Почему так мало сведений о Шекспире?

Михаил Кедровский
       Биография Данте Алигьери, который родился в Италии за 300 лет до Шекспира, известна досконально, биография Жана-Батиста Мольера, который был младшим современником английского гения и жил во Франции, также не вызывает вопросов. Первый был по происхождению аристократом, второй сыном камердинера Людовика XIII. Отец Шекспира не умел ни читать, ни писать, он возглавлял общественный совет низших сословий в глухой и антисанитарной дыре под названием Стратфорд-на-Эйвоне.
      
       Данте и Мольер имели высшее элитное образование, а Шекспир вряд ли окончил среднюю школу. У первых двух литераторов были большие связи в придворных кругах, у Шекспира – никаких. Он в возрасте двадцать лет отправился в Лондон искать удачу.

       На дворе стояла эпоха Возрождения, которая символизировала собой возвращение к античным научным, философским и художественным ценностям как образцам для подражания. Предпосылкой ее возникновения стало повальное бегство деятелей умственного труда из Византии (Второго Рима) под ударами воинствующего ислама.

       Возрождение возникло в континентальной Европе в начале XIII века, а добралось до Англии только к концу XVI столетия. Гибель испанской Великой армады в 1588 году у берегов Туманного Альбиона стала предпосылкой будущего англосаксонского владычества, но до его окончательного господства на планете было еще далеко.

       В Лондоне понаехавшему Шекспиру посчастливилось попасть в театр. Он тогда заменял телевидение, радио и интернет, в его недрах крутились большущие деньги. Театральных площадок в столице королевства насчитывалось свыше десяти. За период драматургической жизни Шекспира их количество возросло до пятидесяти. Театр был огромным производством. На афишах значились названия спектаклей и имена выдающихся актеров, постановки и тексты были зачастую собственностью труппы.

        Стартовал молодой провинциал в качестве работника сцены, затем за неординарные способности, за остроумные реплики, за уживчивый нрав его определили в помощники суфлера. Этот поворот судьбы имел глобальное значение. Суфлер был нередко соавтором пьесы, дирижировал многочисленными импровизациями на сцене и в итоге мог перейти в разряд «безымянных», но хорошо оплачиваемых авторов.

        Догадливый читатель уже понял, в чем суть проблемы. Через несколько лет Шекспир купил себе дворянство, о чем сохранилась соответствующая запись, потом, будучи членом Королевской труппы в «Глобусе», скупал недвижимость в родном Стратфорде. Надо же было показать, что он завоевал столицу. А каким еще способом?

        Печататься Шекспир не считал нужным. За это ничего не платили. Надо было самому платить или искать благодетеля. За свой счет охотно публиковались философ Фрэнсис Бэкон или любимчик Елизаветы I, драматург Кристофер Марло. Они видели по многу раз спектакли, идущие на подмостках Королевского театра, и порой вольно или невольно присваивали себе особенно понравившиеся им остроты и мысли.
       
        С тех пор пошла молва о том, что за Шекспира сочиняли другие. Глупая молва по той причине, что бездарного сценариста вряд ли бы держали на лучшей сцене страны.

        В те времена драматические произведения существовали в виде сценариев, записанных от руки и разделенных на эпизоды черточками, иногда номерами. Деления на сцены и акты в рабочих материалах не предполагалось. В опубликованных версиях эти недостатки устранялись, но деление осуществлялось не авторами, а редакторами.

        Первая публикация небольших отрывков из трагедий и комедий Шекспира относится к 1598 году. Книга представляет собой сборник под заголовком «Сокровищница мудрости». Ее напечатал на свои деньги университетский профессор Фрэнсис Мерез. Он же и высказал убеждение, что Уильям Шекспир является лучшим поэтом Англии.

       Первое собрание сочинений Шекспира появилось в 1623 году, через семь лет после смерти драматурга. Всемирная слава пришла к нему лишь в XIX веке. Гете и Гюго внесли значительную лепту в популяризацию его произведений. С крушением наполеоновской Франции Великобритания вскоре превратилась в супердержаву. Это способствовало распространению пьес Шекспира, однако они гениальны сами по себе.

        Мощь таланта Шекспира очевидна. Он умеет воссоздавать картину мира во всей ее полноте, трагичности и несуразности. Большинство писателей не в состоянии оживить действительность, их попытки превращаются в слова, слова, слова. В основе творчества Шекспира лежит метафора, бездарям она абсолютно неподвластна. 

27.04.2017