719 День рождения корабля 3 Построение 12 08 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 719. Калининград. Рейд СБР Калининградского ПСЗ «Янтарь». БПК «Свирепый». День рождения корабля. Часть 3. Построение. 12 августа 1972 года.

Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: Калининград. ПСЗ «Янтарь». Река Преголя. Заводской рейд СБР. БПК «Свирепый». Утреннее построение перед первым подъёмом Военно-морского флага (Боевого Знамени) БПК «Свирепый». Примерная схема расположения лиц командования корабля, дежурной и вахтенной служб, а также построения личного состава и оркестра при встрече Командующего Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина. Справа фото иллюстрирует порядок отдачи рапорта командира корабля начальнику. 12 августа 1972 года. 09:30.


В предыдущем:

Замполит спокойно улыбнулся, старпом подозрительно и строго долго смотрел мне в глаза, и на его озабоченном лице ясно читалось опасение, что я смеюсь над ними, а штурман Печкуров Геннадий Фёдорович сердито и надменно мне сказал, приблизив лицо: «Дурак, ты Суворов, радуйся и будь счастлив про себя, а в строю разговаривать не смей!».

По окончании смотра дежурный по кораблю кивнул горнисту, тот сыграл сигнал «Слушайте все!», потом дежурный по кораблю подал команду «Отбой!», а горнист, явно гордясь и рисуясь, сыграл сигнал «Исполнительный». Единственное нарушение, которое сделали наши «отцы-командиры» во время проведения смотра личного состава в строю, - это не выстроили старшин отдельно от матросов двумя группами, не выстроили отдельно мичманов и старшин команд от старшин-командиров отделений, а также не построили для опроса жалоб и заявлений офицеров отдельно от матросов и старшин…

Более того, через некоторое время прибежал матрос к нам на край кормы по правому борту и передал приказание мне «явиться в распоряжение заместителя командира корабля по политической части, капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина». Я явился и получил приказ: «быть с фотоаппаратом на верхних участках палубы БПК «Свирепый», «не попадаться на глаза командующему Балтийским флотом, высшим офицерам и командиру корабля» и «ради бога молчать и помалкивать во избежание непонимания и наказания»…

Я с радостью выполнил данный «приказ» замполита и таким образом получил возможность увидеть всю процедуру торжественного построения и смотра личного состава экипажа БПК «Свирепый» в День рождения корабля и первого подъёма Военно-морского флага.

Весь экипаж БПК «Свирепый» (кроме вахтенных и гражданских наладчиков, которые дублировали вахту на боевых постах БЧ-5 – автор) выстроился на юте по схеме «Большой сбор». Наша схема построения личного состава на корабле отличалась от той, которая приведена на фотоиллюстрации к данной новелле, потому что у нас не было сплошной ровной палубы юта на корме корабля, как, например у крейсера.

Надстройка-ангар буксируемой гидроакустической станции «Вега» высоким и широким гребнем разделял левый и правый борта корабля, разделяли выстроившийся по бортам боевые части, службы и команды. Только в торце справа по схеме и то, за башней артустановки был свободный проход между правым и левым бортом, где могли быть выстроены офицеры экипажа корабля. Однако и здесь было тесно и неудобно для ровного монолитного построения моряков. Наш корабль БПК пр.1135 создавался и компоновался не для красивых построений личного состава, а для красивого боя – быстрого, мощного, свирепого…

Поэтому решили выстроить экипаж так: по правому борту (на схеме место для офицеров штаба) на самом обрезе кормы – место для штурманской боевой части, для дежурных сигнальщиков, которые должны поднимать флаги расцвечивания (на фотографии в предыдущей новелле - это отдельно стоящие два матроса), затем ракетчики и артиллеристы («рогачи») – БЧ-2, затем минёры и торпедисты («румыны») - БЧ-3 и связисты-радиотелеграфисты (БЧ-4).

Затем строй моряков прерывается, потому что в этом месте как раз расположен спущенный до уровня воды большой корабельный трап-сходня для встречи катеров (смотри схему). На верхней площадке трапа стоит в ожидании прибытия Командующего Балтийским флотом адмирала В.В. Михайлина наш командир БПК «Свирепый», капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, он в парадной форме одежды при орденах и кортике.

Если смотреть с того места, где стоит командир корабля, то первым справа от него стоит вахтенный офицер-дежурный по кораблю – это старший помощник командира корабля, капитан-лейтенант Александр Андреевич Сальников – строгий, красивый, напряжённый, нервный. Рядом с ним (по правую руку) стоит красивый и мощный моряк, вахтенный у трапа – старшина 1 статьи, командир отделения электриков ПЛО Клепиков Валерий Юрьевич, период службы 12.05.1970-05.1973 (член комитета ВЛКСМ БПК «Свирепый»). За ним (в одну линию с остальными) стоит матрос-горнист.

За горнистом по номерам боевых частей выстроились офицеры штаба, дивизиона новостроящихся кораблей, военпреды с завода «Янтарь», флагманские специалисты, прибывшие ранее командующего Балтийским флотом.

На левом борту опять стоит часть гостей-офицеров, в том числе некоторые начальники и руководители сдаточных организаций, затем группа офицеров-помощников командира корабля и их команда матросов, потом радиометристы радиотехнической службы (РТС), потом большая команда моряков БЧ-5 («маслопупы»), а за ними команды боцманов и других хозяйственных служб. Боцмана, кстати, стоят так же, как сигнальщики, потому что охраняют небольшой оркестр, который выстроился группой между ними и командой БЧ-5 (смотри схему).

Маршрут и порядок движения командующего Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина и осмотра им личного состава таков:
сначала подъём по трапу и приём приветствия командира корабля на верхней площадке трапа,
вхождение на борт БПК «Свирепый» и приём рапорта и суточной ведомости от командира корабля и дежурного по кораблю,
проход командующего флотом, командира корабля и командиров соединения кораблей ДКБФ вдоль выстроившихся боевых частей,
встреча-приветствие командующего флотом с группой высших офицеров и начальников,
переход на левый борт и проход вдоль строя моряков,
возвращение в центр юта, короткое совещание и подготовка к вручению командиру корабля Военно-морского флага,
затем подъём командующего Балтийским флотом, командира корабля и офицера, носителя футляра с Военно-морским флагом по трапу на крышу надстройки-ангара к микрофону,
речь-поздравление командующего Балтийским флотом, вручение командиру корабля Военно-морского флага, а затем под оркестровый гимн Советского Союза торжественный подъём на флагшток Военно-морского флага и флагов расцвечивания.

После этого, всё понимающий командующий Балтийским флотом, коротко общается с матросами, проводит опрос жалоб и заявлений, а затем памятное радостное и очень эмоциональное общение – фотографирование на память с экипажем БПК «Свирепый».

Конечно, командующего Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина ждут в офицерской компании БПК «Свирепый», где накрыт праздничный стол-фуршет, в его каюте, где он может отдохнуть. Затем он прощается с командиром корабля, с дежурными и вахтенными у трапа  (смотри схему встречи и проводов начальника), спускается по трапу и убывает на катере на берег по своим делам.

Так планировалось, так репетировалось, так и произошло…