеск, ледяная вода обжигала, тонкие острые обломки льда врезались в лицо и шею, дна под ногами не чувствовалось.

Одежда намокла и стала невыносимо тяжелой, ноги в ботинках застывали от холода, что-то тянуло меня вниз. Странный звук, как будто струя воды льется из крана. Вот что слышит тонущий человек, когда вода заливается в уши. Склизкая темная жидкость поглощала, нос щипало, с каждой попыткой вздохнуть все больше воды попадало внутрь, пока я не потеряла силы. Ничего не чувствуя, я продолжала падать. Паззл сложился. "Пропала молодая женщина" - с объявлений, расклеенных повсюду, смотрят мои большие удивленные глаза. Случайную фотографию взяли из альбома, посвященного юбилею больницы. Может, все это и к лучшему, замерзшее тело достанут весной, мне не придется больше переживать потери. Собака пойдет по запаху гораздо раньше и будет плыть пока не окоченеет. Словно будущее, как живое существо, все это время вело со мной игру, заманивая в ловушку своей разинутой пасти.

Раздавшийся издалека крик звучал будто во сне сквозь толщу воды. "Верните ее!".