2012 Казаки и другие разбойники

Быкова Маша
Начало октября 2012. Возвращаюсь из храма домой. Автобус практически пустой на одной из остановок заходит  молодой человек и наклеивает на дверь объявление и на долю секунды я повстречалась с ним глазами. Я поняла, что он не клеит обычную рекламу. В его взгляде была словно истина, тревога и одновременно отвага героя..Он быстро вышел , естественно я прочитала, это была информация о предстоящем митинге против строительства у нас опасного производства и добычи никеля. Там говорилось , что нас ждет беда , нужно спасать наше будущее. 14 числа я была там , так я и попала в экологическую организацию. Чувствовала себя немного революционером , вообщем то так и было. В какой то момент отношение со стороны городской администрации к нам стало хуже чем к оппозиции, мы пытались донести до людей , что нужно что-то делать, нужно остановить строительство этого чудовищного предприятия, ведь погибнет самое ценное что есть у нас - наша уникальная природа Черноземья . Четвертого  ноября в день народного единства - я на площади . Стою с флагом нашего движения и раздаю людям информационные листовки , подходят два полицейских," по- хорошему" просят удалиться , а я залезла на высокий бардюр и гордо начинаю размахивать флагом , вспоминая девушку с картины про Французскую революцию с  голой грудью на баррикадах..Я настолько прониклась этой идей Спасения мира, что уже не могла иначе..дома рисовала плакаты "Смерть с косой или злых дядь, которые уничтожают наш край.
Очередной митинг, выступающие с болью в душе пытаются достучаться до слушателей . Я никогда не выступавшая перед публикой , вдруг осознаю, что надо идти туда..Что я скажу  я еще не представляла , но идти надо ! Просто так не пустили, сказали подойти к организаторам и обговорить . Подхожу  и у меня , естественно , спрашивают, о чем речь..
-"Понимаете, я не готовила  речь, но я должна что- то сказать , я вам обещаю, что ничего такого.."
Так как я была уже "своим" человеком мне разрешают. И вот я в центре перед микрофоном . Захлебываясь в собственных эмоциях, я начинаю говорить , слова сами берутся из ниоткуда. Сердце чуть не выпрыгивает из груди, заикаюсь от волнения:
-"...я просто человек , просто Мария ..и я понимаю, что эта общая беда и она касается каждого и не важно кто ты -"коммунист" или Яблочник" здесь не нужны ваши флаги..вы посмотрите , вы разбились все на квадраты. Вот отдельно стоят красные , вот белые,"Зеленые", позади от всех гордое казачество, но народ должен быть един! Не бойтесь друг друга.."
Люди с недоверием смотрят на меня, откуда она такая нарисовалась, я продолжаю:
-"Протяните рядом стоящему руку". Народ начинает опасливо озираться по сторонам, потом неохотно вытягивают друг другу руки.
-"Я очень вас прошу, возьмитесь за руки, друзья и поднимите их наверх!" В этот момент самопроизвольно срабатывает аудиозапись и заиграла  какая то патриотическая музыка..Мурашки по коже..рядом с пультом управления не было ни одной души..
-"Перед Богом мы все равны" Когда я спустилась , люди меня благодарили. Я понимала , что я выполнила лишь чью то волю..
Светлые , хорошие люди окружали меня в то время, неравнодушные к судьбе России . Что интересно в этом движении были люди относившие себя к разным партиям, были и правые и левые и казаки . Меня политика особо никогда не интересовала , но здесь другое. Я стала "зеленой". Снова Новохоперск , очередной митинг. Ведь те места , в том числе и знаменитый заповедник и река Хопер  как раз та самая зона , которая в первую очередь попадает под экологический удар. На трибуне выступают научные сотрудники , представители партий. Вот взошел  солидный казак  средних лет из- под папахи видны седые волосы . У него был горящий почти до безумия взгляд, но холодные голубые  глаза , интересная речь , он читал свои стихи в них слышалась самобытная казачья живая  речь - остаться равнодушным было невозможно - Есенин современности :
"Над землёй моей всё орёл кружит.
Распахнул крыло над Хопром-рекой.
А во все концы вольно степь лежит-
Ни под чьим мечом,ни под чьей рукой.

Ты, родной орёл, с высоты изволь
Споглянуть на степь, как всё водится -
Как по той степи не гуляет конь,
И казак лихой не охотится..."
А. Долгопятов.
Я внимательно слушала не отводя взгляда, потом он скажет ,"я чувствовал на себе чье то пристальное внимание и это мне мешало читать ".
А тогда я вернулась в Воронеж и только через несколько недель у нас состоялся первый разговор через интернет. Как сейчас происходит? стоит лайкнуть чью - нибудь фотку и все - внимание тебе обеспеченно , тем более мимо моих фоток спокойно пройти нельзя было. Мы говорили и не было разницы в возрасте, человек был очень тонкий , ранимый, начитанный , поэтому приятно было его слушать. Вечерами мы созванивались и говорили обо всем по несколько часов. Я влюбилась в силу  поэтических слов. По профессии он был фельдшер. Медработник. Несколько своих стихотворений он посвятил и мне. За нашим романом наблюдала вся группа. Все было достаточно открыто , не скажу что были удивительно безумные чувства , но видимо общие баррикады нас сближали и укрепляли, уже и жить собиралась  в казачей курени, хотя его мама относилась ко мне настороженно , ну какая из меня хозяйка или казачка? Хорошая мама у него была, строгая , но глаза добрые. Говорила она на балачке -смесь украинского и русского и я не всегда её понимала.
Курень - это невысокий домик с печкой посередине, на которой стояли протвини с нарезанными кубиками хлеба. Сухарики были посыпанны солью с ароматизаторами от лапши. На полу как и полагается - тканные дорожки. Там были две небольшие комнаты. В одной его родители, там было много изображений цветов : на постели, на стенах, на столе букет искусственный. И его десятиметровая комнатка, где стояла старая кровать, старый полированный шкаф и рядом с кроватью ноутбук на стуле. Шкаф плотно премыкал к кровати и он использовал верх шкафа как тумбочку. Вообщем тесно, неуютно, но это было пространство, в котором обитала и я. Каждое помещение, где я бываю, запоминается мне своими запахами. Там пахло сухим хлебом, старым домом, его туалетной водой, такой резкий и не особо приятный запах.
В мае я с Александром и двумя активистами  отправилась в Москву на Болотную площадь. Мы хотели заявить о своей проблеме всему миру, а это место подходило как нельзя лучше.
В пять утра , когда на улице было еще темно за мной  заехали на старенькой пятерке. Водитель , тот вообще "кадр" машину умел водить только по прямой и по ровной трассе. Вообщем сижу в машине вспоминаю фильм , где герой , которого Дуров сыграл к президенту на Запорожце ехал..Поля, деревни вплоть до самой Москвы, мужики хорошо запаслись провизией, кормили всю дорогу. Когда начались пробки стало ясно-скоро столица. При въезде в город , мы оставили машину во дворе какой то многоэтажки, потому что водитель не рискнул по Москве передвигаться. Приехали мы за день до событий и остановились в квартире Рубахина, он просто дал ключи от нее. Туда мы добирались на метро , потом в автобусе. Эмоции зашкаливают , мы общаемся, смеёмся  и тут одна пожилая москвичка в шляпке нам делает замечание:
-"Вы не дома! А У нас не принято так громко разговаривать в общественных местах!"
Ох уж этот столичный снобизм. Высотка находилась на окраине Москвы и с высоты птичьего полета открывался красивый вид -бескрайнее небо и отблески  его фиолетово розовых красок на стеклянных сотах стоящих вдалеке домов. Ранним утром мы выдвинулись на место. Повсюду были расставлены полицейские посты , в переулках по близости стояли машины - водометы и отряды Омона на фоне архитектурных памятников 19 века. На площадь мы прошли через металлоискатели , было ощущение эмоционального подъема, единства с теми людьми , которые были там:много студентов, пожилые интеллегенты, иностранные журналисты. Мы взяли в руки свою растяжку- на которой было написано , что добыча никеля в аграрном регионе это преступление. И что Черноземье это сердце России. Я ещё дома изготовила этот плакат - рисунок . А ведь и правда наша область по форме это сердце.
 К нам стали подходить люди , корреспонденты интересоваться нашей проблемой. Чуть позже у нас была встреча с Александром Сотником(независимый корреспондент, который рубит "правду -матку" ). Перед тем как покинуть Москву , мы заехали к Матроне на кладбище, очередь была меньше чем обычно. Голуби спали на ветвях дерева  могилы напротив. Возложив цветы ,Владимир поговорил со смотрительницей и она дала ему мешочек в котором был  песок  с могилки . Этот песок он хранил дома. В начале июня я приехала в Новохоперск -это четыре часа от Воронежа , мы пригласили батюшку Зарубежной православной церкви. Рпц не поддерживало наших идей. И отправились на "Сороку"- Сорокинское месторождение. Совершили крестных ход вокруг предполагаемого места строительства Гока, а песок от Матроны Московской мы раскидали по ходу. Мешочка песка хватило ровно на этот круг..
Двадцать второе июня, грустный день..начало войны, мой день рождения. Мне тридцать пять. Он  стал одним из самых ярких дней моей жизни. Был объявлен сбор на Сорокинском поле. Митинг. Я с друзьями выехала туда из Воронежа. Около двух тысяч человек , сельские жители , казаки , молодежь, партии. И вот подъезжаем мы , казаки организовали полевую кухню и до начала мероприятия, народ потянулся за провизией, я в качестве фотокоресспондента - хожу в поисках красивых ракурсов и в поисках Саши. Мы увиделись , он сказал "Здравствуйте.."и отошёл. Все сразу стало понятно, меня вычеркнули из своей песни. Не особо меня это и огорчило.
Сижу  значит я на дереве, снимаю людей сверху, вид красивый , птички поют, на километры растянулись зеленые поля , внизу знамена..вдруг вижу выдвигаются Харугвии и народ словно река поплыл за ними , этого я не могла пропустить, быстро спускаюсь по веткам и бегу в начало движения . Казаки вооруженные Крестами , кадилами и иконами двигают в сторону огрожденной территории, где происходит доразведка почвы на предмет наличия в ней никеля и прочих вредных для чернозема элементов . Все происходит настолько быстро , что не успеваешь крутить головой , вот впереди уже горит буровая установка и слышен треск , черный столб дыма взмыл уже в небо. Вот народ с криками:
-"Ура ,за Родину!" - бежит по полю, набирая попутно камни с земли .Две с половиной тысячи человек! "УРРА" - как раскаты грома. Забор- сетка покрытый колючей проволкой уже валяется на земле. Понимая , что происходит , что то чрезвычайное, я вынимаю флешку из фотоаппарата, прячу ее и фотоаппарат и направляюсь в толпу. "Наши" захватили трактор и с помощью него сломили забор этого городка, который вообщем то не законно там стоял, потому что -эта Земля для хлеба ,а не для Гока. И по документам в том числе. В образовавшуюся брешь ринулся народ . Вижу дряхлую бабульку , которая подняла брошенную лопату и с криком бросилась  резать провода..глядя на нее молодые парни начинают крушить все что попадалось им под руку..Несколько полицейских умоляюще смотрят на нас , они не могли ничего сделать , они были беспомощны перед этим народным единством. Приехавшие на место пожарные оказались без воды..все сгорело. На уезжающих машинах потом  было наше знамя..Сашу  задержали , как одного из участников  . Но все в целом было  - победой  в этой войне местного значения..Городок сметен с лица земли ,а рабочие- узбеки с ужасом бежали прочь. Спустя время стало уже известно о том, что все это было спланированной провокацией. Буровые были застрахованны. Ну ведь правда, откуда возле них было взяться деревяным поддонам, которые служили розжигом?
К вечеру из Воронежа был вызван отряд Омона, начилось противостояние на федеральной трассе. Перед этим задержали кого то из местного населения и народ в знак протеста вышел на трассу . Там была и я. Стоим мы -напротив солдаты ..позади полицейские, и все до одного понимают , что все мы заложники ситуации. Я стояла в окружении полицейских и они словно бы заигрывая со мной , ласкового беседовали :
-"Нам тоже здесь жить и в душе мы с вами , но работа такая.."Людей  с двойным дном я встречаю не в первый раз. Так как мне сложно долго стоять , я присела на бампер стоящего полицейского Уазика.
После пошли задержания , все "временно легли на дно". Но мы не хотели , чтобы создавалось впечатление, что на этом народный протест и закончится.
 Спустя 15 суток  Александра отпускали из под стражи и было принято решение  его поддержать, встретить. Доля вероятности , что нас там будут ждать для арестов присутствовала. Я поехала, хотя меня то он уже и не ждал. Но я же за любой кипишь , кроме голодовки, поэтому и была возле отдела.
-"Пройдемте, гражданка"
-"Вы задержаны по статье такой то, за перекрытие федеральной трассы."Еще оказалось , что я  по ходу движения  полицейской машины села на нее . Ничего себе, да просто "женщина-Кошка", супергерой Маня. Те, кто со мной мило беседовал ,они же и написали заяву.
Наказание либо арест на пятнадцать суток либо штраф. Ну в полиции пребывать мне было не впервой , я спокойно наблюдала за происходившим..
Высокий господин в штатском ходит туда сюда, в какой то момент останавливается и спрашивает :
-"А у тебя мама не художник?"
-"Да" и смотрю на него так пристально..Сидевшие рядом полицейские переглянулись и отложили писанину в сторону с интересом ожидая продолжения, вдруг как в индийском фильме ?
-"Хохлов, ты ли это ?"
-"да, я"
Это же был наш районный участковый, надолго же он меня запомнил- одиннадцать  лет не виделись. И как он оказался в совершенно другом городе?. Оказалось , что его повысили и он теперь там в начальстве.
-"Ну ты даешь , Минаева, все тебе неймется, вечно ты в находишь на свою пятую точку приключения..то чеченцы, то казаки..
На меня ему зла не за что было держать. Дело , которое на меня завели растворилось во времени как утренний туман в полях..