Сувенирные народы Тюменского Севера

Андрей Маркин
Известный сургутский режиссёр и кинодокументалист Ольга Корниенко на днях выпустила книгу «Уходящая натура» (подзаголовок «Что осталось за кадром»). Роскошный иллюстрированный фолиант объёмом 300 страниц вышел в воронежском издательстве «Издат-Принт» тиражом 1890 экземпляров и, естественно, остался незамеченным в большой литературе. Между тем книга стоит того, чтобы о ней рассказать.

Умение слушать

Ольга Корниенко признаётся, что мечтала об этой книге 20 лет, и выход её совершенно случайно совпал с 20-летием творческой деятельности журналиста. Говорит, копила материалы для издания как Плюшкин. Собирала всё, что попадало под руку, на камеру, в диктофон. А в прошлом году обратилась к депутату Думы ХМАО Надежде Алексеевой с просьбой помочь в сборе денег. Благодаря поддержке нескольких депутатов удалось собрать полмиллиона, за что Ольга Корниенко безмерно им благодарна.

Большую часть жизни Ольга Геннадьевна посвятила защите культурного и исторического наследия малых народов Сибири – ханты, манси и ненцев. Со временем она всё глубже проникалась проблемами людей, для которых широкое промышленное освоение Севера стало большим испытанием, поставившим под сомнение сохранение традиционного уклада жизни. Всё более открыто журналист принимает позицию героев своих фильмов, всё громче звучит её призыв к сохранению культурного наследия аборигенов Севера. В своей книге автор телесериала «Исторические Хроники Югры» и более тридцати документальных фильмов открывает то, что осталось «за кадром» её сценариев и публикаций.

Народы Севера становятся «сувенирными» на страницах современных журналов и газет, их превратили в бренд Ямала и Югры, их охотно демонстрируют туристам, которых возят на образцово-показательные стойбища. Поэтому в издании речь идёт о том, о чём не принято сегодня говорить. О том, как менялась жизнь аборигенов по мере развёртывания в Сибири нефтедобычи.

В книге не раз упоминаются названия известных нефтяных компаний, потому что главная проблема упирается в землю. Именно поэтому издание начинается с главы «Цена вопроса о земле», а одна из новелл посвящена истории о Саше Айпине, который отстоял своё стойбище от ЛУКойла в 2013 году.

Знакомство с книгой раскрывает такое редкостное качество автора, как умение слушать. Казалось бы, речь идёт о профессиональном качестве любого журналиста. Но на самом деле это не так. Современные журналисты больше стремятся иллюстрировать цитатами собеседников собственную авторскую концепцию. А Ольга Геннадьевна своими фильмами, а теперь и книгой отражает реальную жизнь.

Заплутала в мире северных народов

Отсчёт своей творческой биографии Ольга Геннадьевна ведёт с первой экспедиции с Юрием Вэллой по реке Аган в 1996 году. Именно этот известный хантыйский и ненецкий писатель и поэт ввёл её тогда в мир коренных народов Югры. Тот мир, в котором она, по её собственному выражению, плутает до сих пор. Именно поэтому целая глава в книге посвящена Юрию Вэлле.

География повествования обширна – это и Югра, и Ямал, и Приполярный Урал, и страны Скандинавии, жителям которых Ольга Геннадьевна продемонстрировала Россию с нетрадиционной стороны. В общем, все те места, где побывала Ольга Корниенко и её фильмы.

В книге также есть небольшие хантыйские сказки, которые дают представление о местной культуре. А ещё – роскошные фоторепортажи, на которых настояла дизайнер вёрстки Татьяна Кадочникова. Именно благодаря ей книга стала не только интересным, но и наглядным пособием о жизни коренных народов Севера.

Вот, например, фоторепортаж «Олени для Саввы». В нём речь идёт о перевозке с Ямала оленей для мансийской семьи Самбиндаловых, которые прожили без этих северных животных 30 лет и всё-таки решили вернуться к своему традиционному промыслу. Почти тысячу километров по бескрайним просторам Сибири преодолели три огромных грузовика с оленями. В течение всего путешествия животных буквально носили на руках, бережно укутывая в сено и дорнит (синтетический материал, состоящий из полимерных волокон). И всё это время оленеводов сопровождала съёмочная группа в составе Ольги Корниенко и оператора Евгения Романова. Журналистке тогда запомнилась фраза, сказанная одним из пришлых жителей: «Да что вы с ними возитесь, они всё равно всё пропьют». Не пропили. Несколько лет спустя семейство Самбиндаловых остаётся единственными оленеводами в тех краях.

Из-под старой кожи появляется новая

А вот история предприимчивого ханты из Сургутского района Клима Кантерова, вставшего на путь малого бизнеса, описанная в новелле «Бизнес по-хантыйски». Вначале он катал сургутян на оленях и изготовлял оцилиндрованный брус на собственной пилораме. Затем закончил специальные курсы, защитил проект этнографического стойбища «Хантыйский дворик» и официально стал индивидуальным предпринимателем. Суть его проекта – привлечь побольше туристов, как российских, так и иностранных, и показать им настоящую жизнь коренных жителей. В планах – открыть базу отдыха в Лянторе и записать устные сказания хантыйских стариков, ещё живущих на реке Пим.

Или героиня новеллы «Верины надежда и любовь», жительница Лянтора Вера Кондратьева. Увлечение сценой привело её к исполнению песен на хантыйском языке и участию в сохранении национальной культуры.

- Жизнь на месте не стоит, меняется. Правильно? Вот у финнов, например, стоит чум, и тут же – современный дом. Дороги проведены, электричество. И олени, тысяча с лишним голов, представляете? А почему бы нам, коренным жителям Югры, так не жить? Чтобы и высшее образование, и олени, и чум был, и тот же современный дом. Чтобы и на своём языке говорить, и на русском, и на английском, если надо, - говорит мама Веры Кондратьевой, Татьяна Семёновна.

А это значит, считает Ольга Корниенко, что из-под старой кожи выползает что-то новое. То, что вдохнёт новую жизнь в уходящую натуру аборигенов Севера.

Мнение

Ева Тулуз, председатель Парижского общества по развитию финно-угорских исследований, профессор Института восточных языков и культур (Франция):

- Исторически сложилось так, что коренные народы, по крайней мере до конца XIX века, - немые народы. Их история написана не ими самими, а теми, кто их покорил. Из-за отсутствия письменной культуры и из-за доминирующей в аборигенной среде культуры молчания, понимание об их прошлом и настоящем формировали другие. Слово самих народов, таким образом, является особо ценным, и мы получаем его как посредством фильмов Ольги Корниенко, так и благодаря этому благородному проекту. Спасибо ей!