Все человеческое ненадежно

Ангелина Кныш
Эту фразу произнес Антоний Великий в своем произведении «О доброй нравственности и святой жизни». И это действительно так.

Хотя как же хочется верить хоть кому-то, хоть во что-то на этой грешной земле, иначе как же жить, заранее считая всех злыми и непорядочными?

Мы уже привыкли, что буквально каждый день очередные разрушения вследствие артиллерийских обстрелов в моем городе на Донбассе, со слов украинской стороны, производят сами боевики непризнанных республик, хотя это полнейший абсурд. Идет постоянная манипуляция с сокрытием боевых потерь, полнейшее игнорирование договоренностей о перемирии, возводятся все новые препятствия на пути получения стариками республик своих кровно заработанных украинских пенсий.
 
Недавно при пересечении блокпоста на линии разграничения с Украиной довелось наблюдать шокирующую картину: длинная живая очередь людей перед блокпостом, а вдоль проезжей части, в полушаге от нее – труп мужчины, прикрытый полиэтиленом (не выдержало сердце, ему было 75 лет, как потом сообщили в Интернете). И никто не ужасался, все уже привыкли – такое теперь приходится наблюдать все чаще и чаще…

Ну, ладно, думалось, не повезло в очередной раз Украине с властной верхушкой, безбрежные коррупционные возможности затмили ей глаза. Но не будет же Европа, где отсутствует такой небывалый размах коррупции, бесконечно мириться с исчезновением, словно в черную дыру, своей периодически выделяемой помощи Украине? Должен же наступить момент, когда кто-то там властно стукнет кулаком по столу, требуя отчета и радикальных реформ…

Однако вскоре довелось посмотреть российскую телепередачу «60 минут», где молодая красивая пара ведущих долго пыталась обнажить перед участниками диалога всю коррупционную подноготную украинской политики. И такие они, дескать, и сякие, довели страну и народ до нищеты…

И тут сразила наповал реплика молодого самоуверенного поляка, смысл которой сводился к следующему: «Пусть там хоть инопланетяне будут во власти, мы не изменим своего мнения о России и будем продолжать свою политику».

Вот так! И сразу все стало ясно и понятно в их европейской позиции: и четвертый год «озабоченности» Европы из-за войны на Донбассе, и что им плевать на гибель людей и издевательства над полуголодными стариками, и что никакие их перевыборы не изменят ситуации… Впрочем, бомбежками на Ближнем Востоке они ужасаются не менее фальшиво и лицемерно.
 
Бедный мой город! Каждый день его окраины подвергаются обстрелам и разрушениям, но он отчаянно пытается сохранять все атрибуты мирной жизни. Вот только бедность и нищету все труднее скрывать, особенно старикам. Вместе с недавним введением тотальной украинской блокады их лишили также доступной ежемесячной гуманитарной помощи от Ахметова. Минимальная пенсия здесь (ее получает большинство пенсионеров) – всего 2600 рублей (в России больше 8000 рублей), а цены-то у нас, особенно после блокады с Украиной – российские, никто в ущерб себе из России поставлять товары не будет.

Радует лишь то, что в церковь приходит все больше людей – весь пост по воскресеньям шли и шли нескончаемым потоком к причастию… На кого же еще уповать и надеяться в этой жизни, как не на Бога?

Большое утешение дает духовная литература. Так, Антоний Великий, полное собрание сочинений которого помещается всего в одном совсем не толстом томе, убеждает: гибнем не МЫ, а ОНИ:
 
«Бояться следует не смерти, а погибели душевной, которая есть неведение Бога. Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв сие, свергает с себя бремя вещественного, и, возникнув из-под сего бремени, познает Бога всяческих, и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему. И таким образом душа, победивши злые страсти и вещество, венчается от Бога».

«Жизнь плотская и наслаждение в жизни сей большим богатством и властью бывает смертью для души; напротив труд, терпение, бедность с благодарением и умерщвление тела есть жизнь души и путь к вечному утешению».