Арктика. гидрография. 1984 Глава-1

Николай Стаханов
          КАЧАЕТ
               
               
          В вагоне напротив - женщина лет 50, с внучкой, едут с югов. Дорога длинная. Неторопливо завязывается разговор. Кто,  да что? Откуда?
Женщина работала адвокатом. Теперь на пенсии. В свою очередь спрашивает,  кто я по специальности?
          Отвечаю, что я гидрограф. Женщина задумывается. Я знаю, что вряд ли она знает,  что это такое. Но всё равно спрашиваю,
          - Знаете что это?
          - Ну наверно это что-то, связанное с изучением морей, течения, растительность, подводный мир, солёность …
          - Это гидролог, - говорю я. И мне не хочется ничего пояснять.
          Почему  все знают кто такие: мелиоратор, зоотехник, врач ЛОР, дизайнер и менеджер,  крупье и букмекер, водитель дальнобойщик и егерь. А вот что такое гидрограф? Знает только один из десятка, а может и меньше. И почему в конце концов есть даже всемирный день подснежника, а дня работников гидрографии нет?!
          А между тем гидрографами с большой буквы были  Колумб и Кук,  Лазарев и Врангель. И многие, многие другие, кто стёр белые пятна с океанов и морей, проложил первые морские дороги.
          На нашу долю не досталось неоткрытых земель, но на морских картах мира ещё написаны имена гидрографов, приложивших руку и голову к их созданию.
         
          Так родилась мысль рассказать немного о гидрографии, северной гидрографии.
          Что это?  Рассказ, повесть?  Скорее –очерк.Все персонажи и события подлинные.
          Я не рассчитываю на широкий круг читателей. Вещь, всё же,  спецефическая.
          И да простят меня коллеги за какие либо оттенки. Ведь все мы видим одни и те же события через призму своих мироощущений.

                ***
                Гидрография. Арктика.                Чаунчукотка. Год  1984.

          Навигаций было много. Все они и похожи друг на друга  и все разные. Но есть такие,  которые чередой событий врезаются в память и остаются там на всю оставшуюся жизнь. Навигация 1984 года была именно такой.

          Первоначально, согласно всем планам и предписаниям,  район работ для Певекской гидробазы  на навигацию 1984 года был определен в районе п-ова Аачим.  Там мы должны были выполнить  съёмку  дна. В обиходе просто -  судовой промер.
          Но в ту навигацию лёд прижало к берегу на всём протяжении нашего района, от Колымы до Шмидта. И получалось так, что район работ надо было менять.
          Оговоримся для ясности: и Певек, и п-ов Аачим – это всё Чукотка. Южное побережье северного ледовитого океана.  Если  чуть точнее -  то Восточно Сибирского моря. 
           «Степан Малыгин», наше гидрографическое судно, наш белый пароход, застрял в Находке, в ремонте.  Долечивая болячки гребного винта. 
          Пароходы как люди, однажды зарабатывают свои болячки которые  потом остаются на всю оставшуюся жизнь.  «Степан Малыгин» заработал  его в прошлом, 1983 году.
          Навигация тогда в 83-ем сложилась тяжелая. В том же году, в проливе Лонга под о. Врангель,   затонула «Нина Сагойдак».
          Мы тогда в компании полутора десятков судов в ожидании ледоколов  вмёрзли в лёд недалеко от устья Колымы.  Ледоколы работали с предельной нагрузкой,  и им долгое время было не до нас. Потом нас обкололи и начали выводить в Певек. И вот в этой каше мы и потеряли лопасть винта.
          В Певек «Малыгин»привёл л/к Владивосток, привёл  на усах (это буксировка вплотную, когда нос ведомого упирается в кормовые кранцы ледокола). 

          «…… и вдруг из этого молока тумана, заслоняя небосвод на нас двинулась «гора». Как огромный жирный кот нависает над беззащитной мышью, не имеющей возможности убежать, как огромная свинцовая туча нависает над притихшим сквером.
          Капитан пулей метнулся к микрофону,
          - Арктика, Арктика, я Степан Малыгин …..?!!! – в ответ спокойно,
          - Не дёргайтесь Малыгин, мы вас видим.»
          Это оттуда, из 83-го. Ну да это, как говориться,совсем другая история.

          А сейчас ждали.
          Навигация в Арктике достаточно коротка.  Но, делать нечего.
В ожидании подбирали  текучку.
          Хозяйство гидробазы, обширное и хлопотное. Если говорить про Певекскую гидробазу,  то раскинулось оно по побережью от Амбарчика (это устье р. Колыма) до мыса Шмидта. 400 миль с гаком, километров 800.Маяки, знаки, створы, радиомаяки. Под сотню единиц. За навигацию всё не то чтобы обслужить или  отремонтировать, посетить то и то не всегда удаётся.
          Выполняли ввод светящих огней в работу. Развозили изотопы (РИТЭГ- Радио Изотопный Термо Электро Генератор).  «Железяка» что поменьше килограмм 700-800, а что побольше все полторы тонны. И конечно куда мы без вертолётчиков. Спасибо им.
 Пусть им «благородно икнётся»!

10.08.84  (записи сделаны с дневника и приводятся дословно)
          1)Заявка на Запад
          Макаров Запад-с вводом МИ-8 (10-10)
          13.08.84 Печку на Биллингс, мешок спальный
          Подготовить запрос на перевод Биллингс в автомат


14.08.84
           1. Связи с Биллингсом – нет!
           2. Заказать спе рейс,  сан
18.30      МИ-8 Сергеев, Стаханов Певек- Биллингс, Аачим
23.00 Певек
          Доставили печку , дано «указание» по связи, доставили накопитель- Аачим
15.08.84
          Сенокос ……сдано 900 кг
16.08.84
          Сенокос - Стаханов, Хританков,Виноградов,Таранков, Климин,Макаров, Сидоров В.В, Шаврин, Худолеев, Гусев, Алатырцев,Джура, секр., эконом.,Шишка,кадры
Сдано 1900 кг
Всего 2800 кг

          Про сенокос не липа. Была в Певеке ферма, голов на тридцать коров. Занесла их нелёгкая на край света. Корма завозили с материка. Летом выпускали на траву (если можно её так назвать), недалеко от фермы. Конечно, на весь город молока не хватало, но так или иначе дети были с молоком, настоящим, а не сухим из банок.
          Районное начальство приняло решение подкормить коров зеленью. Каждому предприятию был спущен план, определены дни поставки зеленки. Косили. Кто на болотах, кто где. Что уж там коровы выбирали?  Не знаю. Ну, да, наверно что-то выбирали.  Всё, какой-никакой подарок  недолгого полярного лета.

          Сборы, согласования, снова сборы и уже по новой схеме.
          Кто когда либо, хоть раз, ходил в экспедиции, поймет меня и согласится: что как бы вы не готовились, хоть за год хоть за два, вы не как не обойдетесь без бестолковщины суеты и спешки, и всё равно в последний момент будет делаться всё самое необходимое. Но что интересно,  даже этим бесконечным сборам  и нескончаемым проблемам и вопросам, рано или поздно приходит конец, и перспективы приобретают отчетливые и законченные формы.

                ***
29 08 84 
           (ДОСЛОВНО)  ТРЕТЬЯКОВУ, ПЕРЕСЫПКИНУ
СВЯЗИ ПОЗДНИМ НАЧАЛОМ РАБОТ ЗПТ ПРЕДСТОЯЩИМИ ЛОЦРАБОТАМИ ПЛАНИРУЕМ        ВЫПОЛНЕНИЕ СУДОВОГО ПРОМЕРА КООРДИНИРОВАНИЕМ  ХАЙ- ФИКС РАЙОНЕ КАГЭ-4 ТЧК  СПУ РЕГАТА СОГЛАСНО 4/21 ПОЛУЧИМ ПРОВИДЕНИИ ТЧК РАЙОНЕ РАБОТ РАССЧИТЫВАЕМ ВАШУ ПОМОЩЬ ВОПРОСАХ УСТАНОВКИ СУДОВОГО ПРИЕМНИКА ЗПТ РАСЧЕТ ПЛАНШЕТА ТЧК ПРИБЫТИЕ СУДНА В ПРОВИДЕНИЕ ПЛАНИРУЕТСЯ ПЕРВОГО ЗПТ  РАЙОН РАБОТ ТРЕТЬЕГО ЧЕТВЕРТОГО ЗПТ ЭКСПЕДИЦИЮ ПЛАНИРУЕМ ДОСТАВИТЬ ПРОВИДЕНИЕ ПЕРВОГО.
4/24 АГБ

           Жалкая попытка на "шару" примазаться к уже оборудованному береговыми станциями району, не выставлять береговые самому. Радионавигационная система Хай-Фикс, при соответствующей расстановке, прихватывает изрядный кусок акватории моря.  Хватит и на троих и на четверых.  Проходило иногда, примазывались. Но не сейчас.
Система Си-Фикс «покороче» на планшет, на два – не больше. И ставить её самим!

          1) ТРЕТЬЯКОВ – ПОЛУЧИТЬ РЕГАТУ, РАБ, АНАДЫРСКОМ ЗАЛИВЕ.
             2)  ДИСП ОЛЕЙНИК (капитан г/с «Степан Малыгин» прим. авт) – ПРОШЛИ САХАЛИН               
          3) ПЕРЕСЫПКИН (начальник Гидрографического предприятия, Ленинград прим. авт) –  РАССМОТРЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛОНГА. СИ-ФИКС. 26/4, СЛЕДОВАТЬ В АНАДЫРСКИЙ ЗАЛИВ. ДЛЯ ПРИЁМА СТАНЦИЙ АППАРАТУРЫ, ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОМЕРА.26/7

          Не прокатило!

30.08.84
          1)Со склада спецодежду
          2) Уложить чемодан
          3) Получить приборы инструменты
31.08.84 Ориентировка окончательная Си-Фикс. Ленинградский. ГП Пересыпкин
              Чемодан: Инструкции Каталог Отчет, предписание Секретка, тубус

01.09.84
          ИЛ-14 Стаханов, Климин,Хританков, Борисов,Бухгалтер ,  начальник
11.30     Певек   
14.30     Анадырь   
15.30-16.10
          Провидение Аэропорт
20.00     на борту г/с «Степан Малыгин» Вышли в район Анадырского Лимана
02.09.84  Встреча с г/с Матисен, приняли на борт Тарасова С.В, Стаханов перешел               
на борт Матисена. (для расчета планшета, на Матисене ЭВМ прим. авт.)         Переход в лиман.
03.09.84
7.00      первая попытка снять станции – неудачно
10-12.30  снята первая
12.30-13.15
          переход
13.15-15.30
          снята вторая
15.30-16.45
          переход
16.45-18.50
        Снята третья
19.30   все станции на борту. Курс в район работ г/с Матисена, для приема баллонов (питание береговых автономных станций- 8 баллонов пропана для каждой из трех. .)   и аппаратуры.
23.00-  попытка перегрузится в море – неудачно. Курс в залив Креста.
04.09.84
04.00   Швартовка. Малыгин на якоре. Матисен – бортом.
04.00-7.00
        перегрузка  аппаратуру, баллонов. Стаханов-  возврат на борт Малыгина. Курс в бухту Провидения.
21.00   Бухта Славянка Приняли на швартовы Север -102, перегрузка: вехи, якоря, аппаратура, «Регата», снялись на переход до Рывеем,

        Всё!  Руби канат! И скорее от берега, от складов, причалов,  мешков и ящиков,  пыли на сапогах.   И вот он долгожданный момент:  за иллюминатором  голубая вода, и шум отброшенной форштевнем волны. Поехали, наконец, то….. ёкарный бабай!