Про сны и прочее недопознанное

Иса Велинская
Сон - одна из великих загадок человечества: все им занимаются, и никто толком не может объяснить, что это такое и зачем вообще нужно. Я со сном в тесной дружбе не состою - скорее, мы срабатываемся вместе из-за непреодолимых обстоятельств, вроде и крадёт он у меня бесценное время для прожигания единственной-неповторимой, но, в то же время, надёжно сжимает в своих крепких объятиях каждый раз, когда мне позарез нужна спасительная таблетка от реальности: бегство в сон - пожалуй, главная слабость, которую я себе позволяю до сих пор. Бегство не всегда удачное, но тем не менее, действенное временами. А вот со снами, читай, сновидениями, я почти на ты, разве что изредка скатываюсь в почтительную вежливость по причине непонимания, зачем мне, вполне здоровому психически человеку, снится розовый слон в балетной пачке и с примой в хоботе, но это не самое страшное. Страшно, когда ведёшь с этим слоном великосветские беседы, а наутро, проснувшись, находишь его мысли вполне достойными и мысленно пожимаешь ему хобот - дедуля Фрейд возрадовался бы такому священнодейству.
А вообще сам по себе сон довольно занятен: по официальному определению, это естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир. А главной причиной сна принято считать предотвращение истощения нервных клеток головного мозга и внутренних органов. Вот так просто и понятно - выспался, восстановился, набрался сил, пошёл дальше функционировать на разные лады.
А если послушать эзотериков, то каждый раз, засыпая, мы выпадаем в некий астрал - информационно-энергетическую субстанцию нашего мира, и душа наша мило гуляет по тем же улицам и квартирам, что и наяву, только почти не запоминает этого. Согласно приданиям, есть практики, позволяющие шляться так вполне осознанно, пока бренная твоя тушка мирно сопит в постельке - не швыряйтесь помидорами, сама не задумалась бы о возможности подобных мероприятий, если бы не один странный случай. Я вообще гордый коллекционер всего странного. Позвонил мне как-то с утра пораньше приятель, степень у пораньше была настолько велика, что я долго не могла сообразить, чего он от меня хочет. В итоге, выяснилось, что он спал, во сне вспомнил обо мне и очутился в моей квартире, где до этого своим физическим телом не присутствовал. Говорит, как-то сам ко мне притянулся и оказался в моей комнате. Пол беды, что он мне довольно точно всю обстановку описал, и эту точность можно было бы списать на то, что кто-то что-то ему рассказал. Но ведь он, подлец такой, сообщил, что на моём столе лежит записка со словом "яблоки", а ведь я действительно перед сном интересовалась рецептом пирога и калякнула рецепт на бумагу, и пирог был именно с яблоками. И даже если допустить, что он отследил историю моих поисковых запросов, то и тут облом: он увидел, что на моей записке накалякан чёртик. Это я так начальника изобразила, когда тот мне звонил, опять же, перед сном. С тех пор я решила не вдаваться в подробности, как устроен наш мир и почему, а просто принять, что мы пока не всё в состоянии объяснить логически, и это "не всё" интригует.
Но если с засыпанием всё примерно понятно и интуитивно улавливается, то какое отношение должно иметь к снам? К этим иллюзорным полу фильмам, сеансы которых возникают спонтанно и непредсказуемо? Добрую часть жизни я провела, истинно веруя в то, что сны - это изнанка психики. Некая магия, приподнимающая завесу в каморку твоей личности, и вот уже завораживает эта интригующая полутень, очертания тебя самого хорошо различимы, ты вглядываешься, прикасаешься к таинственному непознанному, а потом бац и фигня какая-то происходит. Добро пожаловать на курорт шизофреника под ЛСД. А как всё круто начиналось! В общем, сны - это что-то стихийное, управлению почти не поддающееся и вот вам определение от меня: на самом деле сны - это издёвка подсознания.
Ну в самом деле, именно там, во сне, мы встречаемся с собственными страхами, потому что самостоятельно мозг, видите ли, пережить их не может, там же в виде образов и намёков наблюдаем свои комплексы и скрытые желания - тут уже косяк на нашей стороне: не признаём, так сказать, официально, получите письмецо с уведомлением, до адресата доставлено, точка. И, в конце концов, именно во сне мы можем наблюдать то, что по каким-то причинам недоступно нам наяву: люди, места и события, канувшие в лету, во сне вновь обретают жизнь, и порой подушка оказывается к утру совсем мокрой, а сердце сжатым в хрусталик, сны такие сны...
Короче, психика не хило так отрывается, пока мы спим, прорабатывая слабые зоны и вынося на свет то, что мы хотим скрыть даже от себя, и поди разберись, когда нужно выдохнуть и забыть увиденное к чёртовой матери, а когда решиться действовать, восприняв увиденное как сигнал тревоги. По факту всё оказывается довольно простым и завязанным на наших ощущениях. Сны занимают меня давно и сильно, и благодаря доверию и искренности моих знакомых я имею счастье регулярно копаться в чужих сновидениях, а потому могу с твёрдой уверенностью сказать, что сон - это не только отдых и перезагрузка организма, не только издевательская ухмылка в сторону наблюдателя, но и целая лаборатория по спасению психики и поддержанию личности в тепличных условиях. Я имею ввиду, что уж кому-кому, а собственным снам точно нужно доверять, просто так развлекать вас острыми сюжетами они не станут.
В первую очередь идут, как обычно, они - чувства. Нужно прислушаться к ощущениям, какой сфере реальной жизни они созвучны? Во сне сложность такова: мозг не говорит напрямую, а как восторженная особь женского пола подсовывает пыльные намёки и скользкие совпадения, и если анализировать только проявленные образы, никакого смысла узреть не получится. Зато с проекцией на собственные эмоции всё становится предельно ясным. Например. Я во сне спускаюсь со склона на свой любимый пляж под Питером, а он весь какой-то высохший, кругом тина, воды почти нет, жалкими лужами предстаёт передо мной залив, хотя где-то вдалеке, с нудным скрипом, еле тащатся корабли. Я по ощущениям понимаю, что ждала увидеть феерию, запах морской соли, мощные волны, горячий песок и простор, а получаю вот это вот ни к чему не пригодное зрелище. Самое сильное чувство от сна - эта пропасть несоответствия между ожидаемым и полученным, и именно так мне снится разочарование. Благодаря этому сну, который периодически повторяется, я успеваю понять, что разочаровываюсь в человеке, работе или чем-то ещё, и уже по фоновому чувству во сне нахожу виновника торжества: сознательно-то я продолжаю относится к человеку, как раньше, хорошо и уважительно, но подсознание заметило в его действиях подвох и выдало мне беспокойство через сон, а я, проснувшись, поданную мне мысль обдумала и поняла, что именно меня задело в реальной жизни. И так каждый раз.
Ясен пень, что сны предупреждают нас не только о чём-то неприятном, но и помогают понять более занятные вещи. Например, если во сне вы играете на скрипке, это, конечно, не обязательно раскрывает в вас гениального скрипача, но как минимум указывает на ваш творческий потенциал, который вам следовало бы раскрыть. Или я, самый великий из жирафов, поняла, что человек из моего окружения сильно меня занимает не столько своими заморочками, сколько тем, что он мне просто нравится, как способно нравится одно человеческое существо другому, с противоположным полом, и само собой, я умолчу, как давно это было и кто этот человек - пусть слушает голос подсознания во сне. Шутки шутками, а сны всегда симафорят нам о чём-то важном, от чего я искренне сочувствую людям, которые не помнят своих снов: их как будто лишают общения с важной частью себя самих. А может, оно и к лучшему - кто знает? Крепче спишь, реже просыпаешься.
Отдельная тема сновидений - кошмары. Особенно, если они навязчивы и параноидально повторяются раз за разом, тогда хоть спать не ложись, только бы не погружаться вновь в эту атмосферу ужаса и безысходности. По-хорошему, избавлять от кошмаров должна целая терапия - грамотно выстроенное лечение, хотя по сути своей оно представляет собой ту же эмоциональную проработку: что за ощущения, в каких образах, с чем связано в реальности. Постепенно отпускает, кошмар становится бледнее и приходит реже, потом - исчезает совсем: проблема же решается, к чему теперь сниться. Всякий кошмар - сигнал к тому, что внутри вашей психики имеется конфликт: вы что-то не можете принять, с чем-то ужиться, смириться. Или, как говорят, "не укладывается в голове". Некий стресс, пустивший корни так глубоко, что теперь нужно плясать с мотыгой, перелопачивая значительную часть территории, и тут одним ориентиром на ощущения не отделаешься, надо встать во весь рост и смело заглянуть страху прямо в глаза -
если таковые у него имеются, ну, как минимум, не избегать близкой встречи с мучающим вас чудовищем. В борьбе с ночными кошмарами надо понять, что они, несмотря на весь свой колючий негатив, свидетельство того, что вы не сдаётесь, а продолжаете бороться, и что всё не так плохо, как кажется, в противном случае вместо ужасного сна вы, например, сошли бы с ума или заработали какое-то психическое расстройство, а так вы удержались на плаву и вполне успешно барахтаетесь. Остаётся только - как не кощунственно это звучит - подружиться с собственным ужасом.

Что до моих взаимоотношений с ужасами ночи, то я умудрилась остаться верной своей извечной неуклюжести что физической, что моральной, и немножко вляпаться: мои постоянные кошмары связаны с практически неразрешимым иррациональным страхом потерять вдохновение и... Замолчать. И расхотеть вообще всего, так как без вдохновения я из себя мало что представляю в принципе: так, машина по выполнению простейших операций, не более. Штука в том, что меня заводят и зажигают люди, сами по себе, но настоящий азарт на разрыв аорты я получаю от очень редких личностей, есть на какой-то момент жизни хотя бы один такой человек - уже прекрасно, а так как текучка кадров круга относительно близких знакомых в наше время огромная, то и надежда оставить собственных муз при себе довольна прозрачна, от чего и кошмарит. Вот так опрометчиво я выбираю себе источники вдохновения, зато когда они рядом - чего я только не творю, и креативлю, и работаю за пятерых, и дом полная чаша, и все друзья залюблены и обласканы, и мир становится светлее. Ну и кошмары отступают, конечно же. Это я про себя в начале сказала "здоровый психически человек"? Так я кокетничала.

Помимо терапии и самокопания от кошмаров может помочь старинное доброе средство, работающее безотказно, если рядом с вами человек, которому вы доверяете. Я росла в очень большой семье, детей нас было много и спали мы все вместе на огромной самодельной кровати, почти друг на друге, и кстати, это было офигеть, как замечательно: то локтем в глаз получишь, то с края шлёпнешься, то засыпаешь у окна, а просыпаешься на противоположной стороне кровати под чьим-то телом. Благо, что с окна нашего второго этажа мы не выпадали, что при нашей постоянной возне и стычках было почти чудом. Утром под нашими окнами регулярно валялись то подушки, то игрушки, то даже памперсы. Когда я была подростком, это окно не раз спасало нас с сестрой на предмет сбегания из дома ночью для прогулок по окрестностям, эдакие маленькие Есенины: выпрыгивали из окна, перебирались через палисадник и уматывали на своих двоих или на заботливо приехавшем за нами мотоцикле. А потом, утром, наш здоровый и суровой дядька будил нас, поливая холодной водой - и по бодрости реакции делал выводы, насколько активно мы развлекались прошедшей ночью. Так вот ни разу в тот прекрасный период времени, хоть и с довольно волнительными пробуждениями по утрам, мне не снились никакие, даже самые завалящие, кошмары: чувствовала, что рядом есть кто-то родной и надёжный, сопит в ухо, а то и сразу в оба, значит, всё замечательно. Я вообще с тех пор спать в одиночестве просто не умею и всячески этого избегаю. Соответственно, как только подкрадываются ужасы, родные руки меня сразу цап - крепко сжимают в объятиях и страхи моментально рассеиваются, а я блаженно сплю дальше. Тут спящему рядом со мной главное успеть вовремя сгруппироваться, чтобы случайно не пасть невинной жертвой моих попыток самообороны. Так и живём: меня спасают, а я держу в тонусе.

Спрашивается, если сон - это то, что прячется от нас в сознательной жизни, значит, из сна можно получать не только ту информацию, что внутренний наблюдатель любезно решит предоставить по своему разумению, ну и ту, которую мы попросим? Вообще, да. Дело здесь снова в ощущениях: перед сном важно мысленно и эмоционально погрузиться в ту обстановку, о которой мы хотим что-то выведать, постараться удержаться в этом ощущении до самого момента засыпания и мозг продолжит фантазию, обязательно выдаст подноготную. Может, не сразу и не всю, но расколется точно, и при определённой сноровке можно будет подняться до степени профессионального оракула. Чудес здесь никаких нет: это на сознательном уровне мы мало что замечаем, а мозг подмечает всё и заботливо кутает под слоями ассоциаций и обрывков памяти, иногда жадно заталкивая в самые глубины внутреннего космоса, но замеченное-то по-прежнему существует в нас, значит, всплывёт по запросу. Может, замечали иногда, как долго размышляете над каким-то вопросом, и вдруг ответ приходит сам собой, кажется очевидным и простым и как будто какая-то деталька добавилась, из-за чего картина сложилась целиком. Это симптом правильного ныряния в себя, так и происходит общение между "я внешним" и "я внутренним", просто во сне встретиться со своей тёмной стороной значительно легче, чем наяву. Иными словами, если вы сомневаетесь, нравится ли вам человек, стоит ли покупать дом и куда пойти работать - ваш прекрасный мозг к вашим услугам. Он отлично знает, что для вас хорошо.

Касательно интерпретаций сновидений было писано уму непостижимое количество трудов на разный манер, и каждый по-своему близко подобрался к сути вопроса, хотя в глаза истине мы по-прежнему смотреть прямо не можем. Умозрительно предполагаем, что происходит это как-то так почему-то потому, и никаких внятных ответов, бредём на ощупь и фонари роняем. И всё-таки, до каких бы скелетов не докопалась наука, я буду стоять на своём, нещадно топая ногами: сон - это тихий омут, в котором водимся мы сами, и всё, что нас там, во сне, окружает - либо помогает ужиться с уже случившимся, либо побуждает изменить ещё не наступившее, всеми силами стараясь сберечь нас, нерадивых, в здравом уме и твёрдой памяти. Эдакий механизм психической саморегуляции, не меньше. А ещё милый фактик: как только начинаешь прислушиваться к своим снам, они начинают вырабатывать язык общения со своим обладателем, словно ребёнка учат речи: вот тебе такой простой образ, лови. Теперь повторим тот же образ на схожую ситуацию, уловил? И понеслась. Мне снятся тараканы каждый раз, когда меня обманывают, рыбы, когда я начинаю заболевать, праздник, когда тоскую по друзьям и знак бесконечности, когда ситуация очень плохая и хорошего можно не ждать. Иногда образы накладываются один на другой, и очень мне не понравился сон, где я плыву на лодке, а вокруг меня кишат рыбы, на брюхе у которых нарисован знак бесконечности. Сон очень давний, и да, почти вещий, но именно благодаря ему я успела вовремя обратиться к врачу без разумного на то повода, и ни разу не пожалела. А теперь праздник мне снится каждую ночь, уже сил нет тусить! Благо, что наутро не просыпаюсь с похмелья и больной головой, и на том, как говорится, спасибо.