Технарь, конструктор, человек. ч. 11 Техническая

Николай Воскресенский
Часть 11, Техническая.

Правда «Велосипед»:
  Это сейчас в каждой работающей семье есть машины, а в 60-х годах велосипед был роскошью, ну, если конечно, не трехколесный.
  У кого был взрослый, а до седла если не доставал, ездили одной ногой под рамой, правда приходилось изгибаться всем корпусом.
  Так как топили тогда в основном дровами, на каждую семью во дворе была сарайка, ну это такие ряды, как гаражи, только поменьше и деревянные.
  Вот разболталось переднее колесо. Мальчик 12 лет в сарайку, там верстачок, ключики на раме у велика. Разобрал колесо до винтика, смазал солидолом, собрал и кататься. А через два дня отец поехал и колесо заскрипело.
  При сборке подшипник в колесе, такой без корпусный одна обойма с шариками, собрал он наоборот, ну подшипник и развалился (с запчастями тоже проблемы были).
  Отец дал деру кожаным ремнем с морской бляхой, а мальчик имел несчастье рассмеяться, так как не больно, ремень широкий. Ну, а чтобы не смешно было, дали ему и узеньким.
  С тех пор, если что разбирает, выкладывает все на тряпочку в нужной последовательности и собирать потом легче...

Байка «Регулировка»:
  Не знаю как сейчас, на «мокиках» и «шмокиках», а два карбюратора на мотоцикле отрегулировать было не просто.
  Приехал отец из деревни, а сын новым мотоциклом хвастается.
  Отец сыну: «Разбирай колеса!»
  Колеса разобрали, а там смазки в подшипниках почти нет, как консервация только, мазнуто чуть-чуть. Забили Литолом-24 на 75% объема, зажали ось колеса в тиски, закрепили на нее по очереди все три колеса и отрегулировали затяжку подшипников, выбег от разгона рукой ровно минуту должен быть!
  Примотал отец на высоковольтные провода деревянные палочки, чтобы напряжение не било по рукам, когда колпачки снимаешь.
  На корпуса цилиндров, на боковые гайки, прикрутил проволочные штырьки, для замыкания высоковольтных колпачков (без этого конденсатор пробьет).
  Мотоцикл поставил на подставку, колесо заднее на весу и на первых двух передачах на одинаковом газу, проверил скорость по спидометру, попеременно снимая колпачок с высоковольтным проводом по очереди с каждого цилиндра и замыкая его на проволочный штырь.
  Скорость была не одинаковая, пришлось регулировать длиной тросиков к ручке газа и гайками на карбюраторе.
  Потом сделали контрольную поездку и на ходу проверили так же работу по одиночке каждого цилиндра, не меняя газ - скорость была одинаковая.
  «Урал» после этого 110км/час забегал (по паспорту 105), а до регулировки до сотни не дотягивал.

Сказка «Поварили»:
  На заводском «Урале» для езды по грязи - крылья поднимали над колесами и брызговики весили.
  На раме надо было заварить какой-то дефект. Притащили сварку,
пару раз ткнули электродом, все готово. Только брызговик резиновый начал слегка гореть.
  Вначале тушили посмеиваясь, резина пропитанная маслом (картер постоянно отпотевал маслом), потом слегка психуя, затем, не на шутку испугавшись, выгнали коня из гаража, хорошо канава с водой рядом была - обошлось пятью ведрами воды.

Байка «Фильтр»:
  Мотороллер Тула-200 с самодельной коляской, отличная машина, масляный фильтр установленный под сиденьем крепился на двух болтах.
  На Высоковскую Запань дорогу как раз строили, песок сплошной, колеи от Кразов. Ну вот на этой дороге фильтр засорился и пришлось его снять.
  Чихая периодически и покашливая завершили поездку туда и обратно, и перед самым гаражом двигатель заглох окончательно.
  Оказывается, заднее крыло тоже сняли и песок прямым ходом попадал в воздухозаборник в цилиндр. При вскрытии двигателя кольца держались на честном слове, осталось 0,2 мм.
  Поршневую пришлось менять, поставил от «Тулицы», там воздухозаборное отверстие в цилиндре имело вид буквы «V», за счет этого мощность поднималась с 9 до 12 лс.
  Подрезали головку цилиндра на 2мм, увеличив степень сжатия и бегать он стал 90км/час, правда с 66 бензина перешли на 76.

Сказка «Аммортизатор»:
  Как то в дороге с группой туристов, по малому Золотому кольцу, развалился передний амортизатор на Туле-200 без коляски.
  Подвеска устроена так, что если сломается и второй, то колесо сложится и неизбежна авария.
  Разгрузили мотороллер и взялся доехать на нем старый ас.
  До сих пор ему благодарны. Долго в гараже лежали запасные амортизаторы. (Если купишь запчасть впрок, никогда не сломается).

Правда «Русская печка»:
  Приехала родня к родственнику в деревню, а у того Русская печка просела. Это в которую дрова спереди закладываются, можно потом самому забраться, когда поостынет, а так у нее еще и лежанка есть, любую простуду за ночь снимала.
  Бывший реставратор говорит: «Складываем новую». Взяли два бревна, завели их под трубу, предварительно сделав под ней проход, поставили под бревна домкрат 12 тн.
  Один пошел глину месить, а второй кирпичи разбирать. Потом трубу подняли домкратом на нужную высоту, а печку новую сложили и трубу опустили на место.
  Не хуже старой получилась, проезжая по окружному, смотрю в эту сторону, деревня Четряково, совсем уж к ней дома новые подобрались. А дом с печкой вроде еще стоит.

Байка «Дача»:
  Самые первые дачи появились в Вологде в районе, тогда, поселка Лукьяново в 1960-х годах. Сейчас это городская черта.
  Строили домики из подручных материалов, ничего ведь не продавалось. Где чего сносили, ехали на разборку и им ненужное отдавали.
  Вот домишко один был построен из разломанных трибун стадиона «Динамо».
  На половых досках номера стояли — бывшие скамейки.
  Стали разбирать эту постройку, которой было уже без малого 50 лет, а на потолке добротные доски с надписью - «Места для прессы».
  Когда начали строить панельные дома, объявили срок эксплуатации 25 лет?!
  А тут стадион сколько стоял да плюс 50 лет ещё!

Байка «15 сантиметров»:
  Вот как был человек никто (в нашей стране), так и остался тем же.
  Когда «Совнархоз» раздал первые дачи, в Уставе Садоводства прописали - сколько и чего садовод может посадить, вплоть до деревьев и кустиков.
  И когда стали строить домики, инвалид без одной ноги, но роста под два метра, поднял свой одноэтажный домик на 15 см выше остальных.
  Собранием постановили: «Перестроить» - т.к. крыша выше, чем у всех.
  Так и кланялся потом всю оставшуюся жизнь приезжая на дачу.
  Сейчас настроили новых домов в основном двух этажных или с мансардами.
  А его домик до сих пор стоит, напоминает. Хотя хозяева уже два раза сменились.

Правда «Сцепление»:
  На мотороллере Тула-200 водитель сидит, как на табуретке, разница в том, что у мотоцикла рама между ног водителя, а тут табуретка табуреткой, зато ноги чистые в любую погоду.
  Однажды в дальней поездке у мотороллера оборвался тросик сцепления, что делать?
  А инструмент раньше всегда с собой возили, даже сейчас привычку изжить не могут, спрашивают: «Зачем инструмент возишь? Машина иномарка, двигатель турбо, что отремонтировать сможешь, если сломается?»
  Снял мотоциклист тросик сцепления с руля прикрутил его к раме под ногами с натягом, так, что стало возможно ногой сцепление выжимать.
  Так и добрался до дому без приключений, главное было стронуться с места, а потом можно по оборотам двигателя ориентироваться, ногу на педали передач держать с небольшим весом, передача сама переключается.

Сказка «Рулежка»:
  Решил один паренек, который ездил на мотороллере одиночке научится с коляской управлять.
  Город Сокол, возвращаются они вдвоем домой с реки Кубены. В городе тогда железнодорожного моста не было, а была высокая насыпь, как переезд проезжаешь, резкий спуск и поворот направо градусов на 100.
  Паренек за рулем первый раз с коляской, пассажир не в коляске, а на всякий случай на сиденье за ним.
  И скорость то была всего 30 км/час, но на этом повороте стало казаться ему, что коляска поднимается и их перевернет. Хорошо дело рано утром было, машин тогда вообще мало на дороге.
  Так и приехали они к столбу на той стороне дороги...
  Уже потом он разобрался: на одиночке при повороте на право руль надо на себя тянуть правой (для левого поворота — левой) рукой и соответствующий крен мотороллеру дать, а с коляской руль надо толкать от себя левой, а для левого поворота все равно, коляска не даст перевернуться.
  Со временем пересел он на джипчик, посадка высокая, сиденье максимально приподнял - и на крутой поворот с подъемом, на въезде к виадуку. Тоже казалось, что машина перевернется даже на небольшой скорости. Там под левой ногой есть площадка под углом к полу и если ногу поставить и упираться ногой на эту площадку, при правом повороте руль толкать левой рукой от себя, ощущение что перевернешься исчезает!
  Может это только у этого паренька? С его вестибулярным аппаратом?

Байка «Карбюратор»:
  На старой иномарке «Опель-Аскона», 1988 года выпуска, все было нормально.
  Однажды в магазине попалась хозяину на глаза промывка карбюратора американского производства.
  Начинающий водитель купил, надо промыть, а заливать ее в полный бак рекомендуется. Вот перед поездкой в Череповец, залил он эту штуковину в бак и они втроем отчалили с утречка.
  Где-то через час езды начала машина плеваться и чертыхаться, то едет то не едет. Делать нечего, несколько раз продувал он ручным насосом карбюратор. Не на долго хватало.
  Пассажиры - начальство, не понимая происходящего, начали советовать, как правильно рулить и ездить, потому как планы встреч под угрозой были.
  Наконец терпение водителя лопнуло: «Если ещё раз что-нибудь посоветуете, в Вологду пешком пойдете!» - пассажиры притихли.
  Разобрал он потом карбюратор, а там вся старая грязь от промывки отмокла и болталась, особенно страдал жиклер холостого хода. Полная разборка с промывкой все конечно исправила.

Правда «Эскалатор»:
 В последние годы правления Л.И. Брежнева, дважды объявляли конкурс в нашем НИИ, на разработку трапа-эскалатора к самолету, а первая ступенька должна была быть на уровне земли (аэродрома) - шагнул на нее и поехал вверх...
Интересно к концу правления нашего Президента смогут осуществить такой проект?

Быль «Матиз»:
 Сейчас на этом перекрестке "кольцо", а раньше было 5 дорог из них три в две полосы.
 Еду с работы, вечер, пропускаю с главной (слева) Москвич, а на встречу мне в лоб летит Дэу Матиз, но так как у ней (девушка, машинка красная) помеха справа она несется прямо мне в упор, не сбавляя газу. Успеваю врубить заднюю, никого сзади нет, уже начинаю сдаваться прибавляя газ, тут Москвич проезжает между нами, и Матиз ему прямо в переднюю часть машины со всего размаху.
Картина Репина: фары в дребезги, из Москвича выскакивает водитель к переднему сиденью, где плохо с его пассажиром (старушка), мимо моем машины пролетает номер, тут я спокойно проезжаю с поворотом налево. Дэу Матиз + женщина в одном салоне.