ИДЕЯ И ЦЕЛЬ включаем маяк

Валерия Дёмкина
Хотелось бы вспомнить про понятие, из-за которого проваливается большая часть первых произведений начинающих авторов. Точнее, из-за его отсутствия. Идея или цель – это утверждение, сформированное по простой схеме /Х приводит к У/.

Если вы сейчас занимаетесь разбором чужих текстов, припомните самые провальные из них. Почти наверняка они кажутся нечитаемыми именно из-за отсутствия в них идеи. Обычно гневный вопрос читателя, обращённый к такому тексту, укладывается в слово «зачем».

Зачем ты написал этот рассказ?!

Персонажи просто что-то делают и о чём-то говорят, а потом всё заканчивается. Вы чувствуете, что у вас украли время, обманули и выбросили на стул из негостеприимного царства чьих-то фантазий.

Х приводит к У – скелет произведения. Из-за бесхребетности провалилась в своё время вторая часть моего романа. Именно из-за того, что я вживила несчастному тексту позвоночник, роман расцвёл.

Примеры идей/целей в упрощённой форме.
М/ф Балто: доброе сердце всегда побеждает; отвага и честность ведут к признанию.
Х/ф Тренер (с К.Костнером): бескорыстие и любовь к своему делу приводят к триумфу.
Х/ф Кинг Конг: любовь приводит к гибели.
Снежная Королева: любовь приводит к свободе.
Гроздья гнева: человечность приводит к спасению.

Возьмём «из моего» 2-ю часть Истории этого мира, чудесно реанимированную как раз появлением цели. Вот она: вера в себя приводит к победе. Естественно, трансляция основной цели/идеи возложена на главного героя, здесь это подросток по имени Выкша. Он скромный, даже застенчивый. Внезапная необходимость показать себя и все свои способности ошарашивает его, ведь он в себя не верит. На протяжении нескольких дней он успешно преодолевает всё более сложные препятствия, которые открывают Выкше, каков он на самом деле. Обстоятельства сковывают его всё меньше. Он убеждается, что не просто умеет стрелять, он – настоящий охотник. Мастерство Выкши признает человек, который кое-что смыслит в войне – его друг Лют. Несмотря на неоднозначный для главного героя финал, он побеждает в битве – этот триумф ставит точку в вопросе «верить в себя или нет».

Однако в произведении, которое крупнее рассказа, второстепенные герои могут стать трансляторами дополнительных целей. Во 2-й части Лют, союзник главного героя, задаёт цель «попытка противопоставить себя большинству (стать индивидуалистом) ведёт к смерти». Каждому яркому герою следует дать цель. Она незримо ведет вперёд и героя, и читателя – если вы связали их нитью сопереживания.

Почему цель так важна? В чём промах писателей, которые держатся поначалу откровенно графоманского стиля? Без схемы «X ведет к У» рассказ из реки превращается в болото, исчезает сила течения. Автор даёт героям второстепенные желания, скучные для читателя, который уже не улавливает, в чём соль повествования. Даже простая, немудрёная, но чёткая цель придает рассказу динамику. Читатель ждёт – что же будет дальше? Какой следующий шаг? Если цели нет, ему всё равно. Каждый следующий шаг будет только глубже уводить в трясину. Книга закрывается, имя автора забывается.

Автор пользуется целью, чтобы выбрасывать из повествования ненужные, не относящиеся к делу сцены. Они замедляют повествование. Таким образом, цель влияет на схему и динамику повести. Все сцены фильма «Кинг-Конг» несут в себе заряд действия ради любви. Сцены битв команды корабля с доисторическими монстрами? Мы видим, что любовь Джека к главной героине Энн не знает границ; он не силач, не храбрец, не сорви-голова, но сила чувств так сильна, что никакие ужасы не останавливают его. Во время сражений с гигантскими насекомыми транслируется и цель второстепенного отрицательного героя: «алчность и беспринципность приводят к славе». Фильм очень длинный, но сделан по всем законам «большого приключения», его интересно смотреть, и, уже после, хорошо чувствуется идея, нить не теряется, сопереживание не отпускает нас.

Цель также позволяет в нужном ключе раскрыть персонажей. Идея повествования, как луч света, вырывает их из тёмного потока времени и показывают читателю – посмотри же, вот он, на чью жизнь стОит посмотреть! Заранее сформулированная цель/идея не дает и автору отвлечься от своей главной миссии. Все душевные силы нужно направлять в одну сторону и не давать потоку превратиться в болото. Выкша преодолевает реку, спасается от всадников в чистом поле, охотится на волка, вступает в схватку с вражескими разведчиками и всё больше и больше верит в себя; его голос будет услышан, за ним пойдут люди. Маленький мальчик станет мужчиной и – ключом к победе для целого города. Вера в себя привела его к этому. Лют не смиряется с жестокостью соплеменников и не желает становиться таким же, как они. Его не удерживает ни высокое происхождение, ни богатство, ни уважение со стороны воинов к его умениям. Он сбегает, отрывается от погони, спасает неповинного человека, отдаёт во имя этого спасения все драгоценности, что остались при нём. Он остаётся собой и в чужом городе, где каждый судит Люта по принадлежности к племени, которое он ненавидит. Лют не присоединяется ни к кому, доверяет только Выкше – единственной по-настоящему чистой душе, - и вселяет в него ещё больше веры. В конце концов, толпа, у которой ни души, ни ума быть не может, губит того, кто пошёл против неё. Сила духа и индивидуализм привели персонажа к трагическому концу.

В любом классном фильме или сильном романе вы сможете найти цель и идею. Потом потренируйтесь на своих историях, особенно на тех, что лежат в столе, как запущенные. В какой-то момент вы увязли и не поняли, что делать дальше. Возможно, пришло их время! Перечитайте, возьмите чистый лист и пропишите схему сюжета заново, а в заглавии жирным черным маркером задайте схему «___ приводит к ___». Именно её нужно продумать тщательнее всего. Потом – не мешкая и не жалея, правьте персонажей, чтобы они, гармонируя, раскрыли вашу идею. Каждую сцену сверьте с основной схемой. Если эпизод схему не подтверждает – правьте. Не выходит – убирайте и придумывайте заново. Сначала это может быть больно, но в финале работы, когда вы перечитаете готовый текст, написанный по обновлённой схеме, вы удивитесь: сюжет, уже поросший плесенью, прорвался великолепием красок, в нём забурлила настоящая жизнь, герои поступают убедительно, говорят – метко, не замедляя вашу историю. Вам жаль? Вы привязались к этой истории? Её просто не понимают не-эстеты и ей нужно время? Хорошо. Возьмите тот проект из давно забытых, который вам не жаль. Тем интереснее будет эксперимент. Опробуйте фокус с целью, и посмотрите, как то, что вы считали хламом, превращается в мощную историю.
Let`s write!

Оригинальная статья автора опубликована на сайте http://writer-shooter.livejournal.com  и в группе писателя ВКонтакте.