учёба - дело не простое

Влади Мир Зуев
Учёба - дело не простое! Хоть балалайку делать, хоть хлеба испечь...

Воспоминаний череда нахлынула волной…
Что мог… то записал за волной волна…

         Мастер
     Я ещё в школе учился, в седьмом. Отец определил меня к знакомому Мастеру
на обучение. Раз в неделю ходить. Гитары строить. Да и мне интересно. Приходим. Квартира на Петроградке. Чистенько.
Знакомимся: – Владимир.
- А по батюшке?
- Владимир Осипович  Зуев. (А сам стесняюсь, Батяня же здесь…)
- Ну а я – Денис Григорьевич Староверов.
(Глаза внимательные и одновременно добрые.)
     В широком коридоре шторку отодвинул, свет включил… Верстачок  небольшой, стеллажи с деталями. Гитар штук пять висит, ещё не доделанные.
Одна только лаком покрыта. Остальные – «беленькие», и даже есть без верхней деки.
     Больше часа  показывал детали, инструменты столярные, приспособления всякие,
сами гитары.  Меня очень удивила одна: - больше обычных, и – с двумя грифами!
- Вот, в цыганский табор делаю…
     Я, в основном, молчу, удивлённо на всё смотрю, осторожно трогаю… рубаночки разные, стамесочки, струбцинки… Всё красивое, удобное… острое…
Многое тогда узнал и увидел впервые.
Махагони – один из более ста сорока видов Красного дерева.
Из-за него и пошло название специальности – Краснодеревщик.И для мебели годится,
и для музыкальных инструментов подходит. Красивое…
Эбен – вид чёрного дерева. Работающих с ним называют чернодеревщиками.
 Ещё более высший разряд, больше мастерства  требует, да и терпения.
И не каждый краснодеревщик мог стать чернодеревщиком. Здесь уже и резьбой овладеть надобно…  Эбен и палисандр ставится на лучшие, концертные инструменты
в грифах, накладках, панцирях. Кроме внешнего, строгого вида, улучшает скольжение руки, износостойкость, прочность… Можно гриф тоньше сделать, да ещё и тембр, отдачу улучшить.
Мадагаскарский палисандр – мечта любого гитарного и мандолинного мастера! Красивый, шоколадно-фиолетовый цвет, плотное, полётное звучание, своеобразный,
ни с чем не сравнимый тембр… Его ещё называют «Испанским»…
Корпуса гитар из него – сказка! 
Явор, яворок - Красивая разновидность белого клёна.
 Мастера ласково называют его – сахарок. Струйчатый, или «волна» - комлевая,
 та, что ближе к земле, часть, создающими великолепный рисунок. 
В музыкальном деле используется на корпуса дорогих скрипок, гитар, домр, балалаек… Идеальное сочетание  качеств Резонансной ели и явора позволяет создать шедевры: скрипки Страдивари, альты и виолончели Отто, балалайки и домры Налимова… Современных Мастеров…
Кроме красоты, немаловажного качества в музыкальном деле, «струя, волна»
даёт ещё и своеобразный, бархатный  тембр… Орех – плотное и нежное одновременно звучание…
Ольха – Одна из разновидностей красного дерева, что у нас почти в каждом лесу растёт. В музыкальном деле довольно широко применяется, кто знает…
У неё звуковые волны равномерно распространяются во все стороны.
 А ель! Ель Акустическая, резонансная! Я когда-то думал – ёлка, да ёлка…
Ан нет! Из ста брёвен дай Бог одно можно отобрать для музыкальных инструментов,
 а из  него, бревна – только 15 – 18% всего на резонансные дощечки!
Должны быть ровнослойной, звонкой да упругой. И, особая, только для музыкальных инструментов, выдержка древесины для «созревания» - не менее 80 – 120 лет.
Хотя Мастера говорят: «Не гонись за старым, гонись за звонким да упругим»… Шеллак, сандарак, копал… янтарь, масла разные, красители…
Как бережно, трепетно Мастера относятся к каждому кусочку дерева…
любого материала для работы… находят применение для самых маленьких кусочков…
Это про материал… А про саму работу…  Рассказывал про работу, про материал увлечённо, степенно, с любовью. Возьмёт деталь, погладит, чуть помолчит, и…
Глаза аж светятся… Можно часами слушать…
     …Денис Григорьевич положил на верстак специальную доску с приклеенной
на неё «шкуркой».
- Это для строжки гитарных бочков. Их, прежде чем  гнуть, надо аккуратно выстрогать, вот смотрите: - показывает очень тоненькую дощечку…
Кладёт её на приспособление, с одного конца ставит шлифтик – это такой рубаночек для чистовой обработки, с другим углом резания и со скошенным «летком». Выдвигает, но так, чтобы он не упал, и! ТОЛКАЕТ!
Шлифтик доезжает до конца заготовки – 830мм!
Стружечка ровнёхонькая, прозрачная, тонюсенькая-тонюсенькая!
И нигде не порвана! ВО ВСЮ ДЛИНУ!
     И у Бати, и у меня глаза на лоб!
- Вот это да! Как же точить то надо!                - Когда меня учили, то Мастера могли и на два метра так вот!
Но даже так, чуть меньше метра строгануть, я учился 17 лет налаживать инструмент!
Подошва для такого шлихтика годится только из ствола яблони или из груши,
да к тому же хорошо высушенная. Такая и скользит хорошо, руки меньше устают,
и снашивается медленно.Если захочешь  действительно Мастером стать
– научишься и инструмент для работы делать, и налаживать.
(Потом я узнал – заготовка на большую гитару – длинна 830-850 мм,
ширина – 120мм, а толщина должна быть в зависимости от материала,
от 1,7-1,8мм (меньше двух), до 2,3мм. Чем плотнее материал, тем тоньше.)
     Выходит из комнаты хозяйка, тётя Тоня: - На сегодня работы хватит!
Денис, сыграй-ка  на последней гитаре, да и к столу. У меня пироги готовы.
    И они, Денис Григорьевич и мой отец, на двух гитарах играли и пели целый вечер…иногда закусывая вкуснейшими расстегаями-рыбниками и пирогом с капустой…
То «Неаполитанские», то «Венгерку», то фронтовые – блатные…
Мы с тётей Тоней как могли, и что могли, подпевали…
                КОНЦЕРТ!
     Так началось моё «вхождение-обучение» в строительство  музыкальных инструментов.(Здесь правда недолго, и до готовой гитары, собранной мною,
не добрались. А двухгрифовая зазвучала! Здорово зазвучала!)
     В следующее воскресенье учился пилить… Слава Богу, ничего сильно
не испортил. Те самые бочка для гитар, но другой размер, поуже и покороче…
но тоже…
 Лучковую пилу в первый раз держал, переволновался, вспотел…устал, но ничего… Всего пару пластин… пошли на балалайку, у неё детали короче, некоторые совсем короткие… А остальные уже и на гитары. За день 16 штук заготовок спилил.
Их на гитару пару штук надо. На семь гитар хватило… на восьмую, то бишь,
первую… только на балалайку...
 - Ничего, Владимир, я первый раз больше материала для балалаек заготовил.
У тебя всего на одну получилось. Рука твёрдая, держишь!

     Прихожу в одно из воскресений…
-Сегодня работать не будем. Мы чай пьём. Да и разговаривать будем мало.

     Маленький столик, свечи на нём… Денис Григорьевич в косоворотке, тётя Тоня,
Антонина, в русском сарафане, в белой с вышивкой рубашке, в платочке.
Фартучек аккуратный. На столе, в маленькой вазочке одна ромашка,
стаканы с чаем в подстаканниках и сушки. Обыкновенные сушки… и больше ничего.
- У нас сегодня Годовщина Первого Свидания… Мы каждый год отмечаем…
     Сидят, за руки держатся, смотрят,
друг на друга любуются…
     ДЕЙСТВИТЕЛЬНО – СВИДАНИЕ…
     Спрашивать-разговаривать не хочется… И так ВСЁ видно.
Через всю Жизнь Любовь и Чистоту пронесли!

     Вскоре Дениса Григорьевича не стало.
     А строить инструменты я всё ж научился! Хоть и с огромным трудом,
и на несколько лет позже, может …  и не сильно мастерски… но…

   На фабрике Луначарского работала Династия: Староверов Денис Григорьевич,
его брат Григорьев Тимофей Григорьевич и Григорьев Геннадий Тимофеевич,
с кем мне удалось несколько лет поработать рука об руку,
с благодарностью учась Мастерству.

фото: Сидит Григорьев Геннадий Тимофеевич. Стоят справа налево - Зайцев Рафаил Иванович. Его сын - Зайцев Евгений Рафаилович, и я... то-есть Зуев В.О.(молоденький...)
Звучание домры:
https://vk.com/videos2845365?z=video2845365_171342390-2