Кушать подано II

Фомин Сергей Борисович
Часть вторая


                V

Я не ставил своей целью в данной статье говорить о здоровье. О том как тот или иной продукт влияет на наше с вами здоровье. В чем так сказать его сила и его слабость. Хотя относительно "слабости" я бы не стал высказываться столь категорично как это делают  специалисты. Ведь неизученный объект  еще сам по себе не свойство. Он становится для нас  опасным через наше к   нему отношение и что самое главное через желание применить его по своему усмотрению, без владения знанием о нём и   не в русле его скрытой " полезности".


Чтобы особо не удаляться от обозначенной тематики  ( и так уже сделал "глубокое" отступление) я "пробегусь" по истории  указанных в означенной в начале темы статье, ( продуктовые предпочтения предков), продуктов, которые разделены на "свои" и "чужие".
Начну с обозначенных как  "чужие", и первым на очереди  будет индикатор кризиса-гречиха.

 Гречиха.

Читаем в официальных изданиях  "Дикие формы растения произрастали в Северной Индии и Непале ( западные склоны Гималаев).В тех крах её называли "черным рисом". Предполагается, что данная культура стала использоваться человеком в пищу более чем 5 тысяч лет назад". Оспаривать не буду, но сомневаюсь.


И вот почему. По официальной истории она лишь в 15 веке проникла в Китай, Корею и Японию, затем оттуда в страны Средней Азии и Россию, дальше по тому же Шелковому пути в страны Ближнего Востока и лишь оттуда в  17 веке в южную Европу ( Грецию и Италию), далее распространилась везде.
Уже исходя из этого пути можно с уверенностью утверждать ( что и делают историки палеонтологи) что гречиха попала к нам ну ни как не через Грецию.


Кстати или нет но в Европе данную культуру называют тартарским растением (татаркой) И во  Франции, Бельгии, Испании и Португалии её некогда величали «арабским зерном», в Италии и самой Греции — турецким, а в Германии Heidenkorn — ("Хезар зерно" а  попросту "языческим зерном") или Buchweizen-буковая пшеница ( похожа на семена бука)  . А иной раз и Taterkorn- "татарская крупа". "Татарской крупой называют гречиху и финны-  tattari.
Всё это мне напоминает название одного увеселительного аттракциона- "Американские горки" не имеющего к обеим Америкам ни какого отношения, ибо в самих Америках они называются "Русские горки".


Ни в одной славянской стране данная крупа не называется "гречкой", так польское название гречи — gryka. Иногда встречается неправильное написание данного слова типа  greka, но так называется полба по литовски.  По-болгарски гречка — "елда", при этом аналогичное сербское "хельда" означает "итальянское просо". У чехов pohanka — "языческое зерно".По-румынски греча называется "хришкэ", что не соответствует слову "греческий", поскольку грек по румынски так и произносится "грек".


Почему же её название так созвучно с названием Греция?  Ведь в самой Греции она имеет помимо названия связанного с Турцией еще название helymos- "итальянское просо" (заметьте не греческое, а....).Приводить в пример расклад Фасмера и прочих "любителей" русского языка не буду, после их интертрепации, русского в словах остается лишь само слово,  а не определение.


И всё же название гречихи по латински выглядит как turcicum frumentum, что в переводе означает "турецкая кукуруза", или Fagopyrum — «орешек букоподобный». Также называют и в Голландии и Англии  boekweit — "буковый орешек", а точнее "козлиное зерно". На французском ble sarrasin — "пшеница гречиха", "сарацинное зерно". Шведы гречиху называют bovete.

 А если посмотреть на это с другой стороны?
Далее приведу  версию из книги Давиденко и Кеслера "Мифы Цивилизации".


"Растения из семейства гречишных издавна хорошо известны в Восточной Европе, например, ревень и щавель.Но в пищу употребляются только их листья и стебли. А вот у сныти (нем. Giersch), травы из семейства зонтичных, ели не только стебли и листья, но и мелкие крупообразные плоды (ср. семена укропа). Поэтому "итальянское" (т.е. то же "валашское") просо, т. е. гречиха, возможно, и к грекам попало от славян через "валахов", а не наоборот. Но есть и куда более любопытная аналогия: немецкое Hirse, швед. hirs и норв. hirse означают именно "просо, пшено", а если их сопоставить с румынской «хришкэ» ("гречиха",) то "греческого" в гречихе не остается вовсе ничего… (И кое-что еще "грецкое" оказывается в Европе на поверку "валашским", например, в западнои южнославянских языках грецкий орех -"влашский орех", как и англ. walnut, и нем. Walnuss и т. п.)


Так что же было у греков «просом»? Оказывается, что слово, родственное нашему просу, означает очень полезную зелень — лук-порей! (греч. praso, рум. praz). Правда, итальянцы, испанцы и французы свой порей (соотв. porro, puerro и poireau) производят от латинского porrum. Но простодушные португальцы до сих пор, как и греки, зелень (и вообще зеленый цвет) обозначают словом prasino. И дикорастущий сорняк наш – пырей, болг. пирей, серб. пир, чеш. pyr, рум. pir, польск perz, латыш. purava теперь от проса отличают, хотя исходное слово «пыро» означало ту же полбу… И мы возвращаемся на круги своя – в балто-славянский ареал зеленной и злаковой культуры."


Кстати о кашах. Истинный славянин посол польского короля к крымскому хану Мартин Броневский пишет: "Знатнейшие и богатые употребляют хлеб, говядину, переваренное вино и сладкие напитки; а простой народ не имеет хлеба, употребляет вместо него толченное пшено, разведенное водою и молоком и называемое обыкновенно касса". Итак славянин вообще не был знаком с кашей, хотя наверное первым упомянул в своих отчетах сиё блюдо.


А между тем у  монголов, да и у  всех тюркоязычных  (как принято ныне называть) народов, нет такого блюда как каша ( есть похлебка, есть шурпа, есть пюре, есть  плов, но нет каши). Нет каш в кухне  крымских татар и у татар вообще. А английская каша  ("овсянка сэр") была доступна лишь высшему сословию.


Но историки с завидным упорством "включив" воображение пытаются убедить нас в том, что "… Семьсот лет назад от берегов монгольской реки Курулен двинулись в свой завоевательный поход бесчисленные орды "покорителя вселенной" — Чингиз-хана. Каждый воин этого многоязычного войска в притороченной к седлу торбе вез зерна какого-то растения. В походе воины ели эти зерна, пережаренные с бараньим жиром, а на стоянках быстро варили из них кашу. "Тары" — называли эти зерна монголы, "дары" — стали называть их туркмены, "тарык" — узбеки, "дара" — турки, "сура" — мордвины и латыши, "сора" — литовцы. Это было просо, которое монголы знали в возделывали еще в глубокой древности".


 И тут на ум приходит наша поговорка "Щи да каша — пища наша". Каша — мать наша".  А еще более соответствующая теме: "Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец родной". Заметьте не славянские  поговорки, а русские.
Ну да как я забыл, что у других народов поговорок нет...
Вы в это верите? Я так не верю.


И вновь о Греции. У нас в обиходе есть еще "один вещь" который проецирует название Греция и это грецкий орех. Но грецкие орехи в Греции не водятся, а гречиху стали выращивать в Греции не ранее 17 века. Отчего ни в  самой Греции, ни в прочих странах гречиху грецкой не называют и более того не связывают её с Грецией.


На этом можно было бы и закончить, типа в остальном разбирайтесь сами ( ведь я сказал, что лишь буду  "пробежаться"). Но изменять себе я не намерен, отчего постараюсь дойти до конца. Насколько он будет вразумительным и аргументированным судить вам, уважаемые читатели.

 

По полученной выше информации можно переориентировать появление гречихи на Руси с Востока. Ну во-первых находясь в Европе вы Русь назовёте восточной стороной. Во-вторых, согласно карте  культурного произрастания зерновых академика  Вавилова гречиха определена как ботаническая ( дико произрастающая культура) в районе Южного Урала и частью Алтая как продолжения горно-уральской цепи. В Индии и Непале гречиха является уже как культивируемая, т.е. посевная.


Уже одно это есть достаточное подтверждение тому, что Великое переселение ( 2-4-е тыс. н.э. народов происходило с Биармии (Южный Урал) в разные стороны,  достигнув в в дальнейшем и  территории нынешней Индии и Пакистана и Ближнего Востока, а оттуда и Перенейского полуострова, а не наоборот. Именно в этот период гречиха была  основным продуктом странников из Зауралья.
Ни у одного народа нет столько поговорок и сказок где бы не упоминалась бы каша. И надо отметить, что под словом "каша" преимущественно подразумевалась именно гречневая.


— «Гречиху сей, когда рожь хороша»
-Не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после и зерна не соберешь»
-Не верь гречихе на цвету, а верь закрому».
-Уроди вам, православным, гречи без счету. Без хлеба да без каши ни во что и труды наши»,

 Обратимся к учебнику по которому будущий агроном постигает азы своей профессии. И согласно научных данных,  требования к условиям произрастания гречихи следующие:


Температура.  "Семена гречихи прорастают при температуре +7—8° С. Дружные всходы появляются при +15° С на 7—8-й, а при +12° С на 10-й день. Температурные границы роста и развития гречихи очень сжаты. Весной заморозки в -1,5°С повреждают всходы, а при —2° они гибнут. При температуре ниже + 12°С гречиха растет плохо, а при температуре более +25° С она угнетается, особенно в фазе цветения. В это время растения страдают и от сухой, и от холодной дождливой погоды (нектарники слабо деятельны, а нектар высыхает). Лучше всего гречиха растет при температуре воздуха, близкой к +20° С. Наиболее благоприятна для цветения теплая погода с переменной облачностью при +20—25° С и относительной влажностью не ниже 60% при незначительном ветре. В этих условиях цветки хорошо выделяют нектар.


А как дела обстоят в Индии, куда поместили "родину гречихи"?
С запада на восток Гималаи принято разделять на Пенджабские (от ущелья реки Инд на северо-западе до долины реки Сатледж), Кумаонские (между долинами рек Сатледж и Кали), Непальские (на территории Непала), Сиккимские (в пределах индийского штата Сикким) и Ассамские (к западу от Бутана).


 Климат западной части Гималаев характеризуется резкими колебаниями температуры, сильными ветрами. Средние температуры июля около 18 °С, января от -10 до -18 °С. Влияние муссона проявляется в июле — августе к югу от хребта Пир-Панджал. Зимние осадки связаны с циклонами, приносящими дожди и снегопады. Главные перевалы освобождаются от снега в конце мая.

 

" В западной части Гималаев нижние части склонов (до 600 м) заняты редкостойными ксерофитными лесами и кустарниками с дикой оливой, примесью акаций, граната, олеандра на горных коричневых почвах. Выше (до 1200-1500 м) произрастают муссонные листопадные леса с господством сала на горных краснозёмах, которые сменяются горными субтропическими смешанными лесами из дуба каменного и горных сосен с вечнозелёным подлеском. С высоты 2000-2500 м доминируют горные смешанные суббореальные леса из сосны длиннохвойной (чир), пихты, кедра гималайского (деодар) с участием дубов, клёна на малогумусных бурых лесных почвах. В поясе 3000-3500 м господствуют горные хвойные леса из пихты с примесью берёзы на бурозёмах оподзоленных. Выше 3500 м — субальпийское берёзовое криволесье, заросли можжевельника и рододендронов, сменяющиеся поясом альпийских лугов и кустарников на горно-луговых почвах. Верхний рубеж распространения сосудистых растений — 6300 м. Для северного склона характерны пустынно-степные ландшафты с подушечниками и ксерофитными травами на маломощных каменистых горно-пустынных почвах. Древесная растительность (ивы, тополя) встречается по долинам рек".  ("География и климат  Индии").


Читая о сельскохозяйственных культурах Индии вы прочтете  что "Северо-Западная Индия – пшеничная зона страны. Пшеница выращивается на орошаемых землях в зимний период. Из рисоводческой страны Индия постепенно превращается в «пшеничную» страну".


Так же вам сообщат, что "Во внутренних засушливых и слабо орошаемых районах большую роль играют посевы сорго, просяных культур, фасоли и гороха. Посевы масличных культур (в основном арахис и орехи кешью) распространены почти повсеместно, они являются почти единственными источниками жиров. В ряде районов страны на растительное масло выращивают кунжут, клещевину, горчицу, рапс, лен и кокосовую пальму. Индия является ведущим в мире производителем сахарного тростника и хлопка. Сахарный тростник выращивают в основном в долине Ганга. Хлопок – в Западной Индии. Особо качественные длинноволокнистые сорта хлопка произрастают на орошаемых землях Пенджаба. Индия также является третьей табаководческой страной мира (дельты Годовари и Кришны). Там выращивают экспортные виргинские сорта табака. Индия самый крупный в мире производитель чая ( до 35% мирового сбора). Главный район – долина Брахмапутры. Также нижние склоны Гималаев и Южная Индия (в сочетание с плантациями кофе и гевеи). Традиционной статьей экспорта является вывоз пряностей. Важнейшая – черный перец. В Южной Индии выращивают также кардамон, имбирь, гвоздику, тюрмерик, куркуму, перец «Чили». Природные условия Индии благоприятны для выращивания всех известных фруктов, но вырастить их проще, чем вывезти. Потребление фруктов в стране низкое, как и экспорт. В больших количествах выращивают лишь бананы, манго и папайю".


Внимательный читатель обратит внимание на "просянные культуры", так мы не будем упрямиться и  раскроем это словосочетание. Такими являются джовар, чумиза и  могар. И это не гречиха. Джовар  Высокое в рост человека растение.Похоже на кукурузу, но початков не дает только метелка и семена как у сорго. Чумиза Тоже высокое растение до 1.7 м. Зерна как у просо, но мельче. Именно это растение и сегодня в Индии  называют "черный рис", а не гречу. Могар или Щетинник Итальянский- однолетняя кормовая и пищевая культура. У нас растет по помойкам в виде лисьих хвостиков и называется Щетинник  или Мышей.

И нигде вы не найдете (или очень редко и вскользь) о том, что в Индии выращивают гречиху или то, что она там вообще  растёт.

*                VI

Еще один по мнению автора "пришлый" продукт- чеснок.
Итак чеснок  (аllium sativum- чеснок домашний. Вообще-то аllium это лук) — огородное многолетнее травянистое растение семейства лилейных. Латинское название чеснока «Allium» происходит якобы  от кельтского слова «all» – жгучий, едкий. Я же склоняюсь к тому, что  имеющийся в слове звук "аl" ("ал")  необходимо интерпретировать в значении "белый". Именно так обозначается цвет в древних про арийских языках. Ну  и соответствует цвету  спелой головки чеснока.
Латинское же указание в названии на жильё, говорит о том, что указанный продукт уже достаточно культивирован  и используется как "домашнее" растение.


Наверно не ошибусь если скажу, что нет в мире страны которая бы употребляла столько чеснока в "голом виде"  как Россия и надо сказать преимущественно русские люди. Официальная же статистика  употребления чеснока утверждает, что  "Самые большие любители чеснока – итальянцы и корейцы, у которых на душу населения приходится 8–12 зубчиков в день".


Не буду приводить рецепты итальянской и корейской кухни, разговор по теме  "Восток глазами Средневекового гурмана" еще впереди. Продуктовый же набор итальянцев в Средние века мало чем отличался от тех кто проживал в остальной Европе, разве, что всякой "травы"  и сыра было больше.

 

Начинаем искать  "пришлость" указанного продукта, читаем: "Родиной чеснока считается Центральная Азия...." я всегда с недоумением отношусь к подобным ориентирам, типа "нашли то-то и то-то  в районе Европы...". И рядом с такими заявлениями всегда вдруг оказывается Египет, так и в этой фразе "Его выращивали в Древнем Египте более 5000 лет назад. При чём глиняную луковицу чеснока археологи нашли в гробнице Тутанхамона".
И что это доказывает?


Кому бы  пришла в голову мысль, например, увековечить репу ( сказка про репку не в счет). Обыкновенный по меркам Руси овощ. И если в Египте чеснок был обыденностью кому нужна была глиняная копия. Только не скажите, что для потомков. Меньше чем о потомках египтяне думали о зимних морозах.


Считается, что документальное описание чеснока, как целебного растения датировано 1550 годом до н.э. И это был папирус египетского происхождения «Кодекс Эберса», в котором чесноку отводится важное место при профилактике и лечении различных заболеваний у женщин.


И тут же  утверждается что имеются свидетельства, что в 1548 году из средиземноморских стран чеснок «переезжает» в Великобританию ( настораживает схожесть дат). Это же почти 3000 лет чеснок "топал" от Египта до Англии, когда прочие  "изобретения" египтян добирались до Англии в течении 500 лет.


Во Франции к примеру,  в Госконском городе Сен-Клер -и по сей день организуются  ярмарки, где товаром является  один — чеснок, а в августе здесь устраивается настоящий Праздник Чеснока! И это дань памяти отважному чесноку, спасшему Францию от чумы. Хотя правильность такого   бесспорного восторга никто не доказал.


Относительно Руси официальная версия такова, что "В Россию чеснок пришел примерно в девятом веке, но не из европейских стран, а из Византии" ( опять пресловутая Греция, но в другом разрезе). Во что мало верится, ибо связь Руси ( а не России) и Азии прямая, а с Византией опосредованная, через Среднечерноморский, да и Среднеземноморский регион.

 
Нас пытаются убедить, что русское слово «чеснок» восходит к праслав. *;esnъkъ, образованному от *;esnъ — суффиксального производного от глагола *;esti «чесать, скрести, рвать, драть» с этимологическим значением «расщеплённая, расколотая (луковица)». Мало убедительно, если вспомнить какие усилия нужно приложить, что бы ободрать (счесать) лубо с дерева и  на   сколько нужно затратиться, что бы "залупить" головку чеснока.


Думается даты появления чеснока в том или ином месте это из раздела "народное творчество", а не научных доказательств или подтвержденных фактов, ибо взяты произвольно с учетом определенных  исторических событий и привязки к ним, то есть по сути " взяты с потолка".


Даже английское слово "гарлик" — "чеснок" — восходит к временам, когда племена англосаксов громили кельтские племена бриттов. Слово сложилось из сочетания тогдашних слов "лук — порей" и "копье" — так сказать, "лук с копьем". Дикий чеснок веками рос в английских церковных дворах, а чесночные бусы на шее, по поверью, отгоняли демонов и вампиров. Скорее всего и выращивать чеснок в Англии начали раньше намного раньше 16 века, как впрочем и Русь познакомилась с этим корнеплодом также намного раньше чем даже пресловутые египтяне.


Данной растение присутствует в диком виде почти по всей Европе, а уж в России на каждом шагу. В Северных шитротах  нашей страны оно является  вторым травянистым растением ( после ландыша), которое распускается  в начале весны, после того как сходит снег.

И всё же как в теме о гречихе надо конкретизировать место происхождения чеснока. При этом выясняется что родиной чеснока является Джунгария. А  Джунгария  как известно это  равнина между горами Алтая и Восточного Тянь-Шаня.


В переводе с калмыцкого языка «джун гар», или «зюн гар» — «левая рука»), когда то вроде бы из них состояло левое крыло монгольского войска.


Ну во-первых, "монгольское  войско" по описаниям многочисленных свидетельств вообще не имело строя и левое могло оказаться правым, а правое вообще в арьергарде.  Во-вторых, построение так называемыми крыльями ( и сравнение с ними)  было лишь у войска русов. У всех прочих народов названия были иные (читайте статьи "Воин из народной молвы").  В-третьих, именно калмыки  всегда были левым конным крылом в русском войске. Почему именно левым, а не как казаки из русов, правым?


Берем известную работу Шовунова К.П " Очерки военной истории калмыков" ( 17-19 вв): "Во всех боевых действиях русских войск в войнах XVIII в. калмыцкая конница совместно с казаками выполняла функции разведки, подключалась к преследованию отступающего противника, использовалась во фланговых ударах, привлекалась к малой войне и нередко проводила самостоятельные боевые операции.


Большое значение для окончательной победы в боевых операциях имело преследование отступающего противника. Ф. Энгельс отмечал, что "плоды победы пожинаются обычно при преследовании неприятеля. Чем энергичное преследование, тем решительнее победа. Пленных, артиллерию, обоз, знамена захватывают не столько в самом сражении, сколько во время преследования после него. С другой стороны, степень полноты победы измеряется энергией преследования". Удобным средством для выполнения этой задачи русское командование считало казачью и калмыцкую конницу. Именно поэтому после успешного сражения при деревне Лесной Петр I направил в погоню за бегущими шведами калмыков и казаков. Эта же функция была возложена на них в Полтавской битве".


Но вернемся к  "левосторонней стойке" и вспомним чем вооруженны были  калмыки и казаки. Не вообще, а в момент нападения, т.е. боевых действий. Итак вооружение казака состояло из… правильно сабли, пики иной раз булавы (кестеня) или дубины.
Вооружение калмыцкого всадника из копья и… пики, а за плечами у него висел лук.
"Популярность копейного боя ойратов была отмечена всеми соседями с кем им приходилось сталкиваться (казахи, узбеки, русские, турки, манжуры, китайцы...).


«Калмык и лошадь — одна душа», — писал в своих воспоминаниях «Далекое и близкое» великий русский художник И. Е. Репин, детство которого прошло в слободе Чугуево, где жило немало калмыков-казаков, удивлявших местных жителей бесстрашием в объездке лошадей-неуков из табунов, пригоняемых из привольных степей.


Действия калмыцкой конницы подробно описаны в трудах дореволюционных историков Г. Прозрителева, Е. Чонова, Т. Беликова и  уже означенного К. Шовунова.


Османский путешественник Челеби в 1666 году побывав у калмыков писал, что "Все они носят луки, стрелы и копья… Сабли же встречаются редко. Но непременно  требуется, чтобы в руке было копье. В самом крайнем случае вооружение состоит из одной только пики".


А так как калмыки применяли такую тактику боя как "хоровод", что требовало "закручивание" массы конных  воинов в левую сторону. Этого требует   первичность атаки "на расстоянии", т.е. применение лука. Стрелять правше через голову лошади как-то несподручно, другое дело в левую сторорну. В то время как основным оружием казаков помимо копья являлась сабля, а для её эффективного использования надо, чтобы противник оказывался с правой стороны. И опять же при "закручивании", но уже  вправо.


Представляете какой "жернов" получался, когда две лавы сходились на одном противнике? Это вам не бочки с дыркой бросать с самолётов, там такая психическая атака из ора, движения, и пыли образовывалась, что умом можно было тронуться. 


А ведь подтверждением пусть и косвенным является  бурятское предание о джунгарах ( в записях этнографов М.Н. Хангалова и С.П. Балдаева)  (бур. з;;н гар «левая рука») в котором говортся о роде баруун гар «правая рука»: «у одного бурята из кости Сэгэнут родились два близнеца, которым дали имена: тот мальчик, который вырос на правой руке, будет Барунгар, а тот, который вырос на левой руке, будет Зунгар. Кость Барунгар живет за морем ( за Байкалом), а потомки Зунгара – нынешние зунгарские буряты. Зунгарские буряты пришли с южной стороны моря». Аналогичный сюжет рассказывает об этих же близнецах и упоминает род барунгар, который живет в Нижнеудинском уезде, но сильно обрусел и страдает малолюдством.

 

Описание  же тактики  боевых действий калмыцкой конницы можно прочитать в  книге  Л. А. Боброва, доцента кафедры археологии Новосибирского государственного университета, доктора исторических наук  "Калмыцкая конница в Русско-польской войне 1654-1667 гг. Вторжение, тактика, военная стратегия", где описывается как калмыки (ойраты) в составе Русских войск "месили" на территоиии Северного Кавказа, нынешней Украины, Белорруссии,  Литвы и Польши  войска Крымских татар,  нагоев, примкнувших к ним поляков, левобережных казаков и украинцев (западенцев)и  всех тех кто попадался им под руку. В оличие от прочих колмыки пленных не брали и убивали даже тех, кого взяли в плен казаки или русские. Данная война была  последствием казацкого восстания Богдана Хмельницкого 1648-1654 гг, а результатом её стало "добровольный" отрыв украинцев от крымских ханов и их приспешников  поляков и присоединение Украины к России.


Кстати, или нет,  Гитлер в моменты особого недовольства   русскими называл их «калмыками». Не "татаро-монголами",  а калмыками. Образованный был человек, однако!


В-четвертых, Джунгарский Ала-тау это левый отрог, если спускаться лицом "вниз" ( на юг) Уральских гор. И если двигаться по предгорью с Восточной стороны то можно попасть по реке Урал  в устье Волги и затем к Каспию, а "пройдя" за Каспием ( с юга-востока) оказаться в Иране и далее на Ближнем Востоке,  а отуда к северу  и в Европу ( через нынешнюю Турцию). В другую же сторону (через нынешнее  с. Исетское, раньше Исетский острог) вдоль Алтайско-Саянской горной цепи в Монголию и Китай. Кстати, если пойдешь прямо… куда попадешь? И о верно через Ош и седловину Гималаев в Индию (оттуда налево в Непал, направо в Пакистан, а там и Аравийский полуостров "не за горами").

 

При этом можно выяснить, что: "Современные исследователи истории ойратов пришли к выводу, что "война у джунгар… являлась важнейшей частью их жизни, пронизывавшей и даже подчинявшей себе весь уклад их быта, организации, материальной и духовной культуры". Наверно нет нужды напоминать, кто из русов был на таком же постоянно военном положении. Верно казаки.


А теперь давайте вспомним, что сегодняшнюю территорию Калмыкии населяли ранее половцы ( так они названы в славянских летописях), куманы-так они названы в византийских летописях. У восточных авторов эти земли назывались  "Дешт-и-Кипчак", а жители кипчаки. А ведь некогда ( после 735 г.) разгомленные племена сиров ( савиров- северян) бежали с берегов Толы ( монг. Туул гол, по русски Тулия) и Архона на Северны Алтай и Восточный Тянь-Шань этх беглецов арабские  хронисты (Ибн Хордадбех 820-913; Абу-л-Фадла Бейхаки 906-1077 и пр.) называли "кыбчак" (хывчак) т.е. "злосчастный". Отсюда и кыпчак, кипчак.


Именно на реке Тулия, что находится в бассейне Селенги  (Тулл приток Орхона-Архона, который является притоком Селенги, а  та в свою очередь впадает в Байкал- как это символично) на которой стоит город Улан-Батор, ранее носивший название "Черный лес" (Хар ой), где находился огромный  дворец  Ван хана (русского хана). А ведь название Улан-Батор обозначает "казак-богатырь" ( сегодня переводят как Красный-богатырь). Но именно  название уланы, как называли в Европе казаков ( якобы имеет обозначение "юноши" в тюркских языках. -юлан. Хотя на самом деле юноша в тюркских языках "оглан". Похоже, но не очень), звучит в названии города. Вооружены были копьем и саблей.
Куманами византийцы называли их потому, что тотемом этого народа был лебедь по тюрски"куу", ну а "ман" (человек) это всего лишь принадлежность к тотемному названию, т.е "люди лебедя".


Половцами как я уже сказал их называли на Руси. А берет это  название свое название от слова "сары" дословно обозначает "желтый" ( таковой у них был цвет волос). Русские не могли назвать народ по цвету так как цветовых характеристик почти не применяли отчего назвали по сравнительной аналогии "полова"- т.е. "солома". Более того в русской традиции отсутствовала традиция и цветового обозначения этнонимики. Отчего в древнем русском языке, как в дальнейшем в тюркских, страны света назывались:  Север-кара,  юг-кызыл, Запад-ак, Восток -кёк (хек), сары -Центр.
Территории половцев граничили с поволжскими Хазарами и они же  основали Приволжскую территорию Булгар.
Археологические раскопки, произведенные в последние годы на территории Калмыцкой АССР и Волгоградской области, подтверждают сообщения средневековых авторов. Хотя расовая принадлежность их не определенна и до сего дня.


А все они потомки известных в истории киданей ( тюркское произношение "кытаи" иногда "кун"-хунн). Нет это не китайцы,  а те кто некогда "спустился" с Приполярной зоны вдоль Уральского хребта и отклонился влево ( в сторону нынешней Монголии и Китая). В дальнейшем китайцы называли их "белые си",  а монголы "Каи"- Змея. Вспомните одного из их предводителей хана Тугоркана ( в славянской мифологии Тугарин Змей). А ведь этот хан был тестем Святополка.


И странным образом из всевозможных источников ( хроник относимых к 1245, 1249, 1253 исчезает название куманов, половцев и прочих  именно в этот период в состав  Волыно-Галицкого князя Дмитрия Галицкого  входили отряды хана Тегака ( внук хана Котяна на дочери которого был женат Мстислав Удалой,  а на его внучке  был женат сам Дмитрий Галицкий.


Вот тут и пришла пора сказать, что известнейший Великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович под кодовым именем "хан Батый" основоположник "татаро-монгольского нашествия"  в 1224 из Переяславля  Залесского ( ставка Ордынских войск), первый раз был женат  ( 1205 г) на дочери половецкого хана Юрия свет Кончаковича, а второй раз ( 1214г.) опять таки на половчанке дочери Мстислава Удалого (Удатного) и родил, помимо прочих детей и своего сына Александра, будущего Невского. Так, что Невский половец или кипчак, а может и калмык-джунгарец это кому как нравится.


Кому-то покажется неуместным и сумбурным, т.е. не относящимся к теме чеснока выше приведенная информация. И это только покажется, ибо все пути ведут… на Урал. А там по обыкновению живут наши люди. И как вы думаете найдя чеснок в Джунгарской долине кому первым они его принесли бы? Ну конечно в США в Белый дом или в крайнем случае в Европу в Европарламент. Напомню анекдот о собрании  одного колхоза в СССР .
Председатель: "Совхоз "Путь к коммунизму" просит выделить им двадцать тонн сена. Дадим? Фиг дадим,  сами съедим, пусть лучше работают".
Так и  византийцам "фиг", а не чеснок.


Так, что и местное название джунгарцев — "чинга" означает что народ пришел "чи"-народ, "га" -идти двигаться "на" селиться. "Народ шёл  поселиться", т.е. народ ищущий новое место для проживания. И это согласуется с тем, что часть из них двинули в места нынешнего Китая, где и получили имя "Чина"- "народ поселившийся".


И о чем всё это говорит? А о том, что наш народ поселился в Забайкалье даже раньше чем появился Китай. И именно наш народ и его авангард в движении на Восток ( как впрочем и на юг и на запад) под именем скифы ( казаки) обнаружил и культивировал чеснок, "сделав его достоянием мировой  общественности", ибо как гласит пословица "С чесноком все вкусно — не жуй, не глотай, только брови подымай!
               
                VII

И еще об одном не нашем продукте хотел бы я сказать пару слов  ( в  пару не уложусь, впрочем как получится)
Я уже упоминал, что славяне да и русы в силу разных причин  бортничеством не занимались (куда быстрее они занимались пчеловодством-пасечное или колодное), Бортничеством занимались народы живущие рядом с русами — Отчего данный продукт был экспортным товаром Руси наряду с мехами  и воском. Когда Русь обосновали славяне именно они в виде монахов стали культивировать мёд в своей среде.


Иногда читаешь, что "борт" это колода пустая внутри с дыркой в боку. А тут же рассказывается ( помимо бортничества) еще и о колодном пчеловодстве.
Так вот бортЪ ( бортничство это не пчеловодство, а пчеловодство это не бортничество)- это...


Был такой древний народ берендеи. Составители словаря (Фасмер) не утруждая себя пояснениями отвечает просто: "«Берендеи, берендичи, берендии (др.русск. береньд; и, береньдичи, точная этимология не установлена… и не особо сомневаясь "отправляет их в "тюрские племена", обзывая этим прозванием тех, кто якобы говорит на особом отличном от прочих народов, языке. Мне уже приходилось напоминать, сделаю это и сегодня "Тюра"-  термин означающий  слово  "Закон", тоже самое, что и "Тора". А тюрками при этом являются те, кто следует закону.  Вот и всё!


В энциклопедическом словаря Брокгауза и Ефрона можно прочитать: "Берендеи (Берендичи) — кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками, то черными клобуками.Последнее название, черные клобуки — несомненно было родовое по отношению к берендеям и торкам, принадлежавшим к одной и той же семье тюрков, некогда кочевавших в Азии. Первое известие о Б. в наших летописях встречается под 1097 г. (о торках — под 985 г.), затем до 1146 г. они постоянно почти смешиваются с торками и только с 1146 г. чаще называются черными клобуками".


Словарь Даля упоминать не хочется  там о берендеях информации "О" зато есть пояснение, что де мол существует такая хрень как "берендейка" вещь не серьезная и вполне себе глупая. Не кажется ли вам странным такое положение вещей у весьма системного автора? Запрещено было писать правду вт и весь сказ.


Но Даль не был бы Далем если бы не нашел способ донеси до нас свое видение (знание). Так наряду с "игрушкой" появляется определение для  военного снаряжения. То есть берендейка это утварь военного человека-  перевязь через левое плечо, к которой привешены были патроны, заряды в берендейках – трубочках.
А когда Даль еще называет и одежду – шапки – берендейками, то тут не остается ни какой двусмысленности. Берендеи- военные люди.
 

И тогда становится понятным почему искусственно созданные деревеньки где все постройки выстроены в два ряда вдоль улицы называются Берендеевками. По такому принципу выстроены дома в Переяславле-Залесском, в Красном Селе в Москве, в Пушкино в Санкт-Петербурге. И все это военные гарнизоны.
Так же понятным становится и то, что  заявленные  мудроисториками  "кочевое племя"  не просто так  " ни с того ни  с  сего" обозлилось на всех своих кочевых собратьев и только тем и занимается что постоянно гоняет степняков по их просторам  и защищает рубежи Руси от набегов.


Советская  историческая энциклопедия (1973) идёт дальше она ведет начало берендеев из огузов. По большому счету из тех же самых половцев или  джунгар- казаков. Пресловутая "Повесть временных лет" как это за ней водится постоянно противопоставляет "русских" (читай славян) прочим народам. Так и с берендеями. Об одном из них летопись сообщает под 1121 г.: «В л; то 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печен; зи сами б; жаша».


Но прочие исторические материалы говорят об обратном,  а именно о том, что берендеи много веков подряд жили  и умирали рядом с русами. В 1155 году берендеи, состоявшие на службе у Юрия Долгорукого (1155 до 1157 года) во время его киевского княжения, захватили в плен много половцев. Уцелевшие отправились в степь за помощью, подошли к Киеву и попросили князя, чтобы тот приказал наёмникам вернуть пленных, но те отказались: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность». Именно жили и умирали рядом с русскими и иной раз против славян.


Будучи воинами они в первую голову жили оседло там где была историческая ставка русского казачества Владимиро-Суздальская земля. А конкретнее (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.). Переяславль -Залесский, что под Суздалем где и находилось так любимое сказочниками "Берендеево царство".  И  отсюда берендеи, т.е казаки двинули в свой "татарский поход"  сначала во главе с Юрием (Рюриком, Гергием, Георгием) прозванного в византийской истории Чингиз ханом, а затем во главе с  его младшим братом Ярославом Всеволодовичем. Ибо татарами называли казаков, а монголами (мегалион) русв.


И по сей день в Доме Берендея ( мифического царя Берендея) в Переяславле-Залесском ( ул. Урицкого д.38) проводят всевозможные праздники и гулянья. А в Костромской Берендеевке были сняты большинство наших советских сказок.


А ведь именно потому, что берендеи  это род войск, а стало быть народ мобильный мы  встречам почти по всему свету топонимы с  названиями, связанными с дорогой ( тора) и законом ( тюра).Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие.
Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ (Торцкь, Торцьскъ).
Кстати они же стали основателями государства Турция, когда та рассталась со своей "Альма-матер" Русью (Персия). Осколком указанной Персии были сначала ПРусия, а затем расположившаяся на этих же территориях БоРусия (Борейская Русь) — Белая Русь.


«Берендеи, берендичи, берендии (др.русск. береньд; и, береньдичи, точная этимология не установлена)( М. Фасмер Этимологический словарь русского языка) — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов. (Берендеи // Советская историческая энциклопедия / Под ред. Е. М. Жукова. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973;1982.)


Помимо указанных в словаре Фасмера их называли еще и бродники и берладники, а иногда и бортники (козари). А кто ответит почему "козари"?


Последнее упоминание о берендеях есть в Лаврентьевской летописи за 1206 год, где сказано о том, как Всеволод Черемный, отправился воевать с Галичем, «и берендичи идоша с ним». Затем имя берендеев исчезает из летописей, место их занимают казаки.


В некоторых источниках упоминается, что берендеи были легковооруженной конницей. Именно такой конницей были и казаки и джунгары ( огузы-калмыки).

И я уже писал, что  функцией легковооруженной конницы было проезжать между стоящими друг против друга войсками перед началом сближения и осыпать стрелами противника. Второй раз легкая конница вступала в бой для окружения и  добивания уже бегущего противника.


Мы имеем достаточное количество  документов, сообщающих, что в походах татар участвовали и какие-то христиане.Так в письме  венгерских миссионеров, относящееся якобы к 1241 г., говорится: «И хотя они называются татарами, но при их войске находится много злочестивейших христиан».
 

А письмо короля Белы IV к папе Инокентию, писанное в 1254 г., даёт понять  нам, кто были эти союзники татар. Вот что писал король: «Когда государство Венгрии от вторжения татар, как от чумы, большей частью было обращено в пустыню и, как овчарня изгородью, было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока; булгарами и босняками, еретиками с юга...» Далее говорит: «Они (татары) заставили себе платить дань (другие нации), и особенно страны, которые с востока граничат с нашим царством, именно Русь, Куманию, Бродников, Булгарию».

 

Никоновская летопись еще яснее говорит, что бродники были на стороне татар. Мы встречаем бродников на исторической сцене еще за 76 лет до этого события. Когда в 1147 г. Святослав Ольгович отбивался от притязаний черниговских Давидовичей и Изяслава Киевского, то на помощь в область вятичей «придоша к нему бродничи, и половци придоша к нему мнози, уеве его».


Другие, имеющиеся у нас документы нисколько не противоречат нашему выводу. Они только указывают, что бродники жили где-то в соседстве с половцами.

Письмо папы Григория к гранскому епископу, писанное в 1227 г., а в нём: «мы удостаиваем дать тебе наше полномочие в землях Кумании и Бродинии, соседней с ней, на обращение которых есть надежда, по которому ты имеешь власть проповедовать, крестить».
Георгия сно пишет, что бродники и куманы живут вместе или по краней мере рядом. ( документ 1231 г.: «… Кумании и областях бродников»). Гранский епископ  назывался  еще  и «легатом апостольского престола в областях половецких».


 Не безызвестный Никита Акоминат в своем слове 1190 года упирает на то, что: «Куманы, народ доселе не порабощенный, негостеприимный и весьма воинственный и те бродники, презирающие смерть, ветве русских, и они, народ повинующийся богу войны, соединившись с варварами, живущими на Гемосе (на Балканах — болгары), склонились при их поражении и погибли».


Кроме того, название «borotnik» сильно только своим созвучием с именем «бродник», но оно также созвучно и со словом «бортник».
Многие приему и специальное вооружение бортников встало оружием  и приёмами бродников


Можно еще вспомнить, что самая нынче медоносная республика-Башкирия… но тогда моя статья плавно перекочует в сторону и окажется перед "лицом" иссконо русского продукта мёда. Я же хотел, в соответствии с утверждением статьи о "Славянах вегетарианцах" говорить о… сладком.

 

 А там где не было мёда откуда брали сладкое?  "Выжимать" свеклу еще не научились. Лишь в  1747 г. немецкий химик Андреас Сигизмунд Маргграф выступая в Прусской академии наук,  сообщил, что обнаружил в белой свекле сахар, аналогичный сахару в сахарном тростнике.Но пройдт еще 52 года когда впервые будет получен сахар их белой коромовой свеклы (Франц Карл Ахард, 1799г). Возить "из-за моря"-накладно, больно дорогое удовольствие получалось. Да  и не "сахаром единным жив  русский человек"! А брали сладость из тыквы, которая записана в чужие продукты.

Не уложился в "коротко" и пусть это будет интригой...

Продолжение следует