ДЯДЯ КОЛЯ

Александр Костин-Кузнецов
У меня множество ассоциаций с деревней. К ним я с уверенностью могу отнести огороды, поля, скот в сараях и на выгонах, пруд, уютные, неповторимые сады. Даже запах особый, который навсегда оседает в памяти. Дорога тоже в каждой деревне отличается, а если проходит дождь, то туда только на тракторе, лошади, или же в высоких сапогах пробраться можно, как будто это загадочный мир, в который не так просто попасть... Возможно, так оно и есть.
Одной из особых ассоциаций у меня с моей деревней стали звуки гармони. Когда я в детстве приезжал в гости к бабушке и деду, то постоянно слышал звуки этого популярного инструмента. Дядя Коля, сосед, несколько раз в день брал гармонь и садился на лавочку, а порой залезал на крышу сарая, и, растянув на всю гармошку, запевал старые, советские песни. Подходя к деревне, я всегда слышал доносящиеся сквозь улицу звуки. Когда я с другой детворой играл, то эта музыка нередко сопровождала нас. А хороший, летний вечер, всегда знаменовал, чуть ли не концерт. Все жители деревушки ладили меж собой и к дяде Коле относились с особым почтением, как к важному человеку, хотя от остальных его отличали отличных голос и талантливый слух. Даже когда дядя Коля чувствовал себя не очень хорошо, то все равно нет-нет, а одну песенку да сыграет, понимая, что от этого зависит отчасти настроение остальных. Да и дождь, по сути, тоже не был помехой, артист садился на крыльцо под навесом и пел – «Эти глаза напротив», «Марш советских танкистов», «Одинокая бродит гармонь», «Катюша», а с каким упоением он исполнял песню «Ты любовь моя долгожданная, не покинь меня...», ну, конечно же, «Домик окнами в сад», и как же шли мурашки по телу от песни «Когда мы были на войне»...
Я вырос, уехал и вернулся в деревню спустя много лет. Меня тянуло посмотреть на то, что там изменилось. Что стало по-другому... Ведь иногда так приятно найти какую-то старую памятную вещь, а вернуться в деревню детства вызывает подобные ощущения. Ты сразу пытаешься глазами найти что-то знакомое, вспоминаешь яркие моменты, людей и анализируешь всё, что произошло за годы.
Через годы, в жаркий июньский день, когда лето было в самом разгаре, я подъезжал деревне. Въезжать в деревню на машине не стал, чтобы не нарушать тамошней безмятежности. Остановился поодаль у дороги, и по тропинке пошел к деревне. Зеленые просторы окутали меня, всюду в траве раздавались звуки насекомых... Это яркое полотно словно несло меня на своих руках. Ближе к деревне я услышал звуки музыки, и сразу же вспомнил про дядю Колю. Мне сразу представилось, как он сидит на лавке в теньке и играет. В такую погоду точно никто работать не стал бы, иначе можно было бы тепловой удар получить. Я сразу заметил, что дома стали не так явно видны, как раньше, потому что разрослись деревья и кусты. Музыка становилась всё громче, но когда я уже шёл по улице, то гармонь перестала играть, и солнце моментом спряталось за единственное облако, которое в тот день висело в небе. Не по себе стало от нескольких брошенных домов, которые я увидел там. Я знал тех, кто там жил раньше, но где они сейчас мне совершенно не известно. Брошенные дома быстро приходят в упадок, а потому смотрелись довольно жутко. Дом моей бабушки тоже изменился, его и красили, и меняли крышу, и забор, но я его узнал по старым большим елям, которые росли рядом. Мило... Я посмотрел на соседский дом дяди Коли и решил заглянуть, но дверь мне открыла старушка, как оказалось – жена дяди Коли. К удивлению, она сразу меня узнала, хотя прошло столько лет.
- Дядя Коля умер уже, Саш, почти 3 года назад... – сказала она.
Этого я не знал, а потому было очень печально узнать такую новость...
- А кто ж теперь играет на гармони? – спросил я.
- Да никто уж не играет, да и не для кого... – ответила она и добавила: - Почти все уехали отсюда, несколько стариков осталось, да и только.
- А сейчас никто не играл? – поинтересовался я.
- Никто. Даже когда дядя Коля еще на этом свете был, то последние два года играть не мог, болел сильно. – сказала она.
- Вот оно как, - сказал я, попрощался, отошёл от дома и сел на лавочку, на которой раньше запевал дядя Коля.
А ведь я слышал гармонь, когда шёл сюда, да так явно... Иначе бы я и не вспомнил про музыку первым делом, если бы не играла она наяву. Какая тонкая грань между прошлым и настоящем в этом месте.
«- Может дядя Коля где-то тут...» - подумал я, и солнце вышло из-за единственного на небе облака и осветило деревню.
30.04.2017 г.