Дорогами жизни Гл. 6 Часть 6-34 Черное море

Дудко 3
КАРТИНА  АЙВАЗОВСКОГО -  «ЧЕРНОЕ  МОРЕ»    1981 год




ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

ГЛАВА  6  1982 год

ЧАСТЬ 6-34  ЧЕРНОЕ  МОРЕ



Третьей мистической картиной считается –

ТРЕВОЖНАЯ  СТИХИЯ  или – «ЧЁРНОЕ  МОРЕ»     1881 год


Если романтичный «Девятый вал» наполнен светом надежды, то в картине «Черное море» мы видим тревожную стихию.

Небо затянуто тучами, надвигается буря, одинокий парусник на горизонте спешит вернуться в порт.

Это одно из самых драматичных полотен Айвазовского, которое ознаменовало новый реалистичный этап в творчестве художника.

Глядя на картину, можно ощутить, как могучие темные волны надвигаются прямо на зрителя.

Другой великий художник XIX века Иван Крамской считал эту работу самым сильным творением Айвазовского.

Не случайно он изобразил фрагмент этого полотна на своей картине «Неутешное горе», разместив мрачный морской пейзаж над детским гробиком.

 Картина надвигающейся бури стала отражением внутреннего горя матери, потерявшей ребенка.

Источник: http://www.kulturologia.ru/

---------------------------------------------


 Далеко не каждому художнику дано мастерство воспроизведения природных стихий — воздуха, огня, воды. Иван Константинович был без меры наделен способностью изображать море — пожалуй, лучше него никто из современников не мог справиться с масштабными картинами на морскую тематику.

Полотно с первого взгляда впечатляет эффектным изображением буйства стихии. Глядя на него, сразу становится понятной причина, по которой Черное море получило свое название. Мирное и ласковое, сине-зеленое и спокойное в хорошую погоду, в бурю это море превращается в ревущего дикого зверя.

В его пучине нашли свой конец многие суда за долгую эпоху существования судоходства в этом районе мира. Намеком на это служит крохотное, едва заметное за бурными валами воды изображение корабля на горизонте. Нам непонятно, терпит ли корабль бедствие, или же он справляется со свирепой стихией, так как он находится от нас очень далеко, почти на границе неба и земли. Но, зная суровый и непредсказуемый характер Черного моря, морякам, попавшим в бурю на нем, можно только посочувствовать.

На знаменитой картине показан момент, когда буря только начинается. До того, как вздымающиеся валы достигнут своей критической высоты, еще далеко, но вода уже налилась глубоким свинцовым оттенком, а гребни волн показывают начинающийся шторм. Даже человек, просто глядящий на полотно, начинает буквально физически ощущать эту качку, ведь рисунок волн передан с мастерством, граничащим в волшебством.

Цветовая гамма картины темная, приглушенная, достаточно насыщенная и богатая, но не имеющая ни единого яркого или «открытого» оттенка. Вся композиция построена на полутонах, которые должны заставить волны переливаться живыми цветами воды в бурю. Небо выписано под сталь волнам. Оно сплошь затянуто тяжелыми, словно свинцом налитыми тучами, грозящими затяжным ливнем и опасной грозой. Оказаться в такую погоду посреди открытого моря смертельно опасно. И только вдали, у самого горизонта, художником выписана светлая полоса, над которой клубятся белые безопасные облака. Возможно, именно там, за горизонтом, закрытом облаками, находится вожделенная спасительная земля, куда изо всех сил стремится маленький кораблик, потерявшийся в страшных, грозных водах Черного моря.

Общее впечатление от полотна — это невероятная, сокрушительная мощь стихии, пока что притаившаяся, не разыгравшаяся в полную силу. Но скоро, скоро грянет буря...

Если честно, мне не совсем понятно – почему Наталья Игнатова отнесла эту картину к МИСТИЧЕСКОЙ ТЕМЕ.

Мне кажется – наоборот, это полотно художник переполнил реалистичными деталями.

Может быть, здесь море соотносится с живыми сущностями? Оно имеет свой характер, который проявляется в разных ипостасях. Оно своей силой и энергетикой не сопоставимо со многими другими природными явлениями…

Да, вероятно, именно это чувство обожествления моря -  притягивало Айвазовского к желанию проводить бесконечно много времени на морском берегу и за мольбертом, рисуя такие разные морские пейзажи…
 

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ