Его звали Лёшка Герасимов

Наталья Караева
Его звали Алексей. Лёшка Герасимов. В семье он был младшим, третьим ребёнком. В школе Леша учился лучше всех в классе, хотя над учебниками не корпел — некогда было, в деревне у пацанов работы всегда  много. Да и школьная наука ему как-то легко давалась. Старшая сестра  с завистью докладывала матери, что Лёшка их уроков не учил, а оценки получал хорошие. Матери некогда было  заниматься воспитанием детей — она одна растила их троих, поэтому за младшими Иваном и Лёшей следила старшая сестра Нюрка, но на мамины глаза всегда наворачивались слёзы, когда она слышала о своей ребятне какую-нибудь похвалу.
 О том, что началась война , Лёха с друзьями узнал только вечером, так как  получили они от бригадира  за хорошую работу выходной, и ещё  на зорьке, накопав полную банку червей возле сараюшки, отправились в тот день на рыбалку на далёкое лесное озеро.

  Вот так в один день ребята шагнули во взрослую жизнь, хотя  и до войны их детство не было беззаботным, - в деревне пацаны взрослели раньше своих городских сверстников.
 Всех здоровых мужиков и парней из деревни забрали на фронт. Ушли друзья Алексея - Серёжка Лагутин и  Азамат Мухамеджанов. Проводили и брата Ивана. Остались старики и малолетки. Лёша очень переживал, что его не взяли.
- Так и война закончится, - жаловался он матери.
- Дай Бог бы так, - вздыхала мать и как маленького гладила Лёшку по голове.
Лёшка смущался и отстранял руку матери.
 - И-и-и, размечтались. Германец  - враг сурьёзный, - говорил хромой Афанасий, их сосед и теперь бригадир. - Так быстро его, супостата, не разбить.
- Разобьём и так погоним! Да мы покажем этому Гитлеру! - горячился Лёха и с нескрываемой враждебностью смотрел на соседа. Тот недоверчиво качал головой. Мать принималась плакать.

Наступила осень.  Семья Серёги Лагутина получила похоронку, да и ни одна она. Сестру Нюру отправили в соседний аул учить детишек вместо учительницы, которая ушла добровольно на фронт.
" Вот даже учителку и ту забрали. Какой толк от неё на войне?"  - говорил Лёшка, который продолжал ездить в райцентр и подавать заявления в военкомат.

Известие о том, что в их район привезли немцев-переселенцев, облетела деревню за полдня. Лёшка ездил в  аул, где учительствовала его сестра, специально посмотреть на них и, может быть, высказать им, врагам, всё за Серёгу Лагутина, за тёток, почерневших от горя, за мать, которая валилась с ног от усталости и от страха получить похоронку.
Немцы оказались такими же уставшими женщинами, детьми и старухами, плохо говорящими по-русски.

Прошёл год. Война продолжалась. От Ивана  изредка приходили серые треугольнички коротких писем. Их уже накопилась полная шкатулка. Каждый вечер мать открывала её, перебирала письма, просила Лешу почитать, хотя каждое знала наизусть.  Лёшка разворачивал письмо и, не глядя в него, читал. Письма брата, все до одного, Лёха тоже знал наизусть.

Вызвали Лёшку в военкомат в конце августа сорок второго года, когда пришло время призыва.

Первое письмо от Лёшки получили из школы младших командиров. Мать повеселела и всё вела с соседом разговоры о том, когда же по его разумению, закончится война. Сосед разговаривать не хотел, а только курил одну за одной свои самокрутки. Он из хромого Афанасия превратился в еле передвигающего ноги старика.
Нет,  не закончилась война к тому времени, как Лёшка   младшим лейтенантом выпустился из школы командиров. 
Третье письмо от Лёши пришло уже с фронта. В нём он писал: «Ничего, мама, потерпите. Скоро мы выгоним фашистов с нашей земли и  заживём по-новому. И всё у нас будет. А я пойду учиться на тракториста, буду хлеб выращивать».

Это было последнее Лёшкино письмо. 

Разведчик Алексей Алексеевич Герасимов не вернулся с боевого задания.
Мать не поверила в смерть сына — ведь никто не видел его мёртвым. Он просто не вернулся. Он мог попасть в плен и оказаться в концлагере в Германии или Польше. Он мог даже потерять память... Не вернулся  и Азамат Мухамеджанов,  и много мужиков,  и молодых ребят с их деревни. Иван не погиб на той войне, он погиб позже, в другой войне.
Это не выдуманная история. На этой земле жил, мечтал и погиб за Родину хороший парень, Лёшка Герасимов, младший брат моей бабушки Анны Алексеевны.