Дорогами жизни Гл. 6 Часть 6-36 На смерть Ал. III

Дудко 3
 
КАРТИНА  АЙВАЗОВСКОГО –
«НА  СМЕРТЬ  АЛЕКСАНДРА III»



ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА  6   1982 год

ЧАСТЬ 6-36    «НА  СМЕРТЬ  АЛЕКСАНДРА III»


Вот мы и подошли к той таинственной картине, ради которой мы выбрали и показали остальные 4,
объединенные в одну тему, как  – МИСТИЧЕСКИЕ.
 
Эту картина имеет следующее полное  название:
НАЙДИ  УБИЙЦУ, или -  «НА  СМЕРТЬ  АЛЕКСАНДРА III»   1894 год.


Есть у музея Айвазовского в Феодосии и своя тайна: загадочная мистическая картина «На смерть Александра III».

Её можно увидеть только на особых условиях и только в полумраке.

Дать словесное описание картины затрудняются все, кто видел её, более того, восприятие композиции меняется в зависимости от угла зрения.

Картина была написана в дни траура по погибшему царю.

Художник никогда не предоставлял её для выставок, так как понимал её неоднозначность. Поэтому картина уже несколько десятилетий хранится в тайной комнате, и взглянуть на неё можно только при свечах.

Свое самое мистическое полотно Иван Айвазовский написал после того, как получил известие о смерти императора Александра III, которого знал лично.

Эта картина наполнена горем и скорбью, которые пережил художник. Она производит настолько гнетущее впечатление, что сейчас картина находится в отдельном зале Феодосийской галереи. Считается, что она приносит несчастье всем, кто на нее посмотрит.

Если долго вглядываться в полотно, то в тумане можно разглядеть образы призраков. Сквозь мрачные очертания Петропавловской крепости и набережной Невы проступают воды реки мертвых Стикс.

Образ женщины в черном, аллегории скорбящей вдовы, при определенном ракурсе может показаться мужчиной с усами. Одним он напоминает террориста, который покушался на Александра III, другим – последнего российского императора Николая II.

Картину случайно обнаружили и представили публике в начале 2000-х годов, правда выставлялась она недолго.

Источник: http://www.kulturologia.ru/


После короткого  объяснения Натальи  Игнатовой. У меня возникло вопросов ещё больше, чем было раньше, и я, как всегда – «пошла в разведку…».

Вот то, что мне удалось разыскать – о картине, написанной АЙВАЗОВСКИМ -  «На смерть Александра III».



В Феодосии, в «Особой кладовой» картинной галереи хранится уникальная мистическая картина Айвазовского «На смерть Александра III».

Узнав о смерти государя, Айвазовский безо всякого заказа решает написать картину. Это должно быть необычное полотно, на нем по замыслу автора должно отобразиться извечное торжество жизни над смертью. Но получается совсем другое, пугающее самого художника.

Это полотно не выставлялось более ста лет со дня написания. Скрыть эту работу от публики решил сам художник.

Перенесёмся в тот далёкий 1888 год…


17 октября 1888 года царский поезд потерпел крушение у станции Борки в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми, были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр, как говорили, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока его семья не выбралась.

 Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь все чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 года он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно.

 Берлинский профессор Эрнст Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию, нашёл у императора нефрит — острое воспаление почек; по его настоянию Александра отправили в Крым, в Ливадию. 20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут по полудни Император Александр III Миротворец скончался.


Узнав о смерти государя, Айвазовский безо всякого заказа решает написать картину. Это должно быть необычное полотно, на нем по замыслу автора должно отобразиться извечное торжество жизни над смертью. Но получается совсем другое, пугающее самого художника.

Большой холст (249;164) как будто искусственно разбит на фрагменты, мистические образы вписаны в реальные пейзажи: Петропавловская крепость, ночная набережная, светящийся в небе крест и Нева, сквозь воды которой видна другая река с гораздо более медленным течением, напоминающая реку Стикс, - и над всем склоненное лицо женщины в черном.

Многое в восприятии этой картины зависит от угла зрения. Виртуоз света смог так нарисовать фигуру скорбящей вдовы царя, что при определенном ракурсе она превращается... в смеющегося мужчину.

-----------------------------------------


 Мне удалось найти очень интересный текст об этой картине…

С. НАРЕНКО, военный пенсионер

Зловещая ипостась портрета вдовы императора.
Рубрику ведет Леонид СОМОВ.

Эту мрачную и весьма загадочную историю мне поведал мой университетский товарищ Глеб Тертышный, потомок кубанских казаков, чем он очень гордится.

Оказывается, его прадед Семен Тихонович Тертышный имел (по семейным преданиям)... прямое отношение к обстоятельствам покушения на жизнь российского императора Александра III. Об этих самых обстоятельствах прадед весьма подробно написал в своем дневнике, который вот уже в четвертом поколении передается потомкам по мужской линии.


Казалось бы, о чем рассказывать? Как известно, семь террористов-народовольцев, в т.ч. и брат В. Ульянова, были повешены 8 мая 1887 г. в Шлиссельбурге.

Но прадед Глеба сыграл в их смерти роковую роль. Дело в том, что он с детства дружил с одним из террористов - Пахомом Андреюшкиным. Вместе оканчивали одну гимназию в Екатеринодаре, вместе поступили в Петербургский университет. Потом по семейным обстоятельствам Семен Тертышный в 1885 году уехал на родину в Темрюк, находясь уже под негласным надзором полиции как человек, близкий к группе террористов, вдохновляемой Александром Ульяновым.

Летом 1887 года он получает письмо от Пахома Андреюшкина, в котором тот в восторженных тонах сообщает товарищу о скором "втором 1 марта" - дне, когда был убит заговорщиками отец Александра III.

Через сутки во время обыска на квартире Тертышного письмо попадает в руки полиции, и все питерские фигуранты предстоящего покушения оказываются в плотном кольце слежки. И, как известно, 1 марта 1887 г. народовольцы - участники теракта были арестованы, а Пахом Андреюшкин - прямо с метательным снарядом за пазухой, находясь рядом с Адмиралтейством, на первом повороте по пути следования царского экипажа...

В дневнике прадеда Глеба Тертышного есть одна примечательная запись, датируемая летом 1888 года. В пересказе Глеба она звучит таким образом. В университетские годы прадед Глеба и Пахом Андреюшкин в день их перевода на второй курс решили сфотографироваться. Дагеротип вроде получился неплохим, за одним исключением: улыбка на лице Пахома казалась какой-то зловещей. Прадед моего товарища редко ее кому показывал хотя бы по причине того (всенародно известного) несчастья, которое разразилось 1 марта 1887 г.

Эту старинную фотографию, которая хранилась в семье старшего брата Глеба, мой товарищ последний раз видел лет двадцать назад. Потом его брат уехал на Дальний Восток, и на сегодняшний день связь с этой родственной линией практически прервалась.

Тут мы переходим, собственно говоря, к главной интриге нашего рассказа. Вполне естественно, что мой дружок по альма-матер всегда проявлял обостренный интерес ко всем обстоятельствам жизни и смерти императора Александра III. В позапрошлом году Глеб приехал в Крым к нам на отдых, и в плане поездок по интересным местам Тавриды мы забили посещение Коктебеля и Феодосии, где, в частности, предполагалось ознакомиться со знаменитой картинной галереей Ивана Айвазовского.

Когда мы приехали в феодосийский музей, оставался час до закрытия. Но вместе с широко известной работой "Среди волн" кисти нашего замечательного мариниста -  Глеба весьма заинтересовало еще одно полотно. Собственно, ради него он и приехал в Феодосию. О нем он был много наслышан и потому был весьма огорчен, когда ему искусствовед сообщила, что эта работа не выставляется.

О чем речь? Оказывается, в Феодосийском художественном музее давно хранится картина Айвазовского "На смерть Александра III". С крестом в руке и в закрытом черном траурном платье на ней изображена вдова императора - Мария Федоровна. По каким-то вообще-то непонятным причинам эта работа десятки лет хранится в потайной музейной комнате, куда нет доступа дневному свету.

Но увидеть ее простому смертному, оказывается, все-таки доступно. Лишь бы оказался в кошельке спонсорский взнос - энное количество сотен гривен.

Должен сказать, что мой друг - весьма состоятельный россиянин. Где-то под Ростовом у него превосходно функционирует мясокомбинат, а в Санкт-Петербурге он держит целую сеть кафешек "бистро"...

Естественно, мой дружок не поскупился. И мы попали в эту комнату. Пробыли в ней около десяти минут.

- А теперь, Сереженька, попробуем посмотреть на это полотно, зайдя в правый угол этой каморки, - шепнул мне Глеб.

- А зачем? - спросил я.

- Мой питерский товарищ археолог Луцкий буквально "повернут" на мистических свойствах некоторых исторических полотен, - ответил мне Глеб. - Так вот, он мне как-то рассказал, что в Крыму хранится одно малоизвестное полотно кисти Айвазовского. Мы как раз перед ним и стоим. Но если зайти справа и посмотреть на картину, чуть пригнувшись, то вместо лица вдовствующей императрицы мы увидим искаженный маской злобного смеха зловещий лик некоего мужчины.

Право слово, мне стало как-то не по себе от таких слов. Но спустя минуту мы с Глебом выполнили все необходимые манипуляции, и мне, не буду врать, не сразу, но все же на какое-то мгновение показалось, что я вижу торжествующую, очень неприятную улыбку на лице черноволосого мужчины.

Глеб молча вглядывался в картину, а затем, на миг прикрыв глаза, прошептал: "Господи, что за дьявольщина?"

Он долго молчал, пока мы выходили из галереи, а когда сели в машину, резко обернулся ко мне и сказал: "Ты не поверишь, но я его узнал".

- Кого?

- А этого клоуна на картине. Он ведь вылитый Пахом Андреюшкин, тот самый террорист, университетский дружок моего прадеда, которому так и не удалось взорвать императора. Вот ему и сподобилось позлорадствовать, так сказать, по случаю естественной смерти Александра III. Чудеса, да и только...

Одно остается за скобками: а при чем здесь Иван Айвазовский?

http://slava.sebastopol.ua/



Ну а в наше время уже не нужно искать возможности «по знакомству посмотреть эту картину. Можно купить билет на посещение этой тайной комнаты – за 3 000 рублей. Дороговато, конечно, но МИСТИКА – притягивает,
а любопытство никогда не было пороком…


Оказалось, что имеется ещё один репортаж – Алёны Иваниченко…
5 декабря 2007, 21:33

Самая загадочная работа Айвазовского — впервые на телеэкране…

Музейная тайна. В Крыму наша съемочная группа увидела картину Айвазовского, которую сам художник решил спрятать от людей сразу же, как закончил.
По словам искусствоведов, никогда раньше телекамерам не открывали даже часть полотна. До сегодняшнего дня…

Репортаж Алены Иваниченко.

Неизвестные и неожиданные работы Айвазовского выставлены в юбилейный год в Феодосийской картинной галерее.

Вместе с полотнами Библейского цикла, написанными для армянских церквей, десятки лет провела в спецхране еще одна картина Айвазовского. Сегодня она помещена в особый зал. Эта тайная комната - остается за рамками экскурсионного маршрута.
 
"На смерть Александра Третьего" называется самая загадочная работа мариниста. Большой холст как будто искусственно разбит на фрагменты, мистические образы вписаны в реальные пейзажи: Петропавловская крепость, ночная Набережная. Многое в восприятии этой картины зависит от угла зрения.

Татьяна Гайдук, директор Национальной картинной галереи им. И.К. Айвазовского говорит: - "С моей стороны - это действительно вдовствующая Мария Федоровна. Она скорбит, ее лицо скорбно. С противоположной стороны нет вуали, это лицо мужчины с усами, который улыбается".

Кто-то из знатоков разглядел в мужском лице, проявляющемся при взгляде в определенном ракурсе, черты сходства с Наследником Престола. Впрочем, искусствоведческого исследования картины не было. Ее не возили на выставки и не делали репродукций. Скрыть эту работу от публики решил сам художник.

Татьяна Гайдук: "Эту картину Айвазовский написал непосредственно после смерти Александра Третьего, в период официального траура. Но, закончив работу над этой картиной, он принял решение ее не показывать, потому что понял, что из-под его кисти вышло нечто необычное- Ее до сих пор видели немногие. Эта картина никогда не показывалась на ТВ, это первый случай, когда у зрителей появляется возможность увидеть хотя бы ее какую-то часть".

В музее одной картины не включают электрический свет. Вся эта атмосфера таинственности только усиливает впечатление от картины.

Реакция публики на эту картину бывает очень необычной. Иногда на первый взгляд неадекватно яркой и всегда эмоциональной.
 
Сегодня в интернете есть множество фотокопий этой мистической картины. Все они сделаны в полумраке, поэтому рассмотреть можно только силуэты.
Но всё -  таки, человеческое любопытство и любознательность частично было удовлетворено.

А тем, кто побывает лично в Феодосии, возможно - посчастливится  воочию увидеть  это чудо своими глазами.


            ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ