Музыкальные впечатления 14

Родионов Виталий Константинович
После Жана-Батиста Люлли Рамо делает в опере следующий шаг в сторону земного человека.

В операх Люлли – небесная любовь, Рамо – земная. Люлли - пылкий любовник, Рамо – сдержанный.

В музыке Телемана и Рамо солнце спокойное – немецкое и французское, в музыке Вивальди, Генделя, Глюка, Сальери – яркое итальянское. Оперы последних несут свет и радость, в силу чего имеют огромный успех в Европе.

Люлли в опере нежен, им движет любовь, Рамо энергичен, полон энергии. Солнце короля Людовика XIV закатывается, приближается революционное время: эпоху Люлли сменяет эпоха Рамо.

Кристоф Виллибальд Глюк совершает оперную реформу, опираясь на немецкую и французскую речитативно-мелодическую оперу Телемана, Рамо и итальянскую песенно-ариозную оперу Люлли, Генделя. Глюк соединяет воедино две ветви оперного искусства XVIII века.

Жан Филипп Рамо – не столько вдохновенный творец, сколько вдумчивый мастер.

Люлли – поэт в опере, Рамо – рационалист, Глюк – и поэт, и рационалист!

История оперы знает двух композиторов-теоретиков, создающих оперы не как вдохновенные поэты, а как рационалисты: это Рамо и Танеев. Правда, Рамо пишет замечательные музыкально-сценические произведения, чего не удаётся Танееву.

Иногда композиторы-теоретики создают замечательные оперы, как, например, «Индийские галантности» Рамо, чего не скажешь об «Орестее» Танеева. Рамо обладает драматическим талантом, тогда как опера Танеева статична. Русский композитор производит на свет мёртворождённое произведение!

У оперного реформатора Кристофа Виллибальда Глюка имеются предшественники: композиторы Италии, Германии и Франции. Среди последних выделяются эмоциональный Люлли и рациональный Рамо.