724 День рождения корабля 8 Фотолетопись 12 08 197

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 724. Калининград. Рейд СБР Калининградского ПСЗ «Янтарь». БПК «Свирепый». День рождения корабля. Часть 8. Фотолетопись. 12 августа 1972 года.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: Калининград. ПСЗ «Янтарь». Река Преголя. Заводской рейд СБР. День рождения БПК «Свирепый». Командующий Балтийским флотом, адмирал В.В. Михайлин, руководство Калининградской области, города Калининграда, руководители Калининградского ПСЗ «Янтарь», ответственные сдатчики и военпреды, принимавшие от завода-изготовителя БПК «Свирепый» в компании с моряками-свиреповцами на первом снимке Фотолетописи БПК «Свирепый». С этого кадра началась серия корабельных стенгазет под общим названием «Фотолетопись БПК «Свирепый». 12 августа 1972 года.


В предыдущем:

Жаль, мне не удалось сфотографироваться с командующим Балтийским флотом, адмиралом В.В. Михайлиным на память. Я спрыгнул с крыши носового тамбура и буквально «потребовал», чтобы все не расходились, а сфотографировались теперь не только у кино- и фотооператоров, но и в фотолетопись БПК «Свирепый».

Командир корабля на мою выходку поморщился, но меня поддержали масса матросов, которые тоже жаждали сфотографироваться с командующим Балтийским флотом. Поэтому адмирал В.В. Михайлин весело разрешил нам ещё раз сфотографироваться «на память». Это был мой второй снимок, причём таким, каким я его сам скомпоновал, управляя ребятами.

Мысль о фотолетописи БПК «Свирепый» пришла внезапно, как оправдание задержки адмирала и наших гостей, как оправдание необходимости выбрать и скомпоновать правильный и наиболее эффектный кадр, например, я сделал дубль этого снимка, чтобы поймать полностью развевающийся алый гюйс. Адмирал В.В. Михайлин с пониманием отнёсся к необходимости немного потерпеть, а потом успокоил командира корабля и особенно старпома, который сделал мне знак, чтобы я «убирался ко всем чертям»...

На следующий день в воскресенье 13 августа 1972 года, когда я у нашего корабельного баталёра проявил ночью фотоплёнку и сделал первые пробные фотоотпечатки, я подумал, что их надо показать первым делом командиру корабля, но он отдыхал после вчерашнего ночного традиционного флотского застолья и я показал ещё влажные фотоснимки большого формата 24Х30 заместителю командира корабля по политической части, капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину.

- Вот этот снимок (смотри фотоиллюстрацию – автор) нужно сделать в количестве не менее 20 штук, - сказал мне Бородавкин озабоченным тоном, - и то мало будет. Жаль только, что это гюйс, а не Военно-морской флаг, но всё равно, отличный кадр и его можно дарить «большим людям».

- «Годки» просят сделать им такие снимки, - сказал я несмело замполиту.

- «Годки» на то и «годки», - веско заявил Дмитрий Васильевич, - чтобы изыскивать возможности самим делать фотографии, а не эксплуатировать корабельного художника-фотографа. Суворов, где ты научился так фотографировать и «строить» одновременно годков, командира корабля, старпома, контр адмирала, адмирала, командующего Балтийским флотом и высшее руководство завода «Янтарь»? Ты что, не знаешь что такое субординация?

- Момент был такой, что иначе было нельзя, - оправдывался я. – Надо было, чтобы все были в кадре, чтобы смотрели прямо в объектив фотоаппарата и чтобы при этом гюйс развевался вовсю ширь. Я не виноват, это так получилось.

- Хорошо получилось, - задумчиво сказал Дмитрий Васильевич Бородавкин. – А что это ты там нам кричал, что «это кадр фотолетописи корабля и что мы должны выглядеть в летописи достойно»? Ты хоть понимаешь значение и смысл своих слов?

Я не помнил, чтобы говорил, а тем более кричал кому-то эти слова. Думать – думал, но чтобы кричать? Такого я не помню…

- Кричал, кричал, - строго заявил замполит. – То, что ты надумал делать фотолетопись корабля изначально со дня его рождения, то есть с момента первого подъёма Военно-морского флага – это идея правильная. Одобряю. Считай, что ты теперь будешь фотолетописцем нашего корабля и сделай ка к обеду стенгазету о вчерашнем дне, типка фоторепортаж о встрече командующего Балтийским флотом и о подъёме Военно-морского флага. Кадры такие есть у тебя?

Я рассказал Дмитрию Васильевичу Бородавкину о том, как лейтенант-охранник не пускал меня к поручням из-за башни артустановки, чтобы я мог сфотографировать, как командир корабля поднимал с сигнальщиками Военно-морской флаг.

Замполит досадливо хлопнул ладонями по столу, поморщился, покачал головой и решительно сказал, что «теперь тебе помех никаких не будет при условии, если ты, Суворов, будешь держать себя строго в рамках субординации, не говорить лишнего, помалкивать и хорошо делать своё дело».

С этими словами замполит меня отпустил делать фотографии и таким образом я в одночасье сделался не только художником-оформителем корабля, но и фотолетописцем.

Наш матрос-баталёр был очень недоволен тем, что я внезапно стал «любимчиком» замполита, что «ворвался» в его кладовую, что занял всё его рабочее место «своими вонючими банками-склянками», а ему «не даю ни одной фотографии». А как я мог кому-то отдавать фотографии, если Дмитрий Васильевич Бородавкин строго-настрого предупредил, что количество снимков-отпечатков будет проверять лично…

Таким образом, снимок фотоиллюстрации стал первым официальным кадром фотолетописи БПК «Свирепый», титульным подарочным снимком, центральным кадром корабельной стенной газеты.

Все без исключения матросы, старшины, мичманы и офицеры экипажа корабля были довольны этой газетой и этим снимком. Все не просто хотели, а жаждали заполучить его себе в альбомы, но Дмитрий Васильевич Бородавкин просто-напросто отобрал у меня фотоплёнку, заявив, что она принадлежит БПК «Свирепый» и его истории, за которую он, заместитель командира корабля по политической части, отвечает…

Это был первый и изначальный принципиальный конфликт-несогласие между замполитом и личным составом ЮПК «Свирепый». Я тоже был против того, чтобы ограничивать право матросов и старшин, мичманов и офицеров иметь исторические снимки первого подъёма Военно-морского флага и дня рождения БПК «Свирепый».

Я вообще хотел, чтобы эти фотоснимки выдавались матросам и старшинам, особенно тем, кто был запечатлён на этих снимках, в качестве поощрений и благодраностей, но увы, капитан 3 ранга Д.В. Бородавкин поначалу свой службы на БПК «Свирепый» был, как бы помягче выразиться, - авторитарным и ортодоксальным замполитом, то есть склонным последовательно и неуклонно придерживаться основ какого-либо учения, мировоззрения, каких-либо взглядов – своих взглядов...

Кстати, так получилось, что «ДМБовские годки» не бросились, как «молодые в кучу начальства», чтобы сфотографироваться с ними «на память», а после того, как я спрыгнул с крыши тамбура на баке и «потребовал сфотографироваться в фотолетопись корабля», они поторопились занять места. Однако вставать перед командующим Балтийским флотом, адмиралом В.В. Михайлиным и загораживать его, конечно, нельзя, поэтому я их («годков») посадил на корточки…

Ох! и припомнили «годки» мне эту «посадку»…

Сколько злых, остроумных и колких шуточек было после того, как я «опубликовал» эту фотографию (фотоиллюстрацию – автор) в корабельной стенной газете! «Молодый стоят, а годки на полусогнутых перед ними и под адмиралом!», «Все вверху, а «годки» внизу!», «Молодые петухами, а «годки» наседками!», «Суворов показал «годкам» их место» и т.д.

Конечно, это были шутки, но в каждой шутке только доля шутки, поэтому мне этот снимок ещё долго «икался и кололся» во время службы на БПК «Свирепый».