Баба Вера

Валентина Бутылина
 Сегодня родительский день.
 Моя бабушка похоронена в нашем поселке, хотя большая часть жизни прошла  в д. Пеньковке  Нижне-Ингашенского района.
     Вглядываюсь в ее фотографию на памятнике.  Лицо человека, много страдавшего. Взгляд  теплый, добрый, материнский, как  будто оберегающий  от чего-то плохого. Черные, гладкие волосы, зачесанные назад. Пятнадцатилетний  внук в то же время посчитал, что ей бы исполнилось 113 лет в этом году. Задержавшись у могилки, я сказала ей мысленно:  «Баба Вера, мне кажется ты святая, научи меня, как жить, направь меня, подскажи, трудно мне бывает». 
 
Вот и дочь ее рядом со мной,тетя Зина, совсем старенькая, восемьдесят с лишним лет, опираясь на палочку, смотрит на свою маму, а выглядят ровесницами. Вспоминает:
 -Как мы с Вовкой, мама в колхозе на работе, а мы вдвоем картошку копаем с утра до вечера. Поле –то огромное. Придет мама с работы плачет, заливается слезами, рыдает:"Бедные вы мои дети"! А мы стараемся больше выкопать за день, чтобы маме легче было.   

 
    Баба Вера, 38-летней женщиной осталась с шестью детьми, когда мужа забрали на фронт.
А  всего лет-то им было на начало войны : Мише-15 лет, Вале-11 лет, Коле  -10 ,  Зине- 8, а Володе  - 6  лет, Маше –не было еще года.

   Любимого мужа забрали на войну в сентябре 1941 года. Сбор был в г. Канске. Через две недели военной  подготовки отправили на Ленинградский фронт.

... "Да разве об этом расскажешь,
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
 Твой муж, или брат, или сын
И т ы со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами
 с несжатыми в поле хлебами
 Ты встретила эту войну..."

    Валя с одиннадцати лет трудилась наравне с мамой. И   молотить выходила то в день, то в ночь, молотилка –то работала круглосуточно.

Также Володя и Зина помогали маме изо всех сил.

"Одной тебе-волей-неволей-
А надо повсюду поспеть;
Одна ты и дома и в поле,
Одной тебе плакать и петь..."

Как выживали в суровые военные годы?  За счет картошки и своего хозяйства. 
Дети боялись,что не успеют выкопать картофель  до морозов.Страшно сказать, только шестьдесят соток садили картошки.
 Дядя Володя, помню, однажды признался мне, племяннице, что всю жизнь ему снилось невыкопанное  поле.
      Маша, начав ходить, однажды сильно упала, напугалась,обезножила, все сидела  на кровати. Часто оставляли ее совсем одну, так  как все уходили на работу.

 Когда Мишу забрали на фронт, в 1944 году  ему исполнилось 18, совсем худо стало. Вся тяжесть домашней работы легла на  меньших детей.

         Чтобы выжить, держали свиней, корову, овец, кур. Старшая дочь, Валя, научилась запрягать лошадь, на ней была мужская работа: заготовка дров,  сена, травы для скота.   Бабушка научилась и  шить и хлебы печь, не говоря о том, что и нити пряли и вязали...
 "Была ты и пряхой и ткахой,
Умела-иглой и пилой.
Рубила, возила, копала-
Да разве всего перечтешь?"
        Молодая женщина приходила домой, почти валилась с ног, а тут ребенок-инвалид. Уход за Машей также лег на Зину и Володю. Однажды Зина пришла, а Маша ходит по избе! Маша пошла уже в шесть лет.  Первой увидела Зина. Как радовались дети за сестру. Настоящий праздник. 
 В деревне получали похоронки одну за одной.
 "А тучи свисают все ниже
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть"....
  Пришла и  к нашей бабушке  похоронка, в которой написано от руки: «Ваш красноармеец  Гришанов Павел Алексеевич, 1904 г.р.  доблестно воевал. Был убит 23 января 1942года.  Похоронен в селе Спасском  Ленинградской области». Маше отца так не довелось увидеть: погиб он, повоевав  всего 4 месяца.
 
   С войны живыми  вернулось всего несколько односельчан живыми. Среди них Миша, мой отец. Он еще служил в армии и демобилизовался в 1948 году.
  Тетя Зина вспоминает, ей в ту пору было 15 лет. 
 -  Вижу в окно,солдатик к нам идет. А уже вечер. Зашел в хату,я его сразу  узнала. А мама как раз во дворе управлялась. Долго ее не было.Он так палец приставил к губам, показал мне, чтобы не проговорилась. Долго мамы не было. Пришла, уже сумерки были, а Мишка спрашивает таким бравым голосом: "Можно у вас переночевать?"
       А мама  ему:  «Иди, солдатик, в клуб, иди, там все». А потом, как почуяла, ахнула, так и зарыдала.
 Только вдуматься: победа ковалась  в тылу такими вот женщинами, малыми детьми и стариками. Деревня  всеми силами  вручную  косила, жала, доила колхозных коров, снабжала  фронт мукой, картошкой.
 
 А темными вечерами и ночами копала картошку на своих участках.
 Плакала сибирская земля. Но и радовалась  тоже. Иначе не выжили бы.
"Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим."

 Что же это за сила такая есть в русских женщинах!



Цитаты из стихотворения Михаила Исаковского. "Русской женщине"