Храм святителя Николая в Столпах

Елена Шувалова
   Теперь на этом месте стоит типовое школьное здание 1930-х годов. С 1960-х годов в нём находится Педагогическое училище, с 1990-х оно переименовано в колледж.

   А когда-то - много веков, - здесь стоял божий храм. И переулок этот назывался не Армянским, а Никольским или Столповским - по стоявшему на этом самом месте храму святителя Николая, что в Столпах.

  Самым первым  храмом, стоявшим в древности на этом месте, была - по-видимому, -  церковь Симеона и Анны. По крайней мере, о ней говорит дошедший до нас письменный источник: она упомянута в  летописном повествовании о страшном московском пожаре 1547 года.

  А в начале XVII века здесь появился первый каменный Никольский  храм .  Он стал называться Храм святителя Николы, что в Столпах. Почему - "в Столпах" и что это за столпы, учёные теряются в догадках.

  Наиболее вероятной и доказанной архивными документами считается версия, что название появилось из-за того, что из прежнего деревянного  храма  Симеона и Анны в новый храм перенесли чудотворный образ святого Симеона Столпника.

  Священники церкви  Николы   в   Столпах  отметились в истории Москвы тем, что поспособствовали созданию в середине XVII века Немецкой слободы на Яузе.
 
  Царь Михаил Федорович  благоволил иностранцам. В его правление немецкие дворы появились на Покровке и на Мясницкой. Но в 1643 году священники храма святителя Николы  в   Столпах  и храма Космы и Дамиана на Маросейке подали царю челобитную с просьбой выслать отсюда немцев, поскольку они купили местные земли без государева указа, и чтобы впредь царь не велел немцам покупать дворы в этих приходах. 
  Поэтому  в ноябре 1652 года по царскому указу была создана Новая Иноземная, или Немецкая, слобода на Кукуе, на берегу Яузы-реки. Туда выселили всех иностранцев, проживавших внутри Земляного города, в том числе и с Покровки.

  Вообще, этот храм связан с царём Алексеем Михайловичем - как ни с каким другим русским царём. Прихожанкой этого храма была его вторая жена Наталья Кирилловна Нарышкина, жившая в Армянском (тогда - Столповском) переулке.

   Так же здесь жил товарищ детских игр царя Алексея Михайловича боярин Артамон Матвеев (Наталья Кирилловна была его воспитанницей и родственницей). Матвеева называли первым министром царя. Одно время переулок - по имени этого боярина - носил название Артамоновский.

  Жена Матвеева была шотландка, в крещении Евдокия Григорьевна, урожденная Гамильтон. Она имела огромное влияние на мужа. Артамон Матвеев старался заимствовать все наиболее полезные достижения западноевропейской цивилизации, предметы интерьера и обычаи.  Дом его в Столповском переулке был убран на европейский манер: живопись на потолке, картины, книги... А еще  - в этом доме  впервые в Москве появились настенные зеркала.
 В эти зеркала любила смотреться воспитанница Матвеевых Наталья Кирилловна Нарышкина.

  По инициативе Матвеева был перестроен и храм святителя Николая, - приобретя облик, который был знаком москвичам с 1669 по 1935 год. Храм этот считался одним из лучших в Москве. Он был построен по прямому царскому указу Алексея Михайловича известным зодчим Иваном Кузнечиком, создателем Покровского храма в Измайлове и церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке.

  Надо сказать, что этот храм был приходским и для семейства первой жены Алексея Михайловича - Марии Ильиничны Милославской - бояр Милославских. Со сватовством Алексея Михайловича к Марии Милославской связан и находящийся неподалёку отсюда Петроверигский переулок.

   Дело в том, что царь, однажды случайно увидев будущую супругу в Успенском соборе на богослужении, влюбился в неё и обвенчался в день праздника Поклонения веригам святого Петра. Тогда обрадованный отец Марии поставил на Покровке каменную Петроверигскую церковь, - давшую название переулку.

  Но вернёмся к нашему храму.  Он имел два престола: внизу был  храм  Николая Чудотворца, на втором этаже – церковь Рождества Богородицы, с приделами святого Сергия Радонежского, Рождества Иоанна Предтечи и святых Симеона и Анны – в память о древнем  храме , стоявшем на этом месте. Храм окружала красивая обходная галерея, которая опиралась на 12 каменных столбов, похожих на кувшины. Традиционными для московского допетровского зодчества были кокошники и изящные луковичные главки. У этого же  храма  была единственная в Москве шатровая колокольня с 48 отверстиями – слухами – для более дальнего и мелодичного звучания колокола.
  Прихожанами этого храма были родители поэта Фёдора Ивановича Тютчева, дом которых вы видите напротив - теперь здесь Российский детский фонд Альберта Лиханова. Сам Фёдор Иванович в детстве был прихожанином этого храма.

   В основании главного усадебного здания - древние палаты рубежа XVI-XVII веков. Считается, что одно время хозяевами этих палат были бояре Милославские (потому они и были прихожанами храма святителя Николая, - ближайшего по местоположению).
 
  Таким образом, в этом храме сошлись непримиримые враги - Артамон Сергеевич Матвеев и Иван Михайлович Милославский, палач и жертва.

    Артамон Матвеев был изрублен стрельцами - на глазах десятилетнего Петра, 15 мая 1682, - у Петра с тех пор был нервный тик. Тело Матвеева собрал его верный арап и похоронил по христианскому обычаю.

    В этом храме находился склеп Матвеевых, в котором были похоронены сам Артемон Сергеевич, его жена, и его верный арап.

   В 1685 году умер Иван Милославский и так же был похоронен на погосте Никольского храма. Но в 1697 году - по приказу Петра I, в ходе вскрытого им дела Циклера, - труп Милославского был выкопан из земли, отвезён на свиньях в Измайлово и там закопан под виселицей. (Так записано у Малиновского).

   А над могилой Матвеева его праправнук Николай Петрович Румянцев, - владелец великолепного дворца на Покровке (Маросейке), где теперь посольство Белоруссии, - поставил памятник. "Два портика на высоком цоколе, поддерживаемые колоннами, с опрокинутым в промежутках факелами, придают сему памятнику простотою украшений надлежащую важность", - так описывает надгробный памятник Матвеева историк Москвы Алексей Фёдорович Малиновский. При сей же церкви - как пишет Малиновский - и могилы супруги, детей и внуков репрессированного Милославского.

   При этой же церкви были захоронения Собакиных, Колычевых и Сумароковых.

  Все они были утрачены при разрушении храма. Вероятно, кости сих знатных бояр до сих пор покоятся под зданием Педагогического колледжа...

  Малиновский пишет так же, что в этом храме находился образ Фёдоровской Богоматери, писанный Яковом Васильевым (Мироновым). Это был вклад дочери И.М. Милославского - Анны Челищевой. Никаких сведений об этом образе в Интернете я не нашла.


  Храм   Николы   в   Столпах  упоминается в  романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
 
   "Этот  храм  называли достоянием Москвы и памятником русской истории. Так считал один из самых лучших архитекторов-реставраторов и исследователей древней столицы Ф.Ф. Рихтер, возвращавший к жизни палаты бояр Романовых и кремлевские соборы. В середине XIX века он задумал издать «полное собрание всех достопамятных зданий, замечательных по архитектуре и оригинальности своей, сохранившихся в отечестве нашем, передавая их, насколько возможно, в первобытном их виде» и делал их зарисовки. Туда, наряду с Иваном Великим и  храмом  Василия Блаженного, попала и церковь  Николы   в   Столпах .
Никто не думал, что этому  храму  предстояло бесследно исчезнуть.

    После октябрьского переворота 1917 года храм довольно долго не закрывали, но он находился в плачевном состоянии. Уже в 1923 году наркому просвещения А.В. Луначарскому докладывали, что гробница Матвеева заброшена и разбита. Прихожане просили разрешить сбор денег на ремонт памятника и устраивать для того торжественные богослужения и концерты. Разрешения они не получили, мавзолей отремонтировали и превратили… в жилую квартиру, говорили, что коммунальную. Все надгробия, в том числе и Матвеева, были выброшены на улицу.

    А зимой 1935 года  храм  был снесен ради строительства «прекрасного школьного здания». Лишь наличники  храма  сохранились в музее Донского монастыря. На здании школы установлена мемориальная доска в память о том, что в годы Великой Отечественной войны здесь формировались истребительный батальон и полк народного ополчения.

   Старожилы утверждают, что именно здесь, на фоне этой школы, проходили съемки фильма «Летят журавли» – той сцены, в которой добровольцы уходят на фронт. От церкви же не осталось ни следа, ни даже топонимической памяти. Это одна из самых тяжелых потерь Москвы.*



*Сведения из Интернета.

 

  Продолжение: http://www.proza.ru/2017/04/07/2269