Козимо Тура. Мадонна зодиака

Алина Алексеева-Маркезин
     « Мария с младенцем ».(Мадонна Зодиака).Около 1470 .119 x 59 см
Дерево .Венеция. Галерея Академии.

            Главный мастер феррарской школы Козимо Тура расписал огромный Зал месяцев в герцогском палаццо Скифанойя. Этот шедевр — календарный цикл, в котором были представлены миф, астрология и придворные занятия по временам и месяцам года, — заложил основу светской живописи; подражания ему вскоре появились в Падуе и других местах.

         Тура относился к числу художников, которые быстро развивают характерные особенности найденной ими манеры. Причудливые персонификации календаря вызвали к жизни фантастические формы и костюмы. Живопись Козимо кажется будто пронизанной напряжением, заставляющим форму трепетать в страстном катаклизме. Поверхности смяты в складки, заостренно-упругие и сверкающие металлическим блеском, — изощренные и захватывающие метафоры эмоции. Они создавали завораживающую иллюзию скульптуры, приводившую в восторг как заказчиков Тура, так и его подражателей. "Алтарь Роверелло" из которого происходят луврская "Пьета" и еще одна картина в Лондоне, был одним из самых крупных достижений в поэтичной живописи позднего XV в. Тем не менее, Тура закончил свои дни в лишениях.

         С приходом новых вкусов, когда столь парадоксальное соединение насилия и нежности стало казаться ненормативным и неправильным, Тура вышел из моды. Нас же феррарский вкус и поныне притягивает и чарует.

О картине.

          Картина также известна под названием «Мадонна зодиака», поскольку на фоне с левой стороны видны золотые знаки — Водолей, Рыбы,Стрелец и Дева. Справа изображения почти не сохранились. Картина насыщена символикой. Над полотком изображены два ангела, поддерживающие монограмму «IHS», которая отсылает к Святому Бернардину. Виноградные грозди и щегол символизируют Страсти Христовы, поползень и пробуждение Младенца символизируют Воскресение.

         Границы картинного пространства задаются нарисованной каменной рамой. Не только тело Христа, но и покрывало Богоматери выступает за эти границы, благодаря чему чудесный мир становится реальным. На парапете надпись, которую можно воспринимать как наше послание Богоматери: «Разбуди твоего сладостного сына благочестивая матерь дабы сделать в конечном счете счастливой мою душу»

Как удивительно трактовано тело младенца Христа! Он спит на коленях матери и одновременно парит в пространстве. Причем, не только в пространстве картины, но и в нашем. Тело Христа словно омывает мягкий свет, вернее, оно само излучает его.