Про смирение и правила игры

Иса Велинская
Раньше, просыпаясь с утра, я открывала глаза и мысленно произносила: ну, новый день, чем ты меня удивишь?
И день удивлял. Когда приятно, когда не очень.
Теперь, когда я просыпаюсь, я подхожу к зеркалу и с интересом произношу: ну что, радость моя, чего мы сегодня учудим?
И радость чудит. В основном приятно, но и осечки случаются.
Бродский как-то сказал, что человек- это сумма его поступков.
Ножом можно нарезать колбасы на стол, а можно ранить человека, так же, как и словами - убить или поднять с колен. Жизнь - это не только то, что нас окружает, сколько то, что мы делаем с этим окружением, применяем во благо или во вред. Интернет развращает тех, кто хочет развращаться, таким как я он даёт возможность учиться и чаще быть рядом с теми, кого мы любим. Обстоятельства сильнее нас, но что с ними делать - выбор всегда остаётся за нами.
Такие сложные понятия, с которыми не так-то просто разобраться: гордыня и смирение. Что это такое, почему это так важно? Так часто они, эти понятия, всплывают в повседневности, а зачем?
Гордыня - это считать себя выше людей и обстоятельств, считать, что тебе причитается больше и что тебе кто-то должен - любить тебя, платить тебе высокую зарплату, прощать и понимать тебя; считать, что твоё такси должно приходить вовремя, счастье был долгим, а удача не прекращающейся. Выкрики "это несправедливо!" к обстоятельствам - сюда же. Гордыня - это недовольство тем, что имеешь и позиция ожидания, пассивности.
Смирение - это всегда действие. Ты тратишь силы не на сожаления о том, как всё произошло, не на разочарование от людей или событий, а на то, чтобы изменить всё, что тебя не устраивает, чтобы становится лучше и быть достойным того, чего тебе хочется. Вместо того, чтобы ныть, ты принимаешь данность такой, какая она есть за условия задачи, и исходя их них принимаешься за решение - самый практичный способ прожить жизнь.
Древние мудрости, священные писания, религиозные трактаты - все они учат нас быть смиренными, и психология, как наука, их поддерживает: сначала следует принятие, потом уже всё остальное. Принять - значит быть честным с собой, увидеть проблему, как она есть, без прикрас, а это уже половина её решения. Логично, если ты всегда чем-то недоволен, продолжаешь ждать манны небесной и имеешь слишком много претензий к миру, то ты будешь заведомо несчастен, будешь всё чаще терять, всё реже находить. И напротив, стоит только приучить себя к этим правилам игры - жизнь мне карту, а ей в ответ - как сразу всё становится на свои места. Если недоволен чем-то - спрашивай с себя, больше не с кого.
Как-то давно поразил ведический постулат: мы имеем того супруга, которого заслуживаем, то начальство, которое заслуживаем - так же, как и народ всегда имеет того руководителя, которого заслуживает. При таком подходе к жизни происходит чудесная вещь: как только ты собираешься разозлиться на близкого тебе человека, сразу вспоминаешь, что это, вообще-то, то, что тебе положено, и моментально отказываешься от мысли конфликтовать, а думаешь, как конструктивно и обоюдно решить проблему. Учишься винить не внешние обстоятельства, а свои поступки, понимаешь их цену и степень важности. Люди могут быть какими угодно негодяями, а ситуации несправедливыми и паршивыми, но они такие, какие есть, и что получится в итоге - зона твоей ответственности. И никаких претензий к миру.
Энштейн как-то сказал, что сначала надо понять правила игры, а потом научиться играть лучше всех. Я не знаю, какие правила понял он - а понял он их точно, судя по достижениям и вороху мудрых мыслей, но мне кажется, что смирение там точно замешано. По крайней мере, плевал он на жизненные обстоятельства и продолжал гнуть свою линию, и выгнул-таки, на много веков вперёд.