Из необъяснимого

Ирена Панченко
          Пожалуй, найдётся немало людей, кто хоть раз в жизни встречался с необъяснимыми явлениями. Впервые со мною это произошло в юности, когда в двадцать пять лет меня назначили директором районного  Дома пионеров в городе, где я родилась. Первый год  проработала в одноэтажном  здании в самом  центре. . Но  начальство приняло решение  выделить под наше учреждение двухэтажный особняк в дальнем конце старинного парка графов Плятеров – главной достопримечательности города. Через дорогу  располагалась старая мельница, а в особняке, по преданию, жила семья мельника. Место достаточно безлюдное.

            Со всем пылом молодости я отдалась  ремонтным работам.   Первый этаж дома был каменным, второй - деревянным. Несмотря на почти столетний  его возраст, сооружение уцелело и не требовало каких-то особых работ, кроме внутреннего косметического ремонта. Бригада рабочих  работала под строгим моим наблюдением: покрасили подоконники, отремонтировали двери в кабинетах, покрасили полы.

           Но особой моей заботой стала покраска стен.    Кстати, насколько  помню, в ту пору не надо было каждый шаг согласовывать с вышестоящими инстанциями, во всяком случае, цвет  стен в кабинетах я  подбирала   сама, учитывая их дальнейшее предназначение Вот где пригодилась моя, начавшаяся ещё в школьные годы «практика» по оформлению пионерских комнат.

          Тематические рисунки на стены я  не только подбирала, но и  с вдохновением  старательно выполняла сама. Конечно, для этого пришлось  «прошерстить» не о только страницы «Пионерской правды», но и многих  газет и журналов.  Если учесть, что никто не снимал с меня обязанностей  проведения в это же  время запланированных районных мероприятий, то получалось, что  мне приходилось пребывать на работе  там в полном смысле с утра до ночи.

            Старый     парк,  в   верхней части которого сохранились все старинные постройки, в первую очередь, графский замок, в котором в те годы размещалась  латышская средняя школа, был ухожен и обустроен, но вечерами всё равно было неуютно бежать в одиночестве  по  пустынной  аллее или по параллельно идущей  улице  до центра.   А наш дом вообще  располагался в самом  конце  почти двухкилометровой   центральной улице.
 
             Ремонт приближался к завершению, и я с каждым днём всё позже приходила домой: хотелось успеть убрать все недоделки к предстоящему празднику 1 мая.
            Кабинет директора размещался на втором этаже. В тот вечер я готовилась к проведению районного семинара пионервожатых и не заметила, как стемнело. Шёл десятый час. Сложив документы в сейф,  погасила свет в кабинете, затем  в коридоре на втором этаже и в полной темноте  стала спускаться по деревянной лестнице вниз. За время ремонта  этот путь стал до досточки знаком.

              Уже на лестнице  меня  неожиданно  охватило какое-то непонятное  беспокойство:  показалось, что в здании кто-то есть. Почему возникло это ощущение,
 Я не знала, но с каждой ступенькой оно росло.. Ни звука. Входная дверь заперта на ключ – войти снаружи  никто не мог. Если через окна, так я бы услышала  какие-то звуки. А тревога росла. Ноги подкашивались, голова похолодела, и волосы встали дыбом.

              Предстояло пройти всего несколько метров по диагонали  по коридорчику до входной двери. Но напротив была открыта  дверь в зал, он пугал меня  темнотой  и тишиной. Именно оттуда  на меня струился страх, я каждую минуту ждала нападения. Включить свет? Но включатель как раз у входа в зал, а до входной двери полдесятка шагов .Боковым зрением я  ухватила какое-то мерцание в зале.. Или мне показалось?

              На негнущихся ногах  пересекла  оставшиеся  метры до двери, ожидая нападения, повернула ключ  и выскочила в пространство ночи. Убежать, не закрыв дверь? Нет, нельзя, потом я буду во всём виновата. Кое-как нащупав дрожащими пальцами замочную скважину,  вставила ключ и повернула его, боясь Я боялась оглянуться: вдруг кто-то подстерегает меня снаружи?

            До улицы было меньше десяти метров. Так быстро, как в этот раз, я ещё никогда не бегала. А мозг сверлила мысль: что это было? кто это был?.  Если это человек, то как попал в здание? Звона разбитых окон не было, а дверь была закрыта изнутри. Что можно искать в полупустом доме, ведь даже мебель еще не вся была завезена?! Или кто-то знал, что я часто засиживаюсь, и именно мне грозила опасность? Тогда почему мне дано было беспрепятственно уйти?

         Утром я со смешанным чувством шла на работу. Обошла всё здание вокруг – окна были целы. Зашла вовнутрь – во всех комнатах порядок. Тогда что это было?
Неужели я столкнулась с душами тех, кто жил когда-то в этом особняке? В век  всеобщего атеизма такая  мысль у меня  возникла в числе последних. И всё же возникла. И до сих пор, при воспоминании об этом вечере, я задаюсь вопросом: кто в тот вечер посетил особняк? То, что я была не одна,  не усомнилась и сегодня я склоняюсь к мысли, что старинные особняки хранят свои тайны.
   Больше я никогда  не засиживалась на работе в одиночестве допоздна.