Лукас Кранах Старший Венера и Амур

Алина Алексеева-Маркезин
        Лукас Кранах Старший . Венера и Амур.1509 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.Размер 213 x 102 см, холст, дерево, масло.

 Картину относят к началу зрелого периода творчества художника. Полотно «Венера и Амур» является первой картиной эротического содержания в искусстве немецкого ренессанса. Одна из важных особенностей художника Лукаса Кранаха заключается в том, что он принадлежит к числу тех немецких живописцев 16 века, которые проявляли интерес к достижениям современного им классического искусства Италии.

        Это самая ранняя картина художника на мифологический сюжет и первое изображение Венеры с амуром в немецком искусстве. На темном фоне золотистым сиянием проступает нагое тело богини.
 
         Ее формы геометрически совершенны, она скорее похожа на скульптуру, написанную красками. Венера придерживает амура, готового вот-вот пустить стрелу и поразить чье-то сердце любовью.

 Художник сознательно отказался от цвета, эффектно лепя тело желтыми и золотистыми тонами, фигуры богини и ее сына кажутся отлитыми из бронзы; выделяются лишь красные бусы на шее Амура.
           Обнаженная Венера позирует перед зрителем, рукой удерживая маленького божка любви, готового выстрелить из лука в чье-то сердце. Каштановые волосы богини ручейками стекают по ее плечам, прозрачная ткань подчеркивает то, что ей надлежит таить.
           Для Кранаха это была первая попытка изобразить обнаженное тело, да еще в натуральную величину. Будто желая оправдать себя, он помещает на фоне картины двустишие в назидание зрителю: "Всеми силами гони сладострастие Купидона, чтобы твоей ослеплённой душой не овладела Венера."

             Венера Кранаха — рослая, длинноногая женщина, в ее образе сочетается архаизм старого немецкого искусства с изысканностью итальянского вкуса, ее жесты грациозны и одновременно несколько неуклюжи — в этом и заключается неповторимое своеобразие произведения Лукаса Кранаха.