Пограничное состояние

Ия Френкель
Монопьеса

Основано на реальных событиях


Звучит музыка: "Рандеву", Жан Мишель Жарр.
Герой выходит на середину сцены и присаживается на барный стул возле барной стойки, на которой стоит большая кружка пива. На герое светлые льняные брюки и тёмная застегнутая куртка со следами масляной краски и побелки. На голове бейсболка "олимпиада -80". На вид герою около 60 лет.
Музыка постепенно затихает.

-Вот скажите, у вас есть знакомые психологи? Есть, да? Потому что странно, если нету. Их сейчас очень много. Это такая востребованная профессия! Говорят, что мир сошёл с ума. А что такое мир? Это мы, люди. Другого мира не существует, как ни крути. Да, я в курсе насчёт зоопсихологии, но всё же думаю, что это они - животные - от нас набрались. Мы от них набираемся, они от нас. Но есть у нас, людей, такие заморочки, которые ни одной скотине, извините, в голову не придут. Например, вот такая особенность есть у некоторых - как говорится, встречать по одёжке. Вы когда-нибудь видели собаку, которая облаяла человека за то, что у него костюмчик не от Армани, а? Вот то-то и оно, я тоже не видел.
А ещё у психологов есть разные красивые термины. Вот, например, мне нравится: "пограничное состояние". Неспециалисту трудно это понять. И ещё труднее объяснить. Ну, как в народе говорят, между ангелом и бесом. Или, как говорит один мой знакомый боксёр, когда и в бубен дать тянет, и тишину нарушать неохота...
А ещё я так называю свои владения. Не побоюсь этого слова - усадьбу! Дело в том, что в нашей маленькой европейской стране границы со всех сторон. Пешком можно дойти из любого места. Вот и получилось, что приобрёл я домик с участком прямо у самой границы. Конечно, не стоит он целое состояние, это уж так, поэтическая вольность... Но полюбил я это место сразу, как увидел. Кругом лес, тишина, воздух. В городе у нас тоже, конечно, хорошо, только я всё время кому-то нужен. Иногда, когда бреюсь, я бормочу сквозь зубы этому мужику в зеркале: "Ну давай, старый хрен, говори, чего тебе от меня надо". А он молчит, только смотрит так грустно и улыбается чуть-чуть. Знает, видно, что его очередь последняя и подойдёт ещё не скоро... А иногда, когда он мне не улыбается, кажется, что он злой, как чёрт. Но я слово даю, что это не так. Просто знает он обо мне слишком много...
Ну вот, устал я немножко, честно говоря, от этой вечной гонки. А тут - такое место для отдыха! Мечта. Собакам моим раздолье. И побегать, и поохотиться. Да и дети с внуками приедут - есть где погулять на воздухе. Жена, небось, какие-нибудь грядочки заведёт, как пить дать - фрукты-овощи, зелень... Тёща цветы посадит. Эх, красота!
Вот только граница буквально в двух шагах. Если хорошо замахнуться, можно камешек пульнуть в дружественное государство. Прямо на участке вышка наблюдателя. Но меня это не смутило - я камешками не пуляюсь уже лет 40!
А с моей стороны соседи все хорошие, правда, познакомились мы, конечно, не сразу. Ближайший ко мне сосед - старик пасечник. К нему я первым делом заехал - познакомиться и заодно к меду прицениться. Он человек пожилой и со странностями. Всегда слыл нелюдимым молчуном. Но ко мне проникся доверием и так разговорился, что выложил мне все свои секреты. Конечно, секреты я хранить умею, поэтому скажу только, что со здоровьем у него проблемы, особенно с ногами. Добрый, безобидный старик, слившийся душой с природой этих мест и ставший частью этой природы...
Но я, когда заполучил своё "имение", решил, естественно, обновить домик, что-то починить, что-то подкрасить... Короче, взял отпуск, велел семье меня не беспокоить и предался трудотерапии в лесном царстве. Потрясающее это сочетание простого физического труда, тишины и свежего воздуха изменило меня душевно и физически. Я похудел, посвежел, немного загорел и стал изрядным философом. То есть по вечерам, сидя на крыльце и глядя на звёзды, размышлял о смысле жизни, а днём весело пилил, строгал и красил.
Но великое изобретение - мобильный телефон - не дало мне окончательно оторваться от мира людей. Конечно, домашние время от времени интересовались, как я там, не одичал ли совсем. Да и я, конечно же, звонил и домой, и друзьям. Правда, было это в середине нулевых, когда мобильная связь в наших пограничных краях ещё не была так хорошо налажена, как сейчас. Поэтому, чтобы позвонить, надо было выходить на дорогу к наблюдательной вышке. По дороге время от времени проезжали пограничники на своих внедорожниках, но я уже давно к этому привык. Дом достаточно далеко от дороги, шума не слышно, а с другой стороны, так даже как-то спокойнее. Хоть у нас уровень преступности довольно низок по сравнению с соседями, но кто их знает, лесных разбойников, вдруг ещё сохранились где-то в наших лесах и гуляют по старой памяти!
Поэтому я, весело болтая с коллегой по случаю её дня рождения, даже внимания поначалу не обратил на то, что рядом остановился пограничный джип. Вылез из него здоровенный вооружённый амбал в форме и сделал мне рукой знак подойти. Я извинился перед приятельницей за скомканный конец поздравления и подошёл к пограничнику.
Надо сказать, что в этот тёплый июльский денёк я занимался покраской фундамента, поэтому был одет соответствующим образом - да ещё и весь в краске. А уж "Олимпиада-80" - чтобы голову не напекло - непременно! С юности ее берегу, эту кепочку, со времён моей учебы в Москве...
Видимо, амбал принял меня за простоватого деревенского парня. Держался он с чувством явного превосходства.
-Ваши документы!
Я протянул ему права. Он недовольно повертел их в руках и потребовал разрешение находиться в зоне охраны границы.
-Оно у меня дома, но я могу сходить за ним! - я махнул рукой а сторону дома, до которого было метров сто.
Но пограничник твёрдо решил показать "деревенскому простофиле", кто здесь хозяин.
-Ты должен всегда иметь его при себе! Я тебя задерживаю.
Для убедительности он положил ручищу на рукоятку пистолета, торчавшую из кобуры.
Конечно, я был не согласен с таким поворотом событий, но историческая память предков, да и сами эти места, много повидавшие, тихим шелестом листвы подсказывали: не спорь с вооруженным человеком. Поэтому я, тоже перейдя на "ты", решительно ответил:
-Задерживай!
Под пристальным взглядом пограничника, чувствуя себя как минимум государственным преступником, я залез в его машину.
Застава, куда он меня привёз, находилась в трёх километрах от моего хутора. Мой конвоир оставил меня в дежурной части под наблюдением своих сослуживцев, а сам пошёл искать начальство.
Вернулся он недовольный - оказалось, что начальник заставы срочно уехал по делам. Видимо, служака рассчитывал на немедленное поощрение за своё служебное рвение, поэтому явно расстроился и разозлился. Записав мои данные, он заявил, что я в ближайшее время должен явиться для разбирательства по моему "делу".
-Хорошо, - ответил я,- через неделю устроит?
Надо сказать, что происходило это всё 7 июля, и я прекрасно знал, что будет через неделю. Моя жена - француженка, и каждый год 14 июля, в День взятия Бастилии, она посещает праздничный приём во французском посольстве, а я, естественно, её сопровождаю. Приём начинается в 12 и длится 2 часа, плюс час на дорогу - я назначил  разбирательство на 14 июля в 15 часов. Пограничник, ничего не подозревая, согласился, выдал мне повестку с указанной датой и временем и объявил, что я свободен.
-Прошу прощения... как мне добраться домой? - вежливо спросил я, хотя заранее предчувствовал ответ.
А ответом мне было дружное ржание всей дежурной части.
-Вызови такси, приятель,-посоветовал мне забравший меня пограничник,- только не забудь предупредить водителя, что он должен иметь разрешение находиться в зоне охраны границы!
...Я вышел на дорогу. Сердце моё колотилось сильнее обычного. Вот тут-то я и узнал, что такое пограничное состояние. Состояние между желанием одним ударом кулака разнести в щепки эту дежурную часть - и холодным трезвым расчётом, как научить их не судить о людях по внешнему виду.
К счастью, рабочий день ещё не закончился, сигнал мобильной сети вдоль дороги был отличный, поэтому всю дорогу я провисел на трубке. Я позвонил юристам своего холдинга, обрисовал ситуацию и велел отложить все текущие вопросы, чтобы в кратчайшие сроки снабдить меня нужной информацией по моему "делу". Говорил я, как обычно, лаконично и твёрдо, и до сих пор втайне надеюсь, что они не догадались о том, какие противоречивые эмоции владели мной в тот момент.
И вот... прошла неделя...

(Герой уходит в темноту, в глубину сцены. Там он снимает куртку и кепку, под курткой у него белая рубашка. Он надевает дорогой льняной пиджак и возвращается, держа что-то мягкое в руках. Из глубины сцены тихо звучит Марсельеза).

Наступил день праздника. Обычно я хожу на торжественные мероприятия в своём любимом льняном костюме (герой разводит руки, демонстрируя пиджак), но к французам надеваю ещё и это (то, что он держит в руках, оказывается красивым шёлковым платком с геральдическим рисунком, герой с улыбкой повязывает его на шею легкомысленным свободным узлом).
В этот раз для усиления психологической атаки я ещё и поехал на новеньком джипе моей жены.
После приёма я сразу пустился в путь (музыка постепенно стихает) и прибыл на место точно к назначенному времени.
Пройдя через дежурную часть, как горячий нож через масло, под удивлённые взгляды пограничников, я убедился в том, что они меня не узнали - включая и того, который меня арестовывал.
-Мне назначено, - уверенным голосом сказал я и прошёл в кабинет начальника. За спиной была тишина. В дежурке смолкли все разговоры. Кажется, до них стало доходить, что происходит...
Войдя к начальнику заставы, я представился и протянул ему повестку. Он предложил мне сесть и достал из сейфа папочку с бумагами. Покопавшись в ней, он нашёл нужную бумагу и положил передо мной. Это было постановление о наложении на меня штрафа в размере 80 евро. Я должен был его подписать. Начальник придвинул мне ручку, не ожидая никакого подвоха. Но я не спешил подписывать эту бумагу. Слегка откинувшись на спинку стула, я равнодушным тоном спросил:
-Могу я ознакомиться с полным комплектом материалов по моему делу?
-Пожалуйста,- легкомысленно согласился начальник и подвинул ко мне папочку.
Я быстро просмотрел дело и нашёл то, что искал: место моего задержания было отмечено правильно, на дороге. В протоколе же было написано абстрактно: "в зоне охраны границы".
-Ну что, ознакомились?
-Да, пан начальник. А что, разве дорога Н-206 входит в зону охраны границы?
Вопрос явно застал начальника погранзаставы врасплох.
-Вы знаете... я точно не помню...
-Тогда уточните, пожалуйста.
-Хорошо, сейчас уточню.
-Позвольте вам помочь. Постановление Совмина от 17 февраля 2002 года, приложение номер 4, вторая страница, пункт 15.
Начальник подошёл к сейфу, достал из него толстую папку с бумагами и что-то долго читал. Потом снова читал моё "дело". Потом кому-то позвонил и говорил очень тихо...
Всё это время я сидел со скучающим видом и разглядывал чудесный пейзаж в окне - вид на соседнюю дружественную страну.
Пауза явно затянулась, и я не выдержал:
-Ну что, выяснили?
-Даа...- с досадой протянул начальник,- эта дорога не входит в зону охраны границы.
-Конечно, не входит! - бодро отчеканил я, - этой дороге ещё и сервитутный статус присвоен 18 октября 2005 года. Постановление Службы охраны границы номер ГР-14/02-586...
Начальник выглядел очень сконфуженным.
-Ну, в общем... я отменяю постановление о штрафе. Вы свободны.
Ну конечно же, я свободен. Я всегда это знал. Потому в ответ на эти слова я только улыбнулся и продолжил разговор:
-Пан начальник, разве вы не знаете порядка? Каждое заведённое административное дело должно быть завершено. В данном случае - постановлением о закрытии дела в связи с отсутствием состава нарушения.
Начальник, конечно, был уже не рад, что связался со мной, но решил на всякий случай не спорить, безропотно достал нужный бланк и написал постановление о прекращении административного дела.
Затем он дал мне его прочитать и подписать.
-Ну всё, - с облегчением сказал он мне,-не смею вас дольше задерживать!
Но тут на свет появилась моя папочка.
-Ну что вы, пан начальник, как можно,- я выдержал паузу, забавляясь его смятением.- Вот просьба расследовать действия должностного лица, задержавшего законопослушного гражданина республики без всяких на то оснований. Вот просьба предоставить объяснение, почему границу патрулировал только один пограничник. Вот жалоба в Службу охраны границы на то, что пограничники плохо знают то, что обязаны охранять. А вот просьба проверить, как доводятся до сотрудников заставы нормативные акты...
Начальник заставы в этот момент, видимо, тоже понял, что такое пограничное состояние. В нем явно боролись какие-то взаимоисключающие чувства... Не берусь судить, какие именно, но перспектива череды комиссий с проверками явно повергла его в тяжкое уныние.
Неожиданное спасение пришло оттуда же, откуда и беда. Я собрал в стопочку все свои заявления и жалобы, убрал их обратно в папку и сказал начальнику:
-Если ваш сотрудник публично извинится передо мной, обещаю не давать им хода.
Начальник сразу ожил, засуетился и повёл меня в дежурную часть.
Конечно же, амбал-пограничник извинился передо мной при всех. Но и это было не всё... Уже стоя в дверях, я повернулся к ним и сказал - ни к кому конкретно не обращаясь, но очень отчётливо:
-Да, кстати. Примерно месяц назад на дороге забрали старика-пасечника. Привезли на заставу, а обратно ему пришлось пешком. Инвалид он, еле ходит. Так что вы уж думайте в следующий раз, а то как бы и с вами неприятности не случилось...-и постучал пальцами по своей папочке.
А потом пошёл, не оглядываясь, сел в свой джип и рванул на дорогу.
(Звучит музыка: "Плач китов", Жан Мишель Жарр).
Я испытывал необыкновенную лёгкость. Мне казалось, что у джипа выросли крылья, и он не едет, а летит по пустынному шоссе. Но в то же время непонятная грусть овладевала мной. Я вглядывался в безоблачную даль перед собой, пытаясь понять: кто я? (иронично улыбается) Сама Справедливость? Или только орудие в её руках? Где проходит граница? Дай ответ!

Не даёт ответа...

(Музыка звучит ещё пару минут. В это время герой задумчиво прихлебывает пиво из своей кружки).

Fin