Лиза Селезнёва. На студебекере въехала в Берлин

Лариса Прошина-Бутенко
ЛИЗА СЕЛЕЗНЁВА. НА СТУДЕБЕКЕРЕ ВЪЕХАЛА В БЕРЛИН


   ЛИЗА СЕЛЕЗНЁВА – это ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА СТЕЦЕНКО (1922-2007); вторая фамилия после замужества).
    Не так много о ней известно. Но то, что известно, очень интересно.

                САНИТАРКА - ДОБРОВОЛЕЦ

   О Елизавете Сергеевне я узнала случайно.
   Накануне 72-й годовщины Победы (не могу написать это слово с маленькой буквы) советского народа над фашистской Германией и её союзниками, по давней традиции, Совет ветеранов сортировочного эвакуационного госпиталя (СЭГ) № 290 Западного, а позже – 3-го Белорусского фронтов отправляет поздравительные письма тем, кто все годы Великой Отечественной войны  работал в этом госпитале.

   Последние годы эти письма готовила и отправляла я. Это было мне поручение от председателя (третьего и последнего) Совета ветеранов СЭГа № 290 Анны Павловны Медведевой (1920-2019). Её воспоминания о том суровом времени, о фронтовых друзьях можно прочитать здесь же, на Прозе.ру.

   Разговаривая с Анной Павловной, я всегда узнавала новые подробности о войне, о госпитале и его персонале. И вот я слышу новое имя: Лиза Селезнёва.
   А ещё узнаю любопытную подробность, о которой она сама сказала как-то Анне Павловне:
   «На своём студебекере я въехала в Берлин».

   (Справка: «Студебекер», марка автомобилей, выпускавшихся в США фирмой «Студебекер корпорейшен» в 1902-1966 годы. С 40-х годов фирма производила армейские грузовые автомобили грузоподъёмностью 2,5 тонны. В СССР поставлялись по ленд-лизу.
   Ленд-лиз (англ. lend-lease) – система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и прочего странам – союзницам по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны).

   Подробности об этой мощной армейской автомашине мне нужны были для того, чтобы понять, как могла девушка такой махиной управлять и как, вообще, Лиза Селезнёва стала водителем.
   Оказывается, Лиза была высокой, физически хорошо развитой, стройной девушкой.
   
   Сохранилась анкета, которую Елизавета Сергеевна, как и многие другие "сэговцы" (так себя называли ветераны этого фронтового госпиталя), заполнила по просьбе Совета ветеранов СЭГа 290. Даты на ней нет, но можно предположить, что это было в 1986 году.
    Списываю кое-что из этой анкеты. Родилась 28 августа 1922 года. Значит, к началу войны ей  было неполных 19 лет. В анкете нет вопроса: «Где родилась?» Наверное, она москвичка. Член КПСС с 1943 года. Воинское звание – младший сержант.

   Сначала я предположила, что Лиза пришла работать в СЭГ № 290, когда он находился в Москве, в районе Лефортово. В начале октября 1941 года госпиталь вынужден был из-за сложной ситуации на фронте (фашисты рвались к Москве), погрузив всё своё имущество на машины, переехать в столицу.
  Здесь персоналу приходилось круглосуточно принимать тысячи раненых – не только с Западного фронта, но и с других фронтов.

   Но в анкете она написала, что в СЭГе начала работать с августа 1941 года. А в это время госпиталь ещё находился на передовой Западного фронта – в г. Вязьме.
   Как бы там ни было, Лизу приняли санитаркой в 1-е хирургическое отделение. В её обязанности входило обеспечивать отделение бельём. Сюда поступали раненые в грудь и в живот. Начальником отделения была хирург Дина Лазаревна Цирлина (о её работе в госпитале можно прочитать здесь же – Л.П.-Б.)

   Когда советские войска стали гнать немецких фашистов и их союзников туда, откуда они пришли на территорию СССР, СЭГ № 290, в очередной раз свернул всё своё имущество, погрузился на машины и двинулся вслед за Западным фронтом.
   В марте 1943 года персонал (более тысячи человек) госпиталя начал строить подземный медицинский городок в Пыжовском лесу, в нескольких километрах от г. Вязьмы (Смоленская область). Строителями, на первых порах, в основном, были женщины: прачки, повара, санитарки, санитарные дружинницы, медицинские сёстры, врачи.

   Анна Павловна Медведева (врач и в госпитале, и после войны), со смехом рассказывала:
   - С Лизой Селезнёвой мы были в одной лесозаготовительной бригаде. Никто из нас до этого не спиливал деревья. Мы были городскими девушками, с нежными ручками. Но во время войны, по моим наблюдениям, самые хрупкие люди становились стожильными.
   Лиза отличалась от остальных в бригаде высоким ростом и силой. Поэтому, когда надо было валить спиленное дерево, мы всегда ставили её под комель (прилегающая к корню часть дерева).
   Потом это дерево мы тащили на лесопилку. Несли на плечах. А потому у многих наших женщин постепенно на плечах появились ямки. Наверное, у кого-то они остались на всю жизнь.

   … На фронте было затишье. Поэтому персонал торопился зарыть под землю операционные, перевязочные, палаты и разные хозяйственные службы госпиталя. Работали весь световой день, несмотря на весеннее половодье в лесу, на разбитую обувь и мокрые ноги, на боль в руках и плечах; на плохое питание и недосыпание.
   Лиза Селезнёва и в Пыжовском лесу работала в 1-м хирургическом отделении.
   Но недолго…

                СОБЛАЗНИЛИ СТУДЕБЕКЕРОМ

   Это нужно уточнить, но, кажется, США начали поставлять в СССР студебекеры в 1943 году. Нужны были водители. По фронту разъезжали, как сказала Анна Павловна, специальные офицеры, которые агитировали всех подряд стать водителями этих грузовых машин.
   Прибыли они и в СЭГ № 290. У госпиталя был большой парк разных автомобилей. Это и понятно. Ведь без пополнения различного оборудования, включая хирургическое, а также перевязочного материала, медикаментов, донорской крови, продовольствия и многого другого, госпиталь не смог бы оказывать помощь раненым.
   Эти же машины подвозили раненых к санитарным поездам или, если требовала боевая обстановка, увозили раненых в тыл.

   Из мемуаров маршала Г.К.Жукова "Воспоминания и размышления"(Издательство  Агентства печати Новости. Москва. 1990. Десятое издание. 3-й том):
   "Большое количество артиллерии было переведено ( к лету 1943 г. - Л.П.-Б)на моторизованную тягу. Машинами отечественного производства и "студебекерами" были обеспечены инженерные части и войска связи. Тылы всех важнейших фронтов получили значительное количество автомобилей. В распоряжение Управления тыла Красной Армии поступили десятки новых автомобильных батальонов и полков, что резко повысило маневренность и работоспособность всей службы тыла".

   В то время и в СЭГе был дефицит водителей, так как многие из них ушли на фронт; по словам Анны Медведевой, «ушли в танкисты». Фронт был рядом!
   Но были такие сильные девушки, как Лиза Селезнёва. И она приняла предложение стать водителем студебекера. На первом ли своём студебекере она въехала в Берлин, или их было несколько за последующие годы войны, не известно.
   Но это было! И это замечательно!

   Благодаря анкете, известно, что с апреля 1943 и по август 1945 года Лиза Селезнёва служила в 30-м автополку 2-го Белорусского фронта. На своём студебекере она возила боеприпасы и всё, что требовалось фронту; а вывозила оттуда раненых.

   Задумав поход «Дранг нах Остен», фашисты не знали, с кем они в СССР будут иметь дело. И уж, конечно, и в страшном сне не могли увидеть, что советская девушка въедет в их логово - Берлин на мощном грузовике.

   Из стихотворения «Новогодний тост» (1937 год!) поэта-фронтовика Константина Симонова:

 Своей судьбе смотреть в глаза
                надо
 И слушать точки и тире
                раций.
 Как раз сейчас, за тыщу вёрст,
                рядом,
 За «Дранг нах Остен» - пиво пьют
                наци…

                ВСТРЕЧА В МОСКВЕ

   Анна Медведева после Победы с СЭГом №290 была направлена в г. Бобруйск (Белоруссия). Там фронтовой госпиталь стал базой для гарнизонного госпиталя и в нём ещё долгие годы лечили раненых.
  В 1946 году она вышла замуж, была демобилизована. С мужем-артиллеристом успела пожить на Дальнем Востоке. А потом они приехали в Москву.

   В декабре 1948 года Анна Павловна поступила на работу в Центральное статистическое управление (ЦСУ) СССР. Ей, энергичной и, по натуре, активной женщине, трудно было привыкнуть к тишине кабинета. Как слёзы молодого фронтового врача падали на листы бумаги со статистическими данными, можно прочитать в её воспоминаниях.

   Но зато там её ждал невероятный сюрприз. Идёт она как-то по коридору, а навстречу…
   - Лиза, это ты?
   Да, это была Лиза Селезнёва, ставшая к тому времени Елизаветой Стеценко. Лиза вышла замуж, родила сына и дочь. Училась в Плехановском институте. Но, видно, по какой-то причине, не окончила его, так как в анкете написала, что образование у неё неоконченное высшее. В ЦСУ работала экономистом; восемь лет была руководителем группы.

   И с тех пор эти две замечательные женщины-фронтовички дружили. Не только работали в одном учреждении, но и какое-то время жили в одном доме (увы, в коммуналках!) на улице Щербаковской, а их дети ходили в один детский сад.

   Смущаясь и улыбаясь, Анна Павловна призналась в их «большом грехе». Когда им были, как выражаются чиновники, улучшены жилищные условия, то они разъехались в разные районы Москвы. Но бывали в гостях друг у друга.
   - Когда я приезжала к Лизе, то привозила бутылочку водки. И мы выпивали по рюмочке. Вспоминали фронтовых товарищей, которые уже ушли из жизни.

   Долгие годы в Совете ветеранов СЭГа № 290 секретарём была Зоя Ильинична Каравайцева (до замужества Никитина; её воспоминания есть также здесь – «Плакала два раза»).
   Работы у секретаря было много. Лишь писем и приглашений на встречи ветеранов госпиталя в День Победы надо было написать и разослать более трёхсот; а сразу после первых встреч сэговцев - значительно больше.
   Как рассказывала Зоя Ильинична, вся её семья: муж, дочь, зять, внук были заняты этим делом.
   После смерти Зои Ильиничны место это оказалось вакантным.

   Анна Павловна (она входила в актив Совета) предложила тогдашнему председателю Совета ветеранов Серафиме Сергеевне Зверловой:
   - Возьмите Елизавету Стеценко. Она грамотная. А какой у неё прекрасный почерк! И общественной работой она давно занимается.
   Так Елизавета Сергеевна стала секретарём Совета ветеранов СЭГа 290.

   Из ЦСУ на пенсию, вероятно, она ушла в 80-ые годы. Но продолжала работать. Где? Из её анкеты: «Бабушкинская кинодирекция, контролёр билетов в кинотеатре».

   Умерла Елизавета Сергеевна 25 октября 2007 года.

    Её награды: Орден Отечественной войны 2-й степени (начало награждения им 20 мая 1942 года); медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; медаль «Ветеран труда»; знаки «Отличник санитарной службы», «Ударник коммунистического труда», «Отличник социалистического учёта»; юбилейные медали.
   Я удивлена скромностью военных наград Лизы Селезнёвой. Легко представить, каким опасностям подвергался 30-й автополк, в котором она прослужила два года. На фронте автомашины всегда на виду. Куда можно спрятать такую махину, как студебекер!

   Без всякой фантазии ясно, как часто доставалось автомобильному полку от фашистской авиации. Не надо забывать, что была ещё весенняя распутица, а зимой - гололёд и снежные заносы; а ещё разные поломки, дефицит горючего, шум мотора, вибрация…

   Жаль, что не известно, кроме Лизы Селезнёвой, были ли ещё в названном полку девушки-водители. Знаю, что и работа в Пыжовском лесу, когда женщинам приходилось таскать тяжёлые брёвна, и два года, которые Лиза провела на колёсах, не прошли бесследно. По рассказам Анны Медведевой, она жаловалась на постоянные боли в животе.

   Ещё немного стихов. Из «Песенки фронтовых шофёров» (слова Н. Лабковского и Б. Ласкина):

Через реки, горы и долины,
Сквозь туман, пургу
    и чёрный дым
Мы вели машины,
    объезжая мины,
По путям-дорожкам фронтовым.

 Припев:
Эх, путь-дорожка
Фронтовая!
Не страшна нам бомбёжка
Любая.
А помирать нам рановато –
Есть у нас ещё дома дела.

Путь для нас к Берлину,
      между прочим,
Был, друзья, не лёгок
      и не скор.
Шли мы дни и ночи
     трудно было очень,
Но баранку не бросал шофёр…

   Пусть земля будет пухом для тех фронтовиков, которые не дожили до 75-й годовщины Победы над фашистской Германией и её союзниками.

   Будет большим грехом и чёрной неблагодарностью, если последующие поколения россиян забудут о самоотверженном служении Отечеству фронтовиков, среди которых была красивая и смелая Лиза Селезнёва.
   Лиза Селезнёва, гордо въехавшая в Берлин на студебекере. Неважно, что грузовик был американским. Но управляла им русская девушка.