Скидочку сделаем!

Светлана Компаниец
     Зима  в  этом  году  у  нас  холодная.  А,  может,  так  уже  мне  кажется,  и  не  только  мне,  и  от  подруг  слышу:

-  Не-ет!  Зима  в  этом  году  холоднее,  чем  в  прошлом…

   Хотя  она  почти  не  отличается  от  зим, о  которых  остались  воспоминания,  разве  только  дождей  меньше.  Так  ведь  и  прошлой  зимой,  и  позапрошлой,  всё  твердили  по  радио,  что  дождей  мало,  дождей  недостаточно…  Правда,  когда  застываешь  в  наших  бетонных  израильских  коробках  (при  плюс 3-8  на  улице),  и  когда  уже  не  помогает  никакой  нагреватель,  и  сидишь  в  кресле  перед  компьютером  скукожившись  до  ломоты  в  затылке ,   одет,  как  капуста, -  в  десяти  одежках, - уже  не  возражаешь:  да,  таки  эта  зима  самая  холодная!   А  если  в  это  время  за  окном  льет  дождь,  грохочет  гром  и  холодный  ветер  завывает  в  коробках  жалюзи  и  даже  слегка  колышет  легкие  занавеси  (на  закрытых  окнах!),  и ветви  старого  эвкалипта  царапают  пластик  опущенных  трис , - не  хочется  думать,  что  вот  завтра,  рано  утром,  надо  вставать,  выходить  из  дому,  куда-то  ехать…

   И  вот  в такую  хлябь пришлось мне  отправиться  в консульство  (российское),  засвидетельствовать  свое  присутствие  в  этом  мире, - для  получения  заработанной  мною  (почти  за  сорок  лет!)  пенсии.

   И  не  отложить,  не  перенести  визит,  так  как  очередь  уже  "забита"  два  месяца  тому  по  интернету.  Прекрасная  штука – интернет.  Покопался  в  нем  (если  еще  "тямы"  хватает!),  заказал  очередь  -  и  жди  указанную  дату.  И  надо  успеть  вовремя,  рассчитать,  чтобы  попасть   в  срок,  а  то  в  прошлом  году  явилась  я  в  декабре  вместо  февраля  (оказалось,  что  это  теперь  мое  время!)  и  не  засвидетельствовали…  Велели  прибыть  через  два  месяца.  Хорошо,  что  живу  в  Хайфе,  в  одном  городе  с  консульством,  а  если  в  Афуле,  или  еще  дальше, - в  Метуле?  Словом,  приятного  мало,  да  еще  в  такую  погоду!

   И  вспоминаю  толпу  у  российского  консульства  в  Тель  Авиве  в  девяносто  девятом, - мы  только  приехали  и надо  было  встать  на   учет.    Протолклись  там  со  Светой,  моей  невесткой,  полдня,  -   на  тротуаре,  под  открытым  небом,  на  холодном  декабрьском  ветру,  прячась  под  зонтиками  от  внезапно  налетающих  с  моря  туч,  с  короткими  перерывами  поливавших  нас  проливным  дождем…  Наслушались  грубых,  а  порой  и  хамских,  окриков  и  команд  бравых  служителей  консульства,  эдаких  гренадеров,  -  косая  сажень  в  плечах,  - все  оттеснявших  напиравшую  толпу, когда  открывалась  плотно  захлопнутая  и  запертая  изнутри  дверь  и  появлялся  один  из  них,  держа  в  руке  лист  бумаги,  и  выкрикивал  пять-шесть  фамилий… 

  Что  было, - то  было…  После  этого  я  почти  тринадцать  лет  не  появлялась  в  консульстве,  уже  открытом  в  Хайфе,  питаемая  слухами  из  таких  же  живых  очередей,  уже  ожидавших  в  тихом  закутке,  но  все  так  же  часами  и  под  открытым  небом, - на  палящем  солнце  или  под  дождем…  Шла  к  адвокату,  платила  втридорога  (здоровье,  время  и  хорошее  настроение  дороже  денег!)  и  получала  нужную  справку.  И  только  вот  последние  три  года  я  хожу  в  консульство,  -  "нонеча  -  не  то,  что  давеча!" И  встречают  иначе,  без  командных  окриков,  и  в  окошечках  видишь  уже  только  милые  женские  лица,  и  никто  щек  не  надувает,  и  уже  не  чувствуешь  себя  изгоем  или  (что  похлеще!)  "изменником  Родины"!

   Хорошая  штука  -  интернет:  записался  и  жди  своего  часа.  Но!  Попробуй  только  ошибись!  Не  так  указал  цель  своего  визита  и…  - "гуляй,  Вася"!  Не  пропустят  ни  за  что!  Возвращайся  домой  и  снова копайся  в  компе, -  и  соображай!  И  опять  жди  пару  месяцев…  На  моих  глазах  по  этой  причине  пожилая  пара  (ну,  очень  пожилая!)  отправилась  в  слезах  назад,  домой, -   в  Афулу! 

   Я  сегодня  пришла  в  назначенное  время,  успела!    Бежать-то  от  автобуса  до  консульства  (а  ОНО  опять  переменило  место!) хороших  километра  полтора!    И  все  в  гору!  Повезло, - хоть  дождя  пока  не  было.  И  пропустили  в  калиточку  сразу, не  пришлось  топтаться  на  узком  тротуарчике,  на  котором  и  стоять-то  надо  умеючи:  крутым  склоном  пробегает  он  мимо  консульства  вниз  по  узкой  улочке,  зажатой  между  бетонными  оградами,  облицованными  белой  каменной  плиткой.  И  во  дворе,  уже  в  открытой  беседке,  ждать  пришлось  совсем  немного, -  каких-то  минут  двадцать.  Ну,  а  внутри  уже  и  присесть  можно,  если  есть  стул  свободный.  Даже  согреться  успела…

   Засвидетельствовали…  Пора  домой.

   Вниз,  к  автобусной  остановке,  идти  легко, -  катишься  себе  с  горки,  только  не  запнуться  бы…  И  как  будто  теплее  стало.  Сыну  позвонила:

  -  Не  теряй  меня, -  пройдусь  по  Адару,  по  магазинам,  поищу  куртку! 

   Да,  куртку  надо   купить,  и  потеплее.  В  старой  уже  стало  тесно,  да  и  коротковата…  И  вот  уже  зима  кончается,  а  я  все  в  "семисезонной",  что  сама  сшила:  удобно,  уютно,  и  (не  буду  скромничать!)  красиво,  но…  не  тепло.  Как-то  терпимо  было, -  все  перебежками:  магазин,  библиотека,  поликлиника…  Не  успевала  замерзнуть.  А  вот  сегодня…

    Так  убеждала  я  себя,  пока  бежала  вниз  по  красивейшей  улочке    от  Бахайского  храма,  и  не  заметила,  как  налетели  тучки  и  сплошным  потоком  хлынул  дождь.  Пока  доставала  и  раскрывала    зонт, - промокла  до  нитки.  Можно  было  и  не  раскрывать,  все  равно  ветер  выворачивал  его  наизнанку,  только  время  и  силы  потратила  на  борьбу  и  с  ветром,  и  с  зонтом… 

 До  автобусной  остановки  дошла,  вернее,  дошлепала  по  лужам,  в  хлюпающих  туфлях,  в    мокрых,  облепивших  ноги,  брюках  и  с  вывернутым  зонтом.  О  магазинах  уже  не  думала,  уже  было  не  до  шопинга, - скорей  бы  подошел  автобус  и  -  домой!...

   А  на  следующий  день  с  утра  прекрасная  погода, - ясно,  словно  и  не  было  вчерашнего  ненастья,  солнышко  пригревает.  Уже  как-то  и  куртку  покупать  неохота…  Может,  переживу?  Нет,  все  же  надо  бы  поехать.   И  скидки  сейчас,  говорят,  приличные, -  зима-то  уже  на  исходе,  февраль.    Уговорила  себя,  оторвала  от  компьютера:  погода  хорошая  и  прогуляться  не  грешно,  лучше,   чем  сидеть  (и  мерзнуть!)  в  четырех  настывших  стенах.

   На  Адаре  и  вовсе  тепло, - он  внизу,  закрыт  горой  Кармель  от,  все  таки,  холодного  западного  ветра.  Ярко,  почти  празднично,  сияют  отмытые  дождем  витрины  бутиков  и  супермаркетов.  Шевелятся  и  играют  красками  вороха  уже  весенней  одежды  на  длинных  вешалках,  выставленных  на  тротуар,  призывно  манят  пластиковые  стулья  вокруг   легких  синих,  красных,  белых  столиков  у  бесчисленных  кафешек.  Пахнет  сдобой,  хорошим  кофе. И  не  удержавшись,  я  заказываю  себе  чашечку   "капучино-афух"  (со  сливками  и  шапкой  сладкой  белой  пены!)  и  пирог  с  яблоками.  Устраиваюсь  за  столиком  на  тротуаре, - здесь  интереснее,  чем    сидеть  внутри  за  высокой  стойкой,  уткнувшись  в  зеркальную  стену  и  созерцая  в  ней  свою    физиономию.  Достаю  мобильник  и,  делая  вид,  что  веду  разговор, -  исподтишка  фотографирую  улицу  и  прохожих:  пригодится  для  клипов!

   Погода  замечательная!  Настроение  отличное!  Пора  начинать  шопингтур.  Удерживаю  себя  не  забегать  в  первые  попавшиеся  бутики,  нацеливаюсь  на  хороший  фирменный  магазин,  так  как  не  умею  по  примеру  своих  подруг  и  приятельниц  подолгу  присматриваться  и  прицениваться,  обходя  все  торговые  точки,  встречающиеся  на  пути, - захожу  в  первый – второй  магазин  и  выхожу  оттуда  уже  с  покупкой. Решаю:  дойду  до  торгового  центра  "Машбир",  там  все  современное,  качественное  и  цены  умеренные. И…  не  выдерживаю:  ноги  сами  заводят  меня  в  очень  дорогой  бутик,  где  торгует  русскоязычная  пара.  Вся  одежда  у  них  супермодная  и…  супердорогая.  А  завернула  я  сюда,  поймав  взглядом  в  широкую  стеклянную  дверь,  как  приманку, -  большой  капюшон  с  шикарной  меховой  опушкой  (из  натуральной  чернобурки!)  на  куртке  синего  цвета,  что  не  висела на  вешалке,  нет,  а  как  бы  гордо  выставляла  себя    напоказ  в  тесном  ряду  более  скромных  "товарок".  И  так  захотелось  погладить  этот  мех!  Я  еще  не  дошла  до  куртки,  как  сзади  послышалось:

 -  Хотите  померить?

  И  молодой  продавец  уже  снимал  это  чудо  с  чернобуркой  с  вешалки.

-  Да…  нет… - смутилась  я. – Я…  только  посмотреть.

-  А  зачем  смотреть?  Надо  мерить.  Давайте  вашу  сумочку  повесим  вот  сюда-а…  Снимайте  свою,  такую  замечательную,  курточку!  Во-от… - и  быстрые  руки  уже  умело  расстегивали  замок  моей  "всесезонки"  и  снимали  ее  с  моих  плеч. 

-  А…  сколько  стоит  эта…  куртка? – я  даже  запнулась,  назвав  ЭТО  так  прозаично:  куртка!

 -  Да  вы  померяйте  сначала,  а  потом  спрашивайте!

-   Но  она…  наверное,  очень  дорогая?

-  Ну,  что  вы  сразу  о  деньгах!  Вы  посмотрите,  какая  красота!

   И  я,  не  успев  опомниться,  уже  стояла  внутри  этого  легкого  пухового  изыска  моды,  а  плечи  мои  и  шея  утопали  в  меховом  обьятьи  капюшона…

  И  правда, -  куртка  сидела  на  мне  отлично.  Вот,  только…  Было  бы  совсем  хорошо,  если  бы…  из  зеркала,  в  обрамлении  такого  чернобурого  великолепия,  смотрело  бы  на  меня  личико    моложе   лет  так  на…  … дцать!   А  не  эта  поблекшая  физиономия  со  следами  усталости  и  пережитых  тревог,  которую  уже  красят  только  прожитые  годы,  а  не  богатые  меха…

  "Не будем  о  грустном!" – мысленно  приструнила  себя  я.

-  Так  сколько,  все  же,  стоит  эта  красота? – и,  услыхав  цену,  уже  почти  не  глядя  в  зеркало,  я  нашла,  что  куртка  мне  длинновата,  да  и  тесновата  тоже.

   И  вот  тут  что-то  с  замком, -  поломаться  может…  Да  и  не  так  уж  хорошо  мне  в  ней!  И  цвет,  и  фасон – больше  для  молодых…  И,  не  слушая  уговоров  уже  присоединившейся  хозяйки  магазина:  "…она  вам  так  идет!  И  скидочку  сделаем!...", -  я  решительно  сняла  куртку  и  хотела  надеть  свою.  Но  не  тут-то  было!  Мощной  преградой  на  пути  встал  молодой  супруг-продавец,  а  позади  звучала  песня  хозяйки-жены:

- Мы  сейчас  найдем  ваш  размер!  Вот  посмотрите  эту!  И  эту!  Какой  цвет  вам  нравится?  - она  одну  за  другой  снимала  с  вешалок  куртки  и  выкладывала  их  передо  мной  на  прилавок. 

-  Да  причем  тут  цвет? Можно,  я  пройду? -  уже  взмолилась  я  и  решительно  добавила: – мне  цена  не  нравится!

-  Так  мы  же  скидочку  сделаем!
 
-  Солнышко!  Я  и  со  скидочкой  не  осилю…  Очень  дорого!

- А  на  какую  сумму  вы  рассчитываете?  -  не  унималась  хозяйка.

   Дорога  к  моей  куртке  с  сумкой  была  перекрыта,  не  говоря  уже  о  двери, - до  нее  мне  было  вообще  не  прорваться  и  я  выдавила:

-  Ну…  шекелей  на  пятьсот… -  хотя  рассчитывала  купить  куртку  гораздо  дешевле,  учитывая  сезонные  скидки  (как-то  неловко  было  в  таком  супербутике  называть  меньшую  сумму:  чего  тогда  приперлась  сюда?).

-  Так  мы  сейчас  подыщем!  Вас  как  зовут?  Светлана?  А  я  -  Таня!  Вот  примерьте  эту!  И  еще  эту…
 
   Передо  мной,  как  баррикады,  вырастали    пухово-меховые  преграды.  Меня,  как  манекен,  одевали  и  крутили  перед  зеркалом.  А  я, почти  войдя  во  вкус  и  понимая,  что  уже  не  вырваться,  стала  привередничать:

-  Рукава  слишком  длинные!...  Капюшон  маленький…  Как  "мамина  кофта"!...  Нет,  лучше  черную!  И  с  поясом!  И  замок  не  двойной!

   По  глазам  мужа  Тани  я  уже  видела,  как  ему  хочется  вышвырнуть  меня  за  дверь  и,  может,  еще  и  пинком  помочь!  Ан  нет!  Нельзя…  Я  пока  единственный,  хоть  и  совершенно  случайный,    покупатель.  И,  к  тому  же,  очень  нерешительная,  словом:  поддающаяся!

   И  я  уже  стояла  перед  зеркалом  в  черной  куртке, -   словно  сшитой  специально  для  меня, - с  нормальным  замком,  с  широким,  приятно  обхватывающим  талию  (вернее,  то  место,  где  она  должна  быть!)  поясом,  с  большим  капюшоном,  опушенным  натуральным  черным  мехом…   А  за  плечами  в  зеркале  выглядывала  Таня,  продолжая   свою  песню:

-  Вы  только  посмотрите,  как  вам  хорошо!  И  пух  в  ней  натуральный!  Вот  тут  образец  даже  упакован. Это  же  Австралия! -  (Господи!  Кто  им  из  Австралии  товар  доставляет?  Скорее  всего – этикетки  "Made…"!) – Вы  еще  вспоминать  меня  будете!


    Еще  бы!  Конечно,  буду! Хотя,  куртка  мне  понравилась.  И  так  уютно  было  в  ней!  Правда,  кураж  мой  поутих,  когда  назвали   цену,  -  уже  после  "скидочки"…  Куртка  стоила  дешевле  "чернобурки",  но…   Пришлось  делать  "хорошую  мину  при  плохой  игре":  я  молча  достала  кредитную  карточку  из  сумки, - ее  уже  предупредительно  держал  в  руках  передо  мной    супруг-продавец, - и  подала  Тане.  Та  все  еще  заливалась  соловьем,  управляясь  с  моей  кредиткой  и  упаковывая (уже  мой!)  пуховик  в  яркий  пластиковый  мешок…
 
  Я  сидела  в  переполненном  автобусе,  на  коленях  держала  мягко  шуршащий  пакет  (как  средних  размеров  подушку  из  натурального  пуха!)  и  тоскливо  смотрела  в  окно.   Коротким  был  мой  поход  по  магазинам.  И  никакого  удовольствия… "Да  ладно, - успокаивала  себя, - мало  ли  я  покупаю  всякой  ерунды!  А  тут  настоящий  пуховик…  И  цена  нормальная…  Ну,  да,  нормальная!  Может,  еще  и  этой  зимой  надену!"  А  за  окном  ярко  светило  солнце,  проплывали  газоны  в  молодой  зелени,  мелькали, пока  еще  редкие, красные,  голубые,  желтые  цветы  кустарников.  Февраль,  конец  зиме,  начало  цветения…   
 
   Раза  три,  (все-таки  этой  зимой!)  вечером,  я   надевала  куртку  и  чувствовала  себя  в  ней  прекрасно.  И  когда  позвонил  сын:

 -  Мам!  А  ты  где?

  Ответила:

  -  Я  гуляю.  Выгуливаю  пуховик!