И юный Октябрь впереди 1

Надежда Галактионова
Апрельские тезисы
(Правда и только, правда)

В моем детстве школьников по поводу и без, т.е. довольно часто, водили в музей Ленина. Из его экспонатов мне особенно запомнился одиноко стоящий в центре зала маленький Ленин на высоком постаменте (броневике). Там еще  была надпись - «Апрельские тезисы. Финляндский вокзал, 3 апреля 1917 года». В этом году Тезисам - политической программе, изменившей судьбу России, исполнилось ровно сто лет.

Революция в конце февраля 1917 произошла неожиданно для профессиональных революционеров. В то время большинство из них находились или вне пределов России - в Европе, США, или в сибирской ссылке. После получения «благой вести» они устремились в эпицентр всех событий, в столицу (Петроград). Февраль 17 года застал Ленина в Цюрихе. Будучи человеком холерического темперамента, он хотел оказаться в России немедленно, завтра. Но ближайший путь  лежал через Германию, с которой на тот момент Россия находилась в состоянии войны. Обходный вариант через страны Антанты  исключался. Ленин был хорошо известен, как непримиримый противник взаимной бойни. Положение аховское. Но как говорил герой Мкртчана из фильма Кавказская пленница: «Кто нам мешает, тот нам поможет».

Помогла Германия. Ленину разрешили проехать по немецкой территории, выделив для этого специальный поезд - пломбированный вагон, т.е. имеющий закрытые двери, с целью исключить контакт с внешним миром. Германский Генштаб сделал ставку на экстремизм революционеров, способных, по его, мнению,  раскачать «лодку российской государственности», следствием чего станет выход России из войны. А там до победы… Этот гениальный ход – не придумка немецких штабистов. Он привнесен извне.  Автор идеи некто А. Парвус (И. Гельфанд) -  революционер, философ и бизнесмен с сомнительной репутацией. Ленин предложение Генштаба, ввиду отсутствия альтернатив, принял, но от контактов с Парвусом категорически отказался.  Тем не менее, сам факт, что Германия инициировала приезд Ленина и Ко  в Россию, стал основанием для обвинений вождя большевиков в предательстве (немецкий шпион) и в получение денег для организации  революции. Первое обвинение, по  существу, абсурдно. Ленин - прежде всего интернационалист и его призыв к прекращению войны был обращен ко всем воюющим сторонам. Но некая сумма, возможно, имела место быть, в частности, для оплаты дороги и начального этапа пропаганды (печатания газет, листовок, прокламаций). «Ленин – писал Троцкий -  воспользовался расчетами Людендорфа (заместитель начальника Генерального штаба), имея при этом свой расчет. Людендорф говорил себе: Ленин опрокинет патриотов, а потом я задушу Ленина и его друзей. Ленин говорил себе: я проеду в вагоне Людендорфа, а за услугу расплачусь с ним по-своему».

28 марта (3 апреля) Ленин с 32 товарищами отправился в путь. До границы поезд сопровождали два немецких офицера Генерального Штаба. Далее  Швеция, Финляндия  вокзалы, таможни, пересадки... 

Поздно вечером 3 (16) апреля поезд с политэмигрантами прибыл на Финляндский вокзал. На перроне их встречала ликующая толпа солдат, матросов, рабочих. Повсюду развевались транспаранты, знамена,  духовой оркестр играл Марсельезу. По толпе то и дело прокатывались крики ура, и т.п.  Ленин казался смущенным, он не ожидал такого пышного приема. Неожиданно чьи-то крепкие руки его подхватили и понесли, так   он оказался на крыше броневика один на один с толпой. Речь Ленина была короткой, и закончилась призывом к мировой социалистической революции. На этом же броневике Ленин поехал к дворцу балерины Матильды Кшесинской (с марта по июль 1917 –штаб большевиков), на неформальную встречу с лидерами своей фракции. «Тот, кто не пережил революции — вспоминала Крупская — не представляет себе ее величественной, торжественной красоты. Красные знамена почетный караул из кронштадтских матросов, рефлекторы Петропавловской крепости от Финляндского вокзала к дому Кшесинской, броневики,  цепь из рабочих и работниц, охраняющих путь».

В белом зале роскошного особняка  Ленин выступил с двухчасовой речью. Он призвал к новой революции, подверг резкой критике поддержку Временного правительства и продолжение войны на любых условиях. По смыслу и тональности его речь была направлена на разжигание в обществе агрессии, непримиримости, взаимной вражды. Но как раз накануне  приезда Ленина страсти  среди революционных элит поутихли, и наметился крен в сторону большей сдержанности. В конце марта лидеры большевицкой фракции в Петроградском Совете Каменев и Сталин выступили с рядом примирительных инициатив: ограниченная поддержка (вариант – бдительный контроль)  Временного правительства; прекращение дезорганизации в армии; начало диалога с меньшевиками. Поэтому жесткая ночная речь Ленина произвела эффект разорвавшейся бомбы.  Расходились молча. Стрелки часов приближались к 5.   

Днем (4 апреля) Ленину предстояло выступать в Таврическом дворце для делегатов Всероссийского совещания Советов. Времени на подготовку катастрофически не хватало.  Поэтому для подстраховки, он набросал на бумажном листке (сохранился) 10 основных пунктов своей речи назвав их тезисами. Позднее они получат название Апрельские. Каждый из этих пунктов Ленин давно продумал, но вместе скомпоновал впервые. Именно 4 апреля выступая  с докладом "О задачах пролетариата в данной революции", Ленин впервые их полностью прочитал. Причем дважды.  Сначала  перед большевиками, позднее перед смешанной аудиторией большевиков и меньшевиков (цель встречи – объединение).  Вкратце, напомню их основные моменты: нет "революционному оборончеству" (войне); "никакой поддержки Временному правительству"; переход от первого буржуазного этапа революции, к её второму этапу (социалистическому), "который должен дать  власть, в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства"; "Советы – единственно возможная форма революционного правительства"; "упразднение полиции, армии, чиновничества"; "национализация всех земель" и т.п.

Реакция  аудитории была единой – потрясение. Но иначе и быть не могло. Почти все российские социал-демократы  дореволюционной закалки, независимо от направлений были знатоками марксизма, верными последователями своего «гуру». Поэтому Тезисы они восприняли как посягательство на святыню, подрыв основ. Особое возмущение вызвал пункт о продолжении революции. Согласно учению Маркса, после победы буржуазно-демократической должен пройти довольно долгий этап развития капитализма, сопровождаемый ростом производительных сил и сознательности пролетариата, и только тогда в условиях  демократических свобод, возможно, начинать борьбу за социалистические преобразования. Ленин же, называя текущий момент переходным,  призывал устроить вторую революцию через 3 месяца после первой. Выступление Ленина неоднократно прерывалось выкриками с мест. Меньшевик Б. О. Богданов эмоционально выразил мнение большинства: «Это бред сумасшедшего!». Член ЦК РСДРП (б) И. Гольденберг обвинил Ленина в анархизме и в том, что он поднял флаг гражданской войны в среде российской социал-демократии.  Обиженный реакцией зала Ленин ушел, не дождавшись прений. 

7 апреля,  Апрельские тезисы опубликовала газета Правда, снабдив их ссылкой - личное мнение. На следующий день 8 апреля в той же Правде появляется статья Каменева Наши разногласия, в которой он доказывал что Россия, к социализму не готова. Его позицию разделяли многие видные деятели революции: Плеханов, Зиновьев, Дзержинский, Калинин и др. Сталин выжидал. Фактически Ленин был один против всех. Но пройдет немного времени, всего 3 недели и партия «окажется у его ног»  Главная причина – личность Ленина.  Н. Суханов в книге Записки о революции отмечал: «В известной сфере идей — немногих, навязчивых идей — Ленин проявлял такую изумительную силу, такой сверхчеловеческий натиск, что его колоссальное влияние среди социалистов и революционеров уже обеспечивается его натурой»

Но королю, без свиты не сыграть. После февраля 1917 «свита» стала меняться.  Из узкой «секты» городских интеллектуалов, она быстро превращалось в массовую (плебейскую) политическую организацию.   Причина – изменение порядка приема в партию. Теперь обязательное знание марксизма уже не требовалось. Ряды большевиков буквально раздулись от пылких новобранцев, среди которых центральное место занимали крестьяне в солдатских шинелях.  «Неофитов» совершенно не волновали теоретические вопросы, типа  готовности России к социалистической революции. Они стремились к действию, к началу революционной борьбы. И в этом отношении позиция Ленина была созвучна чаяниям низовых партийцев. Их поддержка не в последнюю очередь определила судьбу Тезисов. Уже на 1 Петроградской общегородской партийной конференции большевиков (14-22 апреля) за ленинскую резолюцию проголосовало подавляющее большинство делегатов 33 против 6. Но в полном объеме ленинские тезисы были приняты на VII Всероссийской конференции большевиков (24—29 апреля), где  впервые партия провозгласила курс на подготовку Социалистической революции. Это было большой личной победой Ленина.  До залпа Авроры оставалось 180 дней…

Успех Апрельских тезисов объясняется не только авторитетом Ленина, но и тем, что они имели связь с реальностью. После февральской революции огромный «корабль» российской империи  оказался без руля и ветрил. Двоевластие, угроза голода, толпы вооруженных людей (в Петрограде).  Поэтому, гипотетически, существовал шанс, захватив руль «корабля» и наполнив его паруса ветром утопии, направить другим, еще никем нехоженым  путем. К сожалению, получилось…

P.S. Мой музейный «Ленин на броневике» -  уменьшенная копия выдающего монумента 20-х годов, и поныне стоящий у здания Финляндского вокала в Петербурге.  В последние годы муссируется вопрос: увековечен в камне реальный факт или это только художественный образ? Очевидцев встречи уже давно нет, а в мемуарах показания свидетелей расходятся…