Домой

Сергей Быструшкин Младший
   Отец Виктор ждал Ирину в кафе. Он приехал с небольшим опозданием. Под опозданием он понимал то, что приехал практически вовремя. Обычно на встречу с представителями женского пола он приезжал хотя бы минут за десять. Его встретила симпатичная девушка, проводила к уютному столику у окна и подала меню. Ирины еще не было. Священник с облегчением повесил пальто на вешалку, сходил в туалет и устроился на диванчике.
   День для него начался довольно рано. С утра он вместе со своими домочадцами вышел из дома в шесть утра. Его жене на работе требовалось встречать сотрудников и поздравлять с двадцать третьим февраля. Вместе с ней этим должна была заниматься ее более младшая коллега. Сын решил пораньше пойти в школу, а священник навестить родственников. От них же он потом и поехал на встречу с Ириной.
   Родственники еще спали, когда он приехал. Священник шел до их дома по темным пустым улицам, с наслаждением смотрел по сторонам и восхищался красотой Божьего мира. Ему очень хотелось отдохнуть, полежать, но в то же время любопытство, что же за ситуация, насчет которой Ирина хотела с ним посоветоваться, не давало ему покоя. За свою жизнь ему пришлось поучаствовать в нескольких расследованиях в качестве основного действующего лица, и втайне он надеялся, что сейчас ему тоже расскажут нечто такое… детективное.
   Придя к родственникам, он убедил их продолжить отдыхать, а сам какое – то время просидел в Интернете, а ближе к рассвету тоже немного подремал. Потом они все вместе позавтракали, и он поехал в кафе.
   Ирина появилась ровно в двенадцать. Отец Виктор встал при ее появлении.
   -Восхищен вашей пунктуальностью! – признался он, помогая ей снять куртку.
   Она села напротив него. Ей подали меню.
   -Можете что – нибудь заказать, - предложил священник. – А если захотите попить, то вот я уже взял зеленый чай.
   -Отлично, вот зеленый чай я очень люблю, - обрадовалась Ирина.
   Она заказала слоеное пирожное. Когда официантка отошла, отец Виктор спросил:
   -Так что же вы хотели со мной обсудить?
   -Отчасти этокасается моего молодого человека.
   -Так…
   -Мы на днях собираемся расписаться, вы не подумайте, отец Виктор. У нас ничего…
   -Да я и не думаю… - соврал отец Виктор, хотя, как раз о том самом он и подумал.
   -В последнее время, я чувствую, он влез в нехорошую историю.
   -Давайте по порядку.
   -Все началось с моего прихода на радио. Одно время я была сильно увлечена поисками работы. Учась на журфаке, я думала о том, что вскоре получу престижную работу, буду освещать светскую жизнь звезд. Отчасти так и получилось, только и звезды оказались довольно непривлекательными, да и работа мне быстро наскучила. Спасало студенческое радио – мы с двумя подругами организовали радиостанцию, куда приглашали однокурсников и брали у них интервью, устраивали беседы, музыкальные часы.
   Одним словом, так бы и жила я, уже ни на что, надеясь в плане карьерных перспектив, но вдруг неожиданно на самом последнем курсе института на меня вышли сотрудники радиостанции «Дар». Это религиозное межконфессиональное радио, там работают и православные, и протестанты, и католики. Я к тому времени уже пришла к вере, и мне это было очень близко. В общем к Выпуску я уже вела там две авторских передачи.  В одной мы с известным богословом отвечаем на вопросы слушателей, которые либо пишут, либо звонят нам, в другой – я сама рассказываю о каких – то вопросах веры.
   Жить бы мне и радоваться, но недавно я однажды я задержалась на работе. Мама была в театре, торопиться особо смысла не было. Я бродила одна по пустому офису, любуясь павильонами, наслаждаясь тем, что теперь у меня есть пусть и небольшой, но источник доходов. И вдруг из кабинета начальника раздался странный звук. Я замерла. Мне - то казалось, что я одна в офисе. Но выяснилось, что нет. Я стояла и прислушивалась к этим душераздирающим звукам. Я даже не могу вам описать, отче, что это было. То ли кто - то выл, то ли плакал. Но это было невыносимо на слух.
Мне почему - то стало очень страшно. Я схватила свою сумку и убежала. Уже в метро я подумала о том, что надо было сказать охране, как - то указать на этот момент. Но тогда мне стало так страшно, что я ничего уже не соображала.
-Любопытно, - покачал головой отец Виктор. - Продолжайте, Ирина.
-На следующий день у меня был только утренний эфир. Я ни с кем не обсуждала эту историю. Моя передача начиналась в десять утра, многие сотрудники еще не пришли, я сидела одна в студии, и мне было как - то не по себе. Уходя с работы, я видела начальника, входящего в свой кабинет. У меня появилась мысль сказать ему, что в его отсутствие там творилось что - то невообразимое, но я удержалась.
   В среду у нас был эфир с моим соведущим Дмитрием Домбровским. Я обратила внимание на то, что Дмитрий был невероятно бледен и как - то взволнован.
-Вы пробовали узнать, в чем причина его тревоги?
-Пробовала, но он отшутился, что все в порядке. Он был таким уже после утреннего эфира.
   -А что это был за эфир?
   -Не знаю. Но он был очень возбужден. Сразу куда – то поспешил потом. И вообще был сам не свой. Мне это показалось странным.
   -Почему? Разве он всегда спокоен и выдержан?
   -В том – то и дело, отец Виктор. Как правило, Дмитрий очень уверенный и сдержанный. А тут его как подменили. Я пыталась понять, в чем дело, но мне это так и не удалось. Я грешила на его сломанный позвоночник, который периодически дает о себе знать, поэтому особенно на эту тему не задумывалась. В тот день, когда я после встречи с подругами, уже подъезжала к дому, внезапно обнаружила, что ключи остались в маленькой сумочке, которую я забыла на работе. Проклиная все на свете, мне пришлось ехать обратно.
   Охранника в офисе не было. Меня это удивило. Куда же он мог деться? Впрочем, меня больше интересовало, чтобы моя сумка была на месте. Я прошла в комнату, в которой днем вела передачу с Домбровским. Сумка моя оказалась там, где я ее оставила – под столом. Я наклонилась, чтобы ее забрать, и вдруг услышала те же самые звуки, которые были в понедельник.
   На этот раз они были громче и отчетливее. В полном ужасе я хотела убежать, но женское любопытство во мне возобладало. Я осторожно подошла к двери, из – за которой раздавались звуки, и осторожно приоткрыла ее.
   То, что открылось моим глазам, было невозможно описать словами: Дима стоял возле рабочего стола, обняв его и лизал поверхность. Я подумала, что брежу. Но нет, это было наяву. При этом Дима издавал какие – то странные звуки: не то смеялся, не то стонал. Я осторожно закрыла дверь и как зачарованная пошла к выходу.
   -Вот это история, - покачал головой отец Виктор.
   -Я почему к вам обратилась, - посмотрела ему прямо в глаза Ирина. – Мне кажется, ему нужна отчитка.
   -Вы хотите, чтобы я провел сеанс экзорцизма? – скептически вздохнул священник.
   -Да!
   -Не думаю, что это хорошая идея!
   -Почему?
   -Потому что в этом деле нужны профессионалы, духовные атлеты, а я просто батюшка. Кроме того, я не думаю, что это беснование.
   -А что же это по – Вашему? Вы думаете, он сошел с ума?
   -Я не знаю. Давайте для начала я с ним познакомлюсь.
   -Отче, а приезжайте сегодня вечером к нам в офис? – предложила Ирина. – Он сегодня целый день на работе, наверняка вечером опять начнется эта истерика. Тут – то вы и вступите в дело.
   -Ну, ладно, ладно, - нехотя согласился отец Виктор. – Но мне сначала нужно съездить за облачением, кадилом и ладаном.
   -Ну так и до вечера еще много времени. Встретимся в офисе.
   -Только ради вас, Ирина.
   Девушка улыбнулась и посмотрела на часы.
   -К сожалению, мне уже нужно бежать. До вечера, отец Виктор!
   -До вечера.
   Он помог ей надеть пальто, и Ирина убежала. Отец Виктор вернулся за столик. Какое – то время бездумно смотрел в окно на заснеженных прохожих. А затем зашел на сайт радио, где работала его собеседница в раздел подскастов и нашел передачу Домбровского. После чего воткнул в смартфон наушники и запустил эфир за понедельник.
   На следующий день Ирина позвонила отцу Виктору. Тот снял трубку, пробудившись ото сна. Они как раз с семьей отдыхали.
   -Да.
   -Отец Виктор, это Ирина.
   -Здравствуй, Ира.
   -Вы не могли бы приехать к нам на эфир? У нас не будет священника, а нам нужно чтобы кто – то поучаствовал в передаче. Ее как раз будет вести Дмитрий. Заодно и познакомитесь.
   -Да, Ира, я приеду. К скольки?
   Вскоре он уже подъезжал к офису радиостанции, в которой работала Ирина. Она встретила его в коридоре и проводила в небольшую комнату. Одна стена ее была украшена баннером, на котором на фоне ночного города красовалось название станции.
   Ирина усадила отца Виктора за стол и убежала. Вскоре пришел Дмитрий. Пожимая ему руку, отец Виктор отметил, что он действительно чрезвычайно издерган. Когда Домбровский садился за стол, его слегка потрясывало. Он заметил, что священник пристально смотрит на него и попытался отвлечь его.
   -Вы готовы к эфиру?
   -Всегда готов! – шутливо ответил отец Виктор. – Чего же волноваться? Не в первый раз!
   -Ну и отлично, - Дмитрий надел наушники. – Тему эфира знаете?
   -Знаю, - кивнул отец Виктор.
   -Тогда через минуту начинаем.
   Зазвучала заставка передачи.
   -Добрый день, - заговорил в микрофон Домбровский. – Сегодня двадцать второе февраля. Меня зовут Дмитрий Домбровский. И у нас есть второй ведущий, который будет отвечать на все ваши вопросы. Это протоиерей Виктор Бусько. Здравствуйте.
   -Добрый день.
   -Итак, у нас передача «Откровенный разговор», и это значит, что мы будем слушать ваши вопросы. Связаться с нами вы сможете…
   Пока ведущий перечислял варианты связи с ним, отец Виктор внимательно наблюдал за выражением его лица. Дмитрий по – прежнему был чем – то озабочен и мыслями явно был далек от эфира.
   -Нам на сайт пишет Олег: «Если христианство — истина, христиане должны быть нравственнее других. Это как-то заметно? Статистика этого не подтверждает».
   -Вы знаете, очень сложно понять, как можно посчитать нравственность, и очень сложно понять, как можно посчитать христиан, потому что методы подсчёта могут быть разные. Я видел американскую статистику, согласно которой люди, заявляющие о том, что они рождены свыше, разводятся так же часто, как люди, которые не рождены свыше. Я сильно подозреваю, что это просто опрос по самоидентификации. В России большинство людей идентифицирует себя как православные. При этом около половины из этих православных вообще не верит в Бога. То есть мы имеем дело не с христианской верой, а с культурной самоидентификацией. Ричард Докинз, кстати, говорит, что он культурный англиканин. Соответственно, там, где преобладает протестантизм, проповедующий рождение свыше, большинство населения будет заявлять: «Мы все рождены свыше. Мы же не нехристи какие». В России все будут православные, в Польше — католики. И это будет иметь очень мало отношения к тому, является человек реально верующим или нет. Это просто указание на принадлежность к определённой культуре. Человек может быть верующим, может быть неверующим — это ни о чём не говорит. А вот если мы смотрим статистику по тому, посещают ли люди богослужения и как часто, вот тут оказывается, что есть огромная связь между поведением человека и тем, ходит ли он в церковь. И это уже совершенно другая статистика по разводам, по алкоголизму. Я не видел статистики именно по нравственности. Но люди, которые посещают богослужения, по крайней мере более благополучны в отношении алкоголизма, наркомании и прочих социальных язв. И в этом отношении разница между христианами, живущими церковной жизнью, и неверующими, конечно же, очевидна. Другое дело, что неверующие исследователи объясняют эту разницу в материалистических терминах: когда у человека есть община, есть люди, которые задают ему определённые стандарты поведения, он будет стараться соответствовать этим стандартам; соответственно, ему психологически легче, когда у него есть группа друзей-единомышленников, с которыми он постоянно тусуется — вполне материалистическое объяснение. Но статистическая разница между людьми, которые живут церковной жизнью, и людьми, которые ею не живут, безусловно, есть. И я ещё раз подчеркну, что это разница именно между нецерковными и церковными людьми. Когда человек просто ставит галочку, что он рождённый свыше (если его спрашивают в Техасе) или православный (если его спрашивают в Москве), это может абсолютно ни о чём не говорить. И вполне вероятно, что статистика по таким православным или рождённым свыше ничем не будет отличаться от всех остальных исследований.
   Пока отец Виктор говорил, он продолжал смотреть на Дмитрия. Тот заметно успокоился. Как будто придумал решение проблемы и отвлекся от своих тягостных размышлений. «Отчего же его так крутит?» - мысленно любопытствовал священник.
   Когда он ответил на последний вопрос, Домбровский сказал в микрофон:
   -Спасибо, отец Виктор. К сожалению, наше время подошло к концу. Спасибо всем, кто пишет, кто звонит нам и кто просто нас слушает. Мы обязательно зададим оставшиеся вопросы в следующем эфире. Звоните как можно раньше, прямо с самого начала эфира, и есть большой шанс, что мы вас услышим и ваш вопрос попадёт в наш эфир. Записи наших эфиров вы можете найти на teos.fm. До новых встреч в следующую среду! 
   Отец Виктор снял наушники.
   -Вы очень выручили, - вполне искренне улыбнулся ему Дмитрий.
   -Во славу Божью, - лаконично ответил священник.
   Он вторым вышел из комнаты. И успел заметить, как Дмитрий в коридоре что – то получил от взмыленного курьера, в ответ протянув ему деньги. Нервно оглянувшись, Дмитрий заметил отца Виктора. Тот сделал вид, что не обратил внимания на его телодвижения и спокойно направился к выходу. Сам же Дмитрий скрылся у себя в кабинете.
   Офис радиостанции отец Виктор не покинул. Он выждал минуты две и резко вошел в кабинет Домбровского. Так получилось, что он заглянул в него одновременно с Ириной. Дмитрий сидел на коленках на собственном рабочем столе и облизывал его.
   -Дима, что с тобой?! – воскликнула Ирина, прижимая руки ко рту.
   -Ему сейчас хорошо – о, - покачал головой отец Виктор. – Чуть позже будет плохо.
   -А от чего его так? – Ирина со смесью ужаса и брезгливости созерцала конвульсии коллеги.
   -Наркотики. Обыкновенные наркотики отечественного производства. Были бы импортные, может быть не так плющило.
   -Наркотики? Откуда у него наркотики?
   -От курьера, который доставил их ему сегодня после утреннего эфира. Если не ошибаюсь, это марихуана.
   -Откуда вы знаете? – посмотрела на священника девушка.
   -Ирочка, я вам все объясню, только давайте сначала вызовем «Скорую».
   -Да, да, конечно, - Ирина полезла в карман джинсов за айфоном.
   -И полицию, - добавил отец Виктор, напряженно наблюдая за лающим Домбровским.
   Когда Дмитрия скрутили и увезли, отец Виктор и Ирина заперли офис и отправились пешком до метро.
   -Ну теперь – то вы мне можете рассказать, что с ним произошло? Откуда у него наркотики?
   -Помните вы мне рассказывали, что ваш коллега стал нервным после одного эфира. Я нашел этот эфир и прослушал его. У Дмитрия в гостях был врач невролог. Я обратил внимание, что ваш коллега слушал его очень внимательно, чересчур даже внимательно.  Мне сразу пришли на память ваши слова о его проблемах с позвоночником. А все дело в том, что доктор предлагал довольно оригинальный вид решения проблемы – наркотики. Покурил спайс – и боли уже не так досаждают. А Дмитрий, который после травмы уже много лет мучается болями в спине, ухватился за эту возможность и договорился с ним о том, чтобы он снабжал его необходимым… кхм… «лекарством».
   -Какой ужас! – всплеснула руками Ирина.
   -Вы так считаете? А вот Дмитрий нашел в этом решение всех своих проблем. Правда он не учел, что наркотик есть наркотик, и поэтому все последствия его влияния на организм вы могли наблюдать по вечерам. Поскольку Дмитрий о чем – то таком догадывался, он не рисковал курить марихуану дома, поэтому корежило его, как правило, в рабочем кабинете.
   -Что же теперь с ним будет?
   -Я надеюсь, ему помогут. Я буду за него молиться. Все, что мы могли, мы сделали. Остальное сделает Господь…