Походный дневник. Ко Дню Победы

Константин Иванов 74
Походный дневник моей бабушки Ивановой Евгении Васильевны( урождённой Чопенко).

Нам, не сталкивавшимся с такой трагедией, как война, невозможно представить все ужасы и трудности, пережитые миллионами советских мирных граждан. Всё больше мемуаров о солдатской жизни и намного меньше мы знаем о таких событиях, которые затронули жизнь мирскую. А ведь это и плен, и оккупация ( настоящая оккупация, приносящая разорение и смерть), и бегство, и скитания, и унижение, и страдания- физические и душевные, и ожидание, и, наконец, радость со слезами на глазах- ПОБЕДА!
Бабушка моя в шестнадцатилетнем возрасте вместе со своей мамой бежала из Одессы. Вначале бежала просто от войны, а через некоторое время в одиночку, оставив маму ( по семейным обстоятельствам), добралась до Камчатки, где в то время жил её отец.
Печатаю с сохранением орфографии и с сокращениями.

27 числа Походный дневник. Березовка.
Сейчас я в пути. После того памятного дня 22 числа, 23 тоже бомбили Одессу и главным образом Сталинский район. Возле нашего дома разбито несколько домов. Мы ночевали в подвале, ужасно там душно, места нет. Многие люди подходили на окраину города Вера Волосова, Игорь, тётя Оля, и др., вообще из города многие ушли. Одну ночь с нами в подвале провели Лора Четикова и Беба, т.к. их мать была на работе в Н.К.В.Д. Мы много пережили и поэтому решила идти за город с Финотделом и Гострахом. Дед очень плакал. Мы взяли с собой немного вещей, дядя Жора тоже идёт с нами. За город выехали с большими трудностями. Только у нас проверили документы. Мы прошли с километр, вдруг тревога, налетели самолёты, бросали бомбы в порт и на железную дорогу, очень близко от нас, мы перепугались, вобщем хотим опять в путь. Там по дороге ехала подвода с пустыми бочками из под керосина, посадили папу Ципаркиса с двумя детьми и меня с вещами. Ехали мы весь день на ночь остановились в селе Коминтерне у дяди Вани, такие чудные люди, напоили нас молоком, уложили на чистой постели. Утром опять тронулись в путь, я очень волновалась за маму. По дороге ехало очень много беженцев из Бессарабии. Мама очень волновалась за меня попросилась на машину и приехала в Берёзовку раньше, чем я, это на неё ещё больше подействовало, она взяла двухколку, сама правила и нашла нас. Вобщем мы скоро приехали в Берёзовку. В Берёзовке мы остановились в Райотделе, там переночевали, но мы разделились на две половины тётя Таня и мама, дядя Жора и др ещё в Коминтерне. 25 числа мы с ними говорили по телефону, они говорят чт есть надежда на то, что они приедут. 25 из Финотдела мы переселились в Гостраховочный дом, здесь так хорошо, в этом доме стоят военные, такие весёлые, хорошие люди, рассказывают интересные эпизоды.Здесь нам то хорошо среди них. Есть и одесситы. Здесь и садик маленький есть. Мама сейчас пошла на базар и я выбрала время писать,военные сидят и спрашивают меня, пишу письма я ему или нет, я говорю, что пишу дневник, тогда они говорят " значит мы тоже здесь будем учавствовать" и они остались довольны. Ночью здесь кажется стреляли, но я спала и не слышала.Вот было бы хорошо, только чтоб мы соединились с другими нашими.На москву с 25 по 26 опять налетели 100 самолётов, но наши отбили их. Что сейчас с нашей Одессой, не знаю. Теперь надеюсь писать чаще.

28 число июль. Берёзовка.
... кажется нам здесь дадут подводу, но это ещё не точно. Сейчас С.В. пошла узнать, мама пошла на базар. Мы думали сегодня ехать. Я уже здесь очень свыклась с бойцами. Здесь мне один из них очень понравился. Я ему сшила мешочек, его фамилия Рязанов может когда- нибудь пригодится. Есть здесь из Одессы Битвинник. Жалко расставаться с ними.

29 июня 41 год.
Из Берёзовки мы ехали до Викторовки хорошо, там мы соединились с остальными и пошли. У нас есть подвода и бричка, все вещи уложили на подводу, а Ципаркис с детьми едет на бричке. Из Викторовки ехали и заночевали в степи. В степи было очень хорошо, но утром мы встали в 5 часов, постель была мокрая, встали пошли пешком. Думали ехать поочереди, но шёл трактор и мы сели и поехали на него. Остановились мы в селе Ландау, село это немецкое. Здесь мы остановились у знакомого бухгалтера.

31 числа 41 год. Николаев.
Итти было трудно, потому что шёл сильный дождь. Под вечер мы встретили бесарабцев на подводах, мы сели на подводы. Я  села на подводу с молодым кучером бесарабцем. Их подводы везли в Николаев масло. Вообще нам по дороге попадалось много подвод с беженцами, табуны коров, баранов. Над нашими головами очень часто летали немецкие самолёты. Ночевали мы в селе Топореле, я почти всю ночь здесь не спала, т.к. бегали мыши. Утром мы опятьс этими бесарабцами ехали. В николаем нас не хотели пропускать, т.к. из Одессы уже никого не выпускают. ... к коменданту города, вобщем ездил. Наконец, мы поехали в Варваровку, где переночевали в Гострахе.  В этот же весер в Н.К.В.Д. достали пропуск в Николаев. В этот же день мы встретили Жору Клюйкова. Он сказал, что в наш дом попала бомба и прямо в кухню к нам, что раненых есть восем человек в том числе и дядя Коля.., наверное и тётя Аня и Вичик, т.к. они не выходят. Ну утро мы переехали в Николаев, когда мы проезжали Варваровский мост было очень страшно, т.к. он стоит на воде и доски под ногами прямо шатаются, а тянется он на 1 1/2 километра. Приехали мы и пошли в город, город ничего, средний. Были на главной улице Советской в ресторане Лондонском, там пообедали, в универмаге. В этот же день я написала телеграмму дедушке... В этот же день пошли на Херсон.Шли немного, потом сели на подводы и заночевали в селе Киселёвке. Наша подвода с вещами очень от нас отстала. Я по дороге ступила нехорошо и у меня опухла нога. Мы немного пошли, а всё остальное время ехали машиной, аж до Херсона.Теперь мама пошла узнавать где гострах, а мы сидели во дворе, т. к . была тревога.... Дневник не могу писать, так как очень устаю, я если есть время, то хочется поспать немного.Куда теперь будем двигать неизвестно. Во время самых тяжёлых минут я начинаю вспоминать Гришу, Вову и мне становится легче.

4 августа 41 год. Херсон.
Сейчас находимся в Херсоне. Живём в финансовом общежитии. Вобщем здесь не плохо. Вчера смотрели здесь кино " Большой киноконцерт", ерунда. Город этот хуже, чем Николаев. Здесь только одна улица хорошая- Суворова. С дядей Жорой я не разговариваю. Я имею желание ехать к папе.

6 августа 41г. г. Херсон.
Живём ещё в херсоне, будем дальше ехать опять подводами... Имеем пропуск в Ростов. Пьём вино, ходим обедать в ресторан. Сегодня была в бане. Думали ехать завтра, но поедем ещё позже, т.к. кобыла родила лошадку.

7 августа, 41 г. Херсон.
Сегодня не едим, а едим завтра. В Херсоне каждый день всё больше и больше тревог на день. Ночью тоже по несколько тревог бывает. На против нашего дома находится консервный завдо и турбина. Турбина первая начинает гудеть и так громко. Здесь где-то даже бомбы бросали, как пройдёт эта ночь ещё неизвестно.

9 августа 41г.  г. Херсон
Мы ещё не поехали... Теперь в нашей комнате полно приезжих из Одессы. Ночью спали даже посередине. мама встретила одну женщину из дома Евдокии Ивановны. Она сказала, что в наш дом попало две бомбы. Попали они во двор возле погреба и садика дяди Колиного. Так что вся та сторона засыпана. Убитых нет, но раненые люди есть. Наша комната не тронута, но там жить нельзя, т.к. есть где-то большая щель. Главный удар отразился на квартиру Поли Милютинки, Шуры Крижановского и квартиры Смотрителя. Завтра думаем выехать часов в 5-6, но я уже не верю. Ужасно скучно... Хотя бы скорей уехать, как мне всё надоело.

14 августа 41 г. Село Елизаветовка.
После выезда из Херсона у нас много опасных прЕключений. Нам нужно было через Днепр переправиться на другой берег через Береслав. Но по нашей доброте движутся военные части. Немцы это знают и вот мы заночевали в степи не далеко от дороги. Было часов 10. Мы легли на конке, как вдруг прямо над нами летит немецкий самолёт, он бросил ракету, затем построчил из пулемёта светящимися пулями, а потомсбросил 16 бомб. По дороге мы решили ехать не на Береслав, а в Козацкое, где было меньше подвод и работало две баржи, одна для военных, одна для подвод. В Казацком люди ждали переправы по три дня, но военный, очень симпатичный человек, он нас провёл в первую очередь. Только погрузили подводы и лошадей на баржу, как вдруг немецкий самолёт, а там было бомбоубежище, мы туда, но самолёт пролетел. Мы сели и поехали, мы были уже посередине реки, как вдруг летят 5 немецких самолётов, Это был ужас, один из них перешёл на бреющий полёт, другие стали бросать бомбы, все это происходило недалеко от нас. На барже все попрятались под подводы, а на дне баржи навоз, все повыпачкались, вобщем самолёты баржу не повредилии мы добрались благополучно до другого берега. Там был чудный лес. Солнце уже садилось, это такая прелесть, но здесь везде военные машины, танки. Мы приехали в Каховку, где и ночевали... Вчера весь день ехали и остановились в селе Елизаветовка. На фронте дела плохи, наши отступают.

15 августа 41г. райцентр Нижние Сирогозы
Мы ночевали в степи, уже спать в степи холодно, но не так страшно, как было раньше. Самолёты немецкие летают, но бомбы не бросают.мы уже находимся в Запорожской области... Пока с едой всё хорошо, в колхозах всё есть, кроме хлеба и то хлеб нам дают.На фронте дела плохи. Сдали Смоленск, Первомайск, Кировоград. Часто немцы высаживают десанты. По нашей дороге идут военные части.Часто разговариваю с военными, все они хорошие люди.

16 августа 41 г. райцентр село Весёлое.
Эту ночь тоже провели на воздухе на хуторе. Пьём молоко.... На всех участках фронта идут ожесточённые бои. В селе Фёдоровке есть узловая станция, мы там думали сесть на поезд.

19 августа 41 год. ст. Константиновка

Мы ещё один день ехали на подводе. В Милитополь мы приехали на подводе 17ого числа. Перед этим я пила водку. В Милитополе мы записались на очередь за билетами. Перед этой ночью Мелитополь бомбили. 17 го уехать мы не смогли, так как поезда не отходили... 18 го с большими трудностями дядя Жора достал билеты, сели мы когда уже тронулся поезд. Билет мы имеем на Сталинград, но остановимся мы наверное в Ростове, а может и в Сталинград поедем. Сегодня спали, кушали утром мёд. Вобщем на станции кое-что купить можно. Николаев и Крым сданы. Одесса почти окружена. Бойцы возмущены.

28 августа 41 г станица Чертково
Всё это воемя не могла писать, т. к. не было подходящих обстоятельств... Пересели мы на одной из станций на открытые вагоны,к самому Ростову нас не подвезли, а 3 км до него. Всем людям сказали что подъедем утром или пешком пойдём. Мы решили иТТи сами вечером, и потом, по дороге долго блукали, очень устали, но дошли до вокзала, где и заносевали. На другой день пошли сдали вещи в багажную, а сами пошли на почту, а потом в баню. Мы смамой были в ванной, так как у нас с мамой в это время были менструации. Мы из-за неё здорово намучались, в особенности, когда ехали в вагоне, т.к. в поезде очень много людей, уборная была забита вещами, так что приходилось по суткам не бывать в уборной....
Я ходила рассматривала город, но он хуже чем Одесса. Была в Ростове в ресторане на главной улице- Энгельса. Хороший ресторан. Затем дядя Жора получил назначение ищ Ростова в Чертково старшим инспектором. Он продал билеты, которые у нас были до Сталинграда. В Ростове я первый раз в жизни каталась на троллейбусе, ах как хорошо. На вокзале мы и ночевали, т.к. трудно было достать билеты, утром уже билеты достали. В 4 часа дня сели в теплушки. В теплушках было очень тесно ехать. Кроме беженцев сюда посадили ещё и мобилизованных. Я и ещё один мальчик Митя из Ташкента, залезли на вторую полку, потом и мама, там ещё были евреи а щатем и мобилизованные тоже к нам сели. Среди них был один Жора, который очень похож на Веркиного Володю, просто копия. Все они мобилизованы по специальному призыву Ц.К. партии и ехали в Москву, а оттуда на какой-то решающий удар на передовые позиции. Потом настала ночь. Сначала всё шло как обычно, ну а потом настала ночь. Всё получилось довольно странно, т.к. было очень тесно он подвинулся ко мне, потом начались поцелуи и тд. Жора очень просил чтобы я дала ему свой адрес в Чертково, я ему ночью написала его и подарила ему свою звёздочку, он сказал, что с ней пойдёт в бой, он очень меня просил, чтобы я окончила 10й класс и сказал что, когда закончится война заедет за мной. Обещал писать из Москвы, как доедет. Я бы с ним поговорила, да мама не дала, всё время меня тянула, как она не понимает, что человек идёт на фронт, может быть это он в последний раз целует девушку, да и я столько настрадалась. Вобщем ьак мы доехали до Черткова. Здесь мы нашли хату за 35 р. в месяц, есть комната и кухня. Мы из мешков сделали матрасы, подушки, соседка нам дала стол и два стула, кровать, но нужны ещё доски, так что на кровати ещё спать нельзя. Ночевали две ночи у дяди Жориного тов по работе. Хорошие люди. У них есть девочк аАня ей 15 лет.... Я сплю всё время с Аней, а мама с дядей Жорой у нас дома.... Дядя Жора едет на ревизии скоро, на 1 или 2 суток. Я думаю пойти в райком чтобы мне там дали работу, т.к. мама боится, что дядю Жору  могут мобилизовать, да и кроме того он плохая для меня подмога, теперь мне надо своим трудом добывать пропитание. Послала много открыток в Одессу, письмо Васе в Севастополь и ЖенИ в Ростов. Послала папе телеграмму, может мне папа поминит???. Если бы немец дальше не шёл, может-быть и перезимовала бы как-нибудьв деревне. Немцы сильно напирают на Ленинград, заняли Новгород. Почти целую неделю было одесское направление, теперь нет, не знаю в чьих руках ОдессаНаши захватили несколько городов Ирана???, т.к. немцы хотели оккупировать Иран???. Жора меня немного успокоил на счёт войны, сказал, что война скоро кончится.

1 сентября 41 г. Чертково.
Была в райкоме ком. взялась на учёт. Просила там работу, ответили, что нету. Встретилась и познакомилась с одной девушкой беженка из Кремчуга. Будем вместе с ней искать работу. Вчера было воскресенье. Ходила в кино, смотрела второй раз " Музыкальная история". В этой картине есть бал, где танцуют под джаз, так я вспомнил, как я недавно танцевала. Сегодня думаю походить по этому Чертково, может найду работу. Немцы ханяли Днепропетровск.

4 сентября 1941 г. ст. Чертково.
После того, что я 1 го сентября записала в дневник наступил радостный момент. Мама моя на улице встретила тётю Милю и Гришину двоюродную сестру. Они от радости да и я заплакали. Выехали они из Одессы тоже 24 числа, но они ехали поездом, так, что они живут здесь целый месяц. Они живут в селе Маньково в 10 км. от Чертково.  Мы их напоили у нас чаем, они меня очень просили чтобы я пошла к ним, да и мне тоже хотелось..... Вобщем я пошла к ним, там меня очень хорошо встретили, накормили. Я у них и ночевать осталась, аж только в 6 1/2 часов я одна вышла из Манькова. Покаместь я дошла до Черткова было уже темно, в Чертково я долго блуждала, покаместь нашла свой дом. Теперь я уже знаю Гришин адрес Скоро напишу ему письмо. Тётя Миля хочет ехать в Свердловск, но не знает, что делать. Она ждёт от Гриши письмо, может она к нему поедет.... Вобщем мне повезло. Читала я об Одессев газете. Пишут, что там построили на улицах баррикады, что в городе работают заводы по изготовлению снарядов, пушек и др.Что трамваи ходят от 7 до 8 вечера. Пишут, что одесситы храбро защищают свой родной город.Рядом в окопах с бойцами армии лежат партизаны и истребительные батальоны. Правда женщин и детей эвакуируют, потому что почти каждый день город бомбардируют. Я бы с большим желанием была сейчас в Одесс, чем сидеть здесь. Вчера я ходила смотрела картину "Пётр 1й", вторую серию. Ничего не делаю и не знаю буду ли что либо делать.
Правительство Ирана без боя пропустило наши войска, правда есть несколько инцидентов, но они весьма незначительны.

13 сентября 1941г. ст. Чертково.
Я от папы получила 100 р. и телеграмму. Пишет если я хочу, чтобы ехала на Камчатку, деньги и визу вышлет. Я ответилаутвердительно, теперь жду ответной телеграммы. Мне хочетя и нехочется ехать, но больше хочеься. Ходила здесь смотреть картину " Высокая награда", уже видела, и теперь смотрелате что не видела - "Салават- Юлаев", " Заключённые". Наши войска заняли город Ельня, а сдали Чернигов. Очень много статей в газете, есть за Одессу, даже снимки. По радио всё время передают за Ленинград, Киев, Одессу. У меня с мамой была крупная ссора. Перешли на квартиру к хозяйке, мне в сущности всё равно, т.к. я сплю у Ани. Только чтополучила письмо от Жоры. Он сейчас находится в казани, письмо я ему не успею написать, т.к. он уезжает на позиции. Вообще я наверное с ним связь потеряю, т.к. еду к папе. Я недавно послала письмо Грише.

17 сентября 41г. ст. Чертково.
14 сентября получила письмо от Васи. Пишет, что у него жизнь идёт нормально. Он подавал заявление командованию, о зачислении его на фронт, но командование отказало, заявив чтобы он кончил заниматься... За все днт от папы ничего нет, что-то очень долго. Начинаю волноваться. Вчера ходила смотрела на сторону Украины, как будут женщины копать окопы. Неприятное зрелище. с 16 сентября Аня пошла уже в шк., я ей завидую. Я часто вспоминаю свои школные годы.

21 сентября 41год ст. Чертково.
за эти дни я получила от папы 200 р, жду телеграмму в кот. будетчто то сообщаться на счёт визы. Вчера в Чертково была первый раз тревога, все здесь очень перепугались.Мама заболела, очень высокая температура была, теперь уже спала. Сейчас в Чертково очень холодно, хочу уже поскорей уехать, всё очень надоело. На фронте ничего хорошего нет. Немецкие войска имея большие потери, всёде пробили одну линию фронта в Киеве и подошли к окраинам города, там идут очень ожесточённые бои, которые всё время продолжаются. Немцы заняли Кремчуг. Одесса держится, румыны несут большие потери.

7 октября 41 год Вблизи Свердловска проездом.
Я получила телеграмму от папы, но в ней нет на счёт визы ничего сказаноне было, только пишет, чтобы побыстрей выезжать, т.к. замёрзнет море. Очень трудно было достать билет, сначала пообещала достать мне его Овчарова, но у неё ничего не вышло. Тогда тётя Зима, через свою племяницу досталамне его. Я же достала пропуск на билет у комиссара, т.к. Н.К.В.Д не выдаёт. Очень тяжело было расставаться с мамой, ведь она очень слабая, а тут ещё приехала жена дяди Жоры с Вовой. Дядя Жора пообещал мне, что с мамой ничего не случится. Еле посадили меня на поезд, прищлось сидеть в коридоре, а в этом поезде ехали раненные и военные в академию. Один военный- мне стал ужинать предлагать, так что я с ним ужинать.Еду в дорогу мама мне дала и даже много. Села ня на поезд в 8 ч. вечера, а пересадку в Писках пришлось делать в 6 ч. утра. Вышла я не знаю что делать. Народу тьма, покрутилась я, думала стать в очередь, даже стояла немного,но ничего вижу не выйдет. Пошла я в кассу в середину попросила одного мужчину, какой хороший человек он оказался, сказал, что как только будет какой поезд итти на Пензу или Балашов, чтобы я пришла в кассу и он мне закомпасирует билет.Но ен тут то было, поезда не было никакого почти целый день. Я разбила бутылку с мёдом, корзину всю замарала, не знала, думала, что с ума сойду. Но вот в часов 6, вдруг говорят по радио, что через 5 минут пойдёт эшелон. Я в кассу, а они там сами ничего не знают, этот мужчина побежалсо мной к ешелону, а он уже тронулся, тогда я стала просить, чтобы меня взяли.Тут в вагоне стоят военные, вытащили меня, этот мужчина помог мне сесть. Военные сказали лейтенант Семёнов 23 летний парень, старшина и сержант. Две ночи мы спали сидя, кушала я с ними, сержант помогал мне укрываться своей шинелью, лейтенант Семёнов влюбился в меня, не давал мне проходу. Ехали мы с эвакуированными, все они грязные, есть у них нечего. Мои друзья устроили нары, у них были матрацы- набили они их соломой и спать нам было хорошо. Но в эту ночь к намв вагон пришёл отставной лейтенант Зинаков, парень то что требуется. Я в него сразу втрескалась и много нужно было хитрости мне, что его завлечь. Но удалось. Ночь сидела с ним, как была хитрость, ведь он такой чудненький....

На этом дневник обрывается. Бабушка доехала до Камчатки кажется за 3 недели. Закончила там 10 й класс.
Дядя Жора обманул конечно Женю- до конца войны оставалось целых 4 года! Мой дедушка и её будущий муж -Иванов Иван Алексеевич, дошёл до Сталинграда, получил два ранения, после второго уже не воевал. Умер в 1996 году.
Сейчас моей бабушке 92 года, она читает, общается и не унывает.
С празником Победы, с праздником со слезами на глазах!