718 День рождения корабля 2 Подготовка 12 08 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 718. Калининград. Рейд СБР Калининградского ПСЗ «Янтарь». БПК «Свирепый». День рождения корабля. Часть 2. Подготовка. 12 августа 1972 года.


Фотоиллюстрация из первого тома ДМБовского альбома автора: Калининград. ПСЗ «Янтарь». Река Преголя. Заводской рейд СБР. БПК «Свирепый». Утреннее построение перед первым подъёмом Военно-морского флага (Боевого Знамени) БПК «Свирепый». На переднем плане командир боевой части связи (БЧ-4), лейтенант Андрей Степанович Дробот (будущий автор-составитель книги «Свирепый» на Страже Отечества»). В этот период я, автор данной книги «Легендарный БПК «Свирепый», уже имел возможность самостоятельно фотографировать, так как по приказу замполита, капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, оформлял корабельную стенную газету в стиле фоторепортажа «о героических событиях дня». Этот снимок я сделал с верхней площадки полуюта. Впоследствии из этих снимков я оформлял корабельную стенную газету, посвящённую Дню рождения БПК «Свирепый», поэтому мне в альбом достались только фотографии не совсем удовлетворительного качества (прошу извинения). На переднем плане справа – парадный трап, покрашенный с имитацией красной ковровой дорожки и вверху справа видна стойка с микрофоном. За кадром справа, за надстройкой БГАС «Вега», расположился оркестр ДКБФ, поэтому нас сильно потеснили и плотно выстроили по правому борту корабля. Ждём командующего Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина. 12 августа 1972 года. 09:00.

Ранее, в этой и последующих новеллах автор пользуется Источником: Корабельный Устав Военно-Морского Флота Союза ССР (1959). Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru. Издание: Общевоинские уставы Вооружённых Сил СССР. — М.: Воениздат, 1979. Сайт: http://militera.lib.ru/regulations/russr/1959_ku/index.html. КУ ВМФ СССР-59 утверждён Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 175 от 1 августа 1959 г. (действовал до 1979 года). Об уставе: Настоящий Устав определяет основы организации и подготовки кораблей Военно-Морского Флота Союза ССР, обязанности должностных лиц кораблей, порядок повседневной службы и жизни на корабле, а также правила несения службы корабельных нарядов. Команды, подаваемые на кораблях Военно-Морского Флота, определяются приложением к Уставу — «Командными словами».


В предыдущем:

БПК «Свирепый» стоял в акватории Калининградского ПСЗ «Янтарь на реке Преголя, до нас можно было добраться только на катере, поэтому адмирал В.В. Михайлин на рейдовом катере отправится на заводской рейд СБР, где до этого с 03 по 11 августа 1972 года БПК «Свирепый» проходил обмоточное размагничивание.

Отсчёт минут до Дня рождения БПК «Свирепый» начался…
Утром 12 августа 1972 года мы начали строиться и готовиться к подъёму Военно-морского флага сразу же после завтрака и краткой приборки, потому что вчера 11 августа 1972 года мы аврально убирали следы, оставленные на корпусе корабля чёрной резиновой изоляцией кабель-тросов для размагничивания, стирались, сушились, гладились, драили свои ботинки и все блестящие металлические предметы, мыли коридоры со щёлоком, без особой надобности не ходили в гальюны и кушали урывками между приборками и работами.

Утреннее построение по «Большому сбору» перед первым подъёмом Военно-морского флага (Боевого Знамени) БПК «Свирепый» началось в 08:30. Все волновались, переживали, нервничали. Командиры боевых частей придирчиво осматривали личный состав на предмет парадного внешнего вида и «тусовали» матросов так, чтобы впереди были все по росту, но красивые, бравые, солидные.

В этот период я, матрос-рулевой и комсорг корабля Александр Суворов, уже имел возможность самостоятельно фотографировать, так как по приказу замполита, капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина, оформлял корабельную стенную газету в стиле фоторепортажа «о героических событиях дня». Снимок фотоиллюстрации я сделал с верхней площадки полуюта, с площадки у башни артустановки. Впоследствии из этих снимков я оформлял корабельную стенную газету, посвящённую Дню рождения БПК «Свирепый», поэтому мне в альбом достались только фотографии не совсем удовлетворительного качества (прошу извинения).

На переднем плане снимка командир боевой части связи (БЧ-4), лейтенант Андрей Степанович Дробот (будущий автор-составитель книги «Свирепый» на Страже Отечества»). На переднем плане справа – парадный трап для адмирала, покрашенный с имитацией красной ковровой дорожки, а вверху справа видна стойка с микрофоном. За кадром справа, за надстройкой БГАС «Вега», расположился оркестр ДКБФ, поэтому нас сильно потеснили и плотно выстроили по правому борту корабля.

Мы с нетерпением ждали командующего Балтийским флотом, адмирала В.В. Михайлина, а пока я слушал, как командир отделения сигнальщиков старшина 2 статьи Тимошенко Владимир Григорьевич, период службы 19.05.1971-05.1974, инструктировал и проверял знания своих сигнальщиков, которые должны были обеспечить правильный подъём Военно-морского флага и флагов расцвечивания.

Военно-морской флаг на кораблях поднимается при стоянке на якоре, бочке или швартовах (как мы сейчас - автор) - на кормовом флагштоке, как летом, так и зимой, в рабочие дни в 08:00 часов, а по выходным и праздничным дням - в 09:00 часов. Так как мы ещё ни разу не поднимали Военно-морской флаг, то поднимем его тогда, когда нам его вручат…

Спуск Военно-морского флага производится с заходом солнца. Корабли, находящиеся в море на ходу, а также в зоне локального военного конфликта носят Военно-морской флаг днём и ночью, не спуская его. В случае выхода в море после захода солнца и до 08:00 (09:00) часов корабли поднимают Военно-морской флаг в момент перехода из положения «на якоре (бочке, швартовых)» в положение «на ходу».

При возвращении корабля с моря или заходе в порт (гавань) в ночное время и от рассвета до 08:00 (09:00) часов флаг на корабле спускается в момент перехода из положения «на ходу» в положение «на якоре (бочке, швартовых)». В этих случаях при подъёме и спуске флага команда «Смирно» не подаётся. При перемене места кораблём на рейде и в гавани в ночное время и от рассвета до 08:00 (09:00) часов флаг не поднимается.
Все эти уставные нормы радостные и торжественные сигнальщики (например, Ваня Крючков) «отчеканили» чётко и звонко, как учили. Володя Тимошенко был доволен, но всё же раз за разом повторял и повторял уставные нормы по торжественному подъёму Военно-морского флага.

Торжественный подъем флага производится при вручении кораблю Военно-морского флага и его первом подъёме на корабле. При торжественном подъёме Военно-морского флага поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания.

В этот день командир корабля, капитан 3 ранга Евгений Петрович Назаров, особенно, старпом, капитан-лейтенант А.А. Сальников, постарались как можно точнее выполнить все традиционные уставный правила приёма на борт корабля командующего флотом и торжественного подъёма Военно-морского флага.
Согласно традиции и Корабельного устава никто, кроме командира корабля или лица, его замещающего (например, старпома и то, если командира нет на корабле - автор), не имеет права отдать приказание на приготовление корабля к бою и походу, объявить «Большой сбор» или собрать личный состав корабля во время, не предусмотренное планом (корабельным распорядком дня).

Поэтому 12 августа 1972 года строго по уставу после побудки была утренняя физическая зарядка на верхней палубе, чтобы сбросить «ненасытную усталость краткого матросского сна», потом заправка коек и утренний туалет, а затем – завтрак, приборка и утренний осмотр. В этот раз утренний осмотр был по программе «смотра корабля».

«Смотр корабля» - это по действовавшему в 1972 году Корабельному уставу 1959 года (действовал до 1979 года) ипроверка боевой готовности и состояния корабля и его личного состава». Смотр корабля периодически проводятся командиром корабля и его прямыми начальниками, например, сегодня 12 августа 1972 года – командующим Балтийским флотом, адмиралом В.В. Михайлиным.

Это не был специальный или «инспекционный смотр» заместителем Главнокомандующего Военно-Морским Флотом СССР, а самый первый, ознакомительно-посвящающий смотр, вручение и подъём на корабле Военно-морского флага, так что настоящие смотры корабля у нас были ещё впереди…

Этот смотр не был для нас внезапным, плановым он был, вероятно, только для командира 115-го отдельного дивизиона новостроящихся и ремонтируемых кораблей ДКБФ, капитана 1 ранга Безносова, но как всегда бывает на Руси – «зима пришла внезапно». У нас было время привести корабль в нужное состояние, но оказалось очень мало времени, чтобы привести в порядок себя самих…

Смотр начался с объявления построения всего личного состава БПК «Свирепый» по сигналу «Большой сбор». Прибыл на катере небольшой штабной оркестр, какие-то начальники-инспектора, офицеры-командиры соответствующего соединения Балтийского флота, даже охрана, одетая в парадную форму простых матросов. Началось построение и подготовка корабля и экипажа к встрече командующего Балтийским флотом.

Во время смотра личного состава производился осмотр парадной формы одежды №2 для строя первого срока: фуражка-бескозырка, белая форменная рубаха, фуфайка морская - тельняшка, брюки чёрные, ботинки чёрные, поясной ремень с бляхой при орденах и медалях, вместо которых у нас были комсомольские значки, знаки классности и у некоторых «ДМБовских годков» - знаки-жетоны «За дальний Поход». Одновременно производился опрос жалоб и заявлений.

О! Этот «опрос жалоб и заявлений»! Попробуй что-то скажи или пожалуйся, если на тебя смотрят строгие, злые, насмешливые или равнодушные глаза людей, которые ужас, как не хотят никаких жалоб и заявлений, но я заявил…

Я громко и радостно заявил заместителю командира корабля по политической части, капитану 3 ранга Д.В. Бородавкину, старшему помощнику командира корабля, капитан-лейтенанту А.А. Сальникову и штурману БПК «Свирепый», старшему лейтенанту Г.Ф. Печкурову…

- Заявляю! Сегодня, в день первого поднятия Военно-морского флага на БПК «Свирепый» матрос Суворов рад и счастлив!

Знаете, что мне ответили наши командиры и наш штурман, старшего лейтенанта Г.Ф. Печкуров?

Замполит спокойно улыбнулся, старпом подозрительно и строго долго смотрел мне в глаза, и на его озабоченном лице ясно читалось опасение, что я смеюсь над ними, а штурман Печкуров Геннадий Фёдорович сердито и надменно мне сказал, приблизив лицо: «Дурак, ты Суворов, радуйся и будь счастлив про себя, а в строю разговаривать не смей!».