Итоги конкурса Голос. Дети

Наталия Май
      
Итоги конкурса "Голос. Дети": тенденции, проблемы, открытия



Я думаю, что большинство из читавших роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» помнят сцену: гувернантка смотрит на выступление своей юной подопечной, которая копирует взрослую актрису:
«– Очень давно я жила с maman, только она улетела к Пресвятой Деве. Maman учила меня танцевать, петь и читать стихи. Очень много господ и дам приезжали к maman, и я танцевала перед ними или сидела у них на коленях и пела. Мне это нравилось. Хотите послушать, как я пою?
Она уже доела завтрак, а потому я разрешила ей показать свои таланты. Соскочив со стула, она села ко мне на колени, потом чинно сложила ручки, встряхнула кудрями и, возведя глаза к потолку, запела арию из какой-то оперы. Это были жалобы покинутой героини, которая, оплакав вероломную измену возлюбленного, призывает на помощь свою гордость, приказывает прислужницам облачить ее в самый пышный наряд, надеть на нее лучшие ее драгоценности и решает встретиться с обманщиком вечером на балу и веселостью доказать ему, сколь мало его измена ее удручила.
Странная тема для малютки певицы! Видимо, слушатели находили особый смак в том, как шепелявый детский голосок щебечет о любви и ревности. Что свидетельствовало об очень дурном вкусе – во всяком случае, так подумала я».


Я тоже склонна была так думать. Но есть исключения. Многое зависит от самого ребенка. Малютка Адель была беспечным существом, натуре которого трагизм был чужд абсолютно. Поэтому у нее это и выходило смешно и претенциозно. Есть дети другого склада. Можно спорить относительно существования «детей индиго», но такое явление как ранняя зрелость существует. Причем не физиологическая (она иной раз опережает психологическую). Какого-то ребенка можно недопонять, недораскрыть, если давать ему ребячливые песенки. В его исполнении взрослой песни иной раз угадывается БУДУЩИЙ потенциал. Потому что он родился самоуглубленным, бывают дети, по которым чуть ли не сразу видно: это не верхогляд.

Конечно, все упирается и в проблему недостатка детских песен. Раньше их все время писали – для пионерских хоров. Сейчас, если и пишут, то не в таком количестве.

Мы ежегодно имеем возможность видеть талантливейших детей. Но у тех, у кого великолепные вокальные данные, иной раз, увы, отсутствует чувство стиля. Переняв стиль афроамериканской мелизматики, они поют русские песни в такой же манере. Не понимая, что этот коктейль стилистически абсолютно нелеп. Получается манерно, натужно, неестественно. А то и – карикатурно. Для мелизматического пения  есть много песен. Ни к чему тужиться на манер джазменов, исполняя «Во поле березка стояла». Показать свои вокальные возможности можно и на русский манер  - так, как это было бы органично для нашего языка и мелодики. Во взрослом «Голосе» та же проблема! Каждая песня нуждается в индивидуальном прочувствовании, а не в наборе типовых вокальных ужимок другого музыкального стиля.

Если проект нацелен на показ именно ГОЛОСА, то зачем песни, которые совершенно голос не раскрывают, откровенно речитативные, в которых нужна актерская, а не вокальная техника? А юная участница исполняет песню «Маэстро» Паулса, честно стараясь тянуть все ноты – а это не в стиле данной композиции, такой ученический добросовестный вокал ее убивает.

Я только за комедийных, характерных артистов – мне импонирует бурный энергетический натиск черных певиц. Я всегда любила такую музыку.  Но нужно подыскивать песни действительно смешные и невинные, не пытаясь из маленького трогательного и забавного существа сделать роковую женщину, накрасив ее как «вамп» и заставив изображать отвязную особу. Впрочем, вульгарность мне не импонирует ни в каком возрасте.

Елизавета Качурак мне напомнила Дину Гарипову. То же отсутствие мелкой суетливости, степенность, чувство собственного достоинства, камерно-лирическое, изысканное, нежно-акварельное дарование. Но в их случае это органично – потому что созвучно их внутренней сути. У других исполнительниц эти романсы могли бы получиться жеманно, как это часто бывает.

Ее победе я очень рада! Но думаю, что ее голос можно было бы показать более выигрышно. Она же пела песни, в которых самые красивые и эффектные ее ноты не звучали. Песни драматические, оживленные – по большому счету их можно назвать прекрасными. Но проект-то – вокальный! Здесь опять же – актерская подача заслоняет задачи вокальные. И представления о ее чисто голосовых возможностях я так и не получила. А жаль! Голос у Дины мне показался чуть более звонким. При общей музыкальности, чуткости, тонкости, изяществе фразировок. Она тоже кажется зрелым человеком, который способен понять то, что ее ровесницы иной раз понимают только лет через двадцать, а то и вообще – никогда.

И это «тоска по внутренней зрелости» на фоне несколько приевшейся вокальной агрессии, которая иной раз (в случае если исполнитель действительно талантлив) кажется проявлением крутизны, а иной раз и утомляет… это некий выход общества из подросткового состояния вечной войны. Поворот к негромкости, желание вслушаться в тишину внутри себя, в свой внутренний голос, самонастроиться с помощью внутреннего камертона. Накопившаяся аллергия к безвкусным завываниям тех, кто не понимает: громче – не значит лучше.