Ч. 18 Война на Тихом океане. Иводзима

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/04/26/1736

Арлингтонское национальное кладбище в США является одним из таких же символов США, как и Статуя Свободы. На нём хоронят всех павших в боях, начиная с участников Гражданской войны. Если тело невозможно доставить, то имя этого солдата, матроса или офицера высекается на памятной доске.

Рядом с кладбищем находится прекрасный памятник морским пехотинцам. Его создал скульптор Феликс де Вельдон по фотографии, которая, в своё время, обошла все газеты и журналы мира. Этот снимок сделал военный фотограф Джо Розенталь во время сражения на острове Иводзима.

На фотографии шесть морских пехотинцев устанавливают американский флаг. Трое из них погибли в том бою. Это одна из самых известных военных фотографий, особенно ценная тем, что она не постановочная.

Остров Иводзима вулканического происхождения, площадь его всего лишь восемь квадратных миль. Он относится к островам Бонин, о которых в России широкая публика узнала после публикации путевых заметок Ивана Александровича Гончарова «Фрегат «Паллада».

Рельеф острова равнинный, только гора Сурибачи торчит, как прыщ на ровном месте. Остров этот оказался исключительно важным, и японцам, и американцам. На Иводзима находились аэродромы и радарный пост, который предупреждал о налёте на Японские острова бомбардировщиков В-29, а истребители с островного аэродрома сбивали американские самолёты.

  Американская разведка убедила командование, что остров можно будет захватить за неделю. Но так не думал начальник гарнизона острова генерал-лейтенант Тадамичи Курибаяси.

 Он знал, что Японии не выиграть войну, но надеялся причинить союзникам такой ущерб, чтобы они не решились на вторжение на Японские острова. Такого же мнения придерживался командир танковой части полковник Такейчи Ниши, японский аристократ, чемпион Олимпийских игр 1932 года по скачкам.

Они создали глубоко эшелонированную оборону с пещерами и подземными ходами. Танки зарыли в землю и замаскировали, превратив их в долговременные огневые точки. Японцы прорыли свыше 22 километров подземных ходов. Командные пункты находились глубоко под землёй. Подходы к артиллерийским и миномётным позициям прикрывали многочисленные минные поля.

Входы в пещеры защищали огромные миномёты, стрелявшие ракетами. Американцы сразу окрестили их прозвищем «Кричащий Иисус». Эти ракеты производили жуткий вой и не столько наносили повреждений, сколько воздействовали на психику. Были обустроены многочисленные позиции для снайперов и пулемётчиков, множество инженерных препятствий и заграждений.

В распоряжении Курибаяси находилась и группа камикадзе для нанесения ударов по кораблям высадки десанта. От их атак погибли 318 американских моряков.
С 15 июня 1944 года американские корабли приступили к регулярному обстрелу острова, а самолёты морской авиации наносили по нему бомбовые удары.

 17 июня эсминец «Blessman» доставил к острову группу боевых пловцов, которые обследовали предполагаемые места высадки.

При возвращении  на корабль один из пловцов, Фрэнк Сэмптер, был ранен в голову пулей снайпера. Через несколько часов он умер. 18 июня японский бомбардировщик попал бомбой в эсминец. Погибли 40 человек, в том числе 15 боевых пловцов. Эсминец остался наплаву.

Моряки похоронили в море своих погибших товарищей, после чего оставшихся боевых пловцов передали на эсминец «Gilmer», а сами на буксире другого эсминца направились на ремонт к острову Сайпан.

Непосредственно перед высадкой корабли огневой поддержки, каждому из которых был выделен сектор, приступили к обстрелу острова. Японские береговые батареи огрызались, поразив несколькими снарядами тяжёлый крейсер «Pensacola» и эсминец «Leutze». Огневая подготовка велась в течение трёх суток. Командование морской пехоты было недовольно, считая, что этого крайне мало.

Для высадки использовались 450 кораблей, которые высадили 60 000 морских пехотинцев и несколько тысяч солдат и офицеров морских инженерных части. Прикрывала высадку целая армада кораблей.

Первая неприятность, с какой столкнулись десантники –  мягкий и чёрный вулканический пепел пляжей. Склоны из пепла приходилось преодолевать с большим трудом, они осыпались. Невозможно было выкопать окоп, чтобы спрятаться от вражеского огня.

Уверенные, что артобстрел и бомбардировки подавили японскую оборону, потому что с японской стороны не раздавалось ни выстрела, морские пехотинцы накапливались на пляжах, медленно продвигаясь вглубь острова. Решив, что на берегу собралось достаточно людей и техники, Курибаяси приказал открыть огонь из всех видов оружия.

Пляжи превратились в кошмарную кровавую мясорубку. Так началась битва, которая длилась с 16 февраля по 26 марта. Американцы огнемётами выжигали бункеры, но их защитники успевали скрыться по подземным ходам.
 
 Пехотинцы  были уверены, что опасности больше нет, но в глубине выжженного бункера открывались стальные двери и оттуда выходили японцы, открывая огонь по американцам с тыла.

Японцы сражались с такой яростью, что в некоторых подразделениях морской пехоты потери превышали 83 процента от численности личного состава. По ночам морские пехотинцы ожидали «банзай-атак», во время которых на других островах японцы несли большие потери, но генерал Курибаяси запретил эти атаки.

Американцы пришли к выводу, что самым эффективным оружием были огнемёты и гранаты. Особенно полезными оказались восемь танков «Sherman M4A3R3», оснащённых мощными огнемётами. В открытых переговорах американцы использовали индейцев-радистов из племени навахо.

Корабли по ночам освещали остров осветительными снарядами, а самолёты сбрасывали осветительные бомбы, лишая японцев ночного преимущества. Защитники острова страдали от отсутствия воды и нехватки продовольствия. Американцы проникли вглубь туннелей, обнаружили и уничтожили резервуары и трубы, по которым подавалась вода.

Обе стороны применяли многочисленные хитрости и ловушки. Тактика американцев была направлена на то, чтобы свести потери личного состава к минимальным. Несмотря на запрет генерала, отрезанные японские подразделения в отчаянии бросались в «банзай-атаки».

Генерал-лейтенант Тадамичи Курибаяси лично возглавил последнюю атаку. Но в эту «банзай-атака» японцы шли молча. Оттого она была ещё более страшная, генерал шёл в первой шеренге, хотя обычно, отправив солдат в «банзай-атаку», японские командиры совершали ритуальное самоубийство.

После объявления острова захваченным американцам пришлось ещё в течение трёх месяцев уничтожать маленькие группы японцев, которые нападали по ночам и прятались в туннелях и пещерах.
 
22 тысячи японцев, защищавших остров, погибли. В живых остались 216 раненых. Американцы потеряли свыше 26 тысяч человек убитыми и ранеными.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/28/1002

На фотографии: Мемориал морским пехотинцам