Приключения зеленого чемоданчика

Виталий Борисович Иванов
Вы никогда не летали в вертолете с пьяными полярниками? О, если вы никогда не летали в вертолете с пьяными полярниками, то вы не знаете, как ведут себя в вертолете пьяные полярники. В сущности это тихие и спокойные люди, но, умея ценить одиночество и оторванность от Большой земли, они надираются спиртным так, что…
Только два примера.
Вертолет вылетел из Диксона, чтобы доставить к месту работы на остров Хейса (архипелаг Земля Франца-Иосифа или ЗФИ) группу гидрометеорологов. Лететь предстояло долго. С посадками на острове Средний, что рядом с Северной Землей, и на мысе Желания, который является северной оконечностью Новой Земли.
К полету четверка покорителей высоких широт подготовилась основательно: спиртного было в избытке. Проблем с закуской тоже не чувствовалось. Едва машина поднялась в небо и легла на заданный курс, пассажиры приступили к сервировке стола в хвостовой части салона. Столом выступал большой ящик с каким-то сверхточным метеорологическим прибором. Расстелив на нем газеты, полярники начали активно шинковать мясо, сало, колбасу, соленые огурчики, маринованные помидорчики, хлеб, рыбку... Стол получился богатым.
Налили. Стоя, приняли по первой, «за взлет», и начали располагаться. Двое разместились слева и справа, по бортам. Двое других устроились на сиденьях, что наглухо приделаны к грузовым створкам. В принципе это категорически запрещено, но кто и когда обращал внимание на такие пустяки. Правда, история отечественной авиации знает случаи, когда эти самые створки самопроизвольно открывались в полете или их вообще срывало с петель. В общей сложности, говорят, это было 2-3 раза, но было. А подвергать жизнь пассажиров опасности экипаж не имеет права. Если, конечно, пилоты видят нарушения. В тот раз увидеть что-то летчики не могли. Салон был просто завален мешками с грузом.
Сидели ребята круто. Объем выпитого измерялся литрами, съеденного – килограммами. На Среднем они выскочили на улицу. Сделали «свое дело» и опять в тепло «восьмерки».
На Желания все повторилось.
И вот вертолет заходит на остров Хейса. Еще перед вылетом из Диксона летчики предупредили пассажиров, что глушить двигатель на ЗФИ не будут. Тем, кто выходит, надо быстро выпрыгнуть из машины, чтобы дать ей возможность продолжить полет на соседний остров, к пограничникам.
Предупредить-то предупредили. Но тогда пассажиры были еще трезвы. А сейчас, через пять часов полета, они были в состоянии, которое называется  «ни петь, ни танцевать». Вели они себя мирно и, не обращая внимания на происходившее, пребывали в нирване. Они явно не почувствовали посадки, не слышали криков бортмеханика, призывающего их «на выход с вещами», не видели его отчаянного махания руками. Ребята продолжали пить и закусывать.
Кое-как механик перелез через мешки и попытался объяснить пассажирам, что все! Приехали! Результат нулевой. Они налили по новой. И вот тогда авиатор принял единственно правильное, как я понимаю, решение. Он выбрался из вертолета, подошел к створкам со стороны улицы и быстро открыл их… Падая с высоты «табуретки», полярники орали так, будто летели к земле метров с трехсот.
А пока они совершали «затяжной» прыжок, створки были успешно закрыты, механик запрыгнул в вертолет, и тот взмыл в небо. Опасения, что «бухарики» попадут под хвостовой винт, не было. Мощный воздушный поток несущего винта просто не позволил им встать на ноги. Пока вертолет летал на соседний остров, трезвые друзья довели прибывших до кроватей и уложили отдыхать.
Через час вертолет вновь прилетел на Хейса. Его разгрузили (в том числе выгрузили вещи прибывших), заправили, пилотов накормили, и Ми-8 полетел в обратный путь. Уже позже я узнал, что, проспавшись, все четверо рассказывали коллегам, будто видели одинаковый сон, в котором они летали.
Второй случай произошел во время полета вертолета Ми-6 по маршруту Норильск – Диксон – остров Средний – мыс Челюскин – Хатанга – Норильск.
Для лучшего понимания рассказа надо познакомить вас с некоторыми тактико-техническими данными этой огромной машины. Многие годы этот вертолет был самым большим в мире. Его длина – более 33 метров, высота – почти 10 метров. Впечатляют и размеры грузовой кабины: длина – 12 метров, ширина – 2,5 метра и высота – 2,65 метра. В ней можно перевозить 12 тонн груза. Серьезный аппарат.
От Норильска до острова Среднего полет протекал обычно. Даже скучно. Летели и летели. Причем, до Диксона пассажиров и груза не было вовсе. В Диксоне в вертолет загнали два гусеничных вездехода. Появились и пассажиры – четыре защитника арктических рубежей Родины. На Среднем произошла полная «смена караула»: два новых вездехода и уже пять пограничников-отпускников, которые летели до Норильска и дальше к местам отдыха.
Все началось после взлета. Пили и закусывали в салоне одного из вездеходов, где был стол. Спиртное отпускникам доставили из Диксона прилетевшие однополчане. Не буду описывать, как проходило распитие. Тут важней как раз обратный процесс.
В вертолете Ми-6 нет туалета. А через какое-то время у пьянчужек появилась потребность его посетить, и самоликвидироваться она не могла. Кто-то из пограничников предложил использовать для этого обычный чемодан. Сказано – сделано. Через секунду вещи из старого фибрового чемодана зеленого цвета были переложены в коробку, а сам чемодан  отнесен в конец салона и установлен на створках, где температура воздуха была практически забортной. Примерно минус 20-25 градусов.
Ограничусь в описании. Добавлю только, что время от времени офицеры вновь выбирались из вездехода и неровной походкой шли к тем самым створкам. Чем ближе была Хатанга, тем алкогольная интоксикация пассажиров нарастала. Они уже накидались водочкой так, что им требовалось одно – на горшок и спать.
В общем, еще до посадки защитники мирно уснули, накрывшись бушлатами. Уснули там, где было теплее – рядом с пилотской кабиной. Они не слышали, как вертолет сел в Хатанге; как открылись створки и из вертолета на аэродромный бетон упал старый фибровый чемодан зеленого цвета; как авиатехник заботливо отставил его в сторону; как выехали из Ми-6 вездеходы, которые должны были ремонтироваться в мастерских местного морского порта; как створки вновь закрылись, запустились двигатели, и вертолет взял курс на Норильск.
Двое проснулись минут через тридцать после взлета и побрели в хвост. А чемодана-то нет! Перевернули весь грузовой отсек. Закуска и выпивка есть, а чемодана нет.
К пилотам – где чемодан? Пилоты вышли на связь с Хатангой. Где чемодан?
Диспетчер связался с транспортной милицией. Ее представитель побрел на перрон и нашел потерянный чемодан, который уже минут сорок лежал на морозе. Сержант заботливо принес его в свое служебное помещение, поставил рядом со шкафом и сообщил диспетчеру, что пропажа найдена. Он пообещал, что после работы отвезет чемодан на местную пограничную заставу. А там уже решат, что делать с находкой.
Узнав это, пьяные пассажиры Ми-6 замолчали и от дальнейших переговоров отказались.
Уже позже, месяца через два, я узнал, что уже утром транспортная милиция Хатанги пыталась узнать фамилии тех пассажиров, что оставили им «троянского коня», который стражи порядка еще ночью выставили на мороз. Утром сержант отнес чемодан на пограничную заставу. Как, впрочем, и обещал. Дальше след старого фибрового чемодана зеленого цвета потерян.
Но я точно знаю, что в Хатанге еще живут люди, которые помнят историю о том, как на местную заставу вертолетом Ми-6 был доставлен чемодан с…
Нет, не так.  Но я точно знаю, что в Хатанге еще живут люди, которые помнят историю о том, как на местную заставу вертолетом Ми-6 был доставлен старый фибровый чемодан зеленого цвета.

Виталий Иванов
г. Норильск, 1995 год