Ч. 17 Война на Тихом океане. Подводники

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/04/25/1550

Япония, как любое островное государство, зависела от морских перевозок. Эта зависимость усилилась после захвата Японской империей территорий в юго-восточной Азии. Требовалось кормить население и вооружённые силы в самой Японии, многочисленные гарнизоны на островах, снабжать их всем необходимым.

Промышленность была сосредоточена на Японских островах, а сырьё приходилось везти издалека. По общему мнению военно-морских историков в России и за рубежом, в начале войны японцы не придавали необходимого значения защите морских коммуникаций и противолодочной обороне. Мероприятия, осуществлённые ими, были направлены, в основном, против советских подводных лодок.

США вступили в войну, располагая на Тихом океане 55 большими и 18 средними подводными лодками. 73 подводные лодки находились в стадии строительства. У англичан на Тихоокеанском театре находились две флотилии подводных лодок, но они их в 1940 году перевели в Средиземное море. Голландия имела 15 подводных лодок, которые базировались в Суробайе. Большинство из них давно устарели.

В первые месяцы войны американские подводники успехами не блистали, они только учились воевать. К тому же, подводники столкнулись с той же проблемой, что и немецкие подводники в начале войны – торпеды «Mark 14» имели массу дефектов, конструктивных и производственных, постоянно отказывали. Считается, что две подводные лодки погибли из-за неисправных торпед.

За первые месяцы войны американские подводные лодки атаковали 100 японских судов. Во время атак они израсходовали 232 торпеды, а потопили только 18 судов, и это несмотря на то, что японские транспорты ходили без охранения, и система конвоев ещё не была введена.

На войне все учатся очень быстро. Усилиями конструкторов и производственников «Mark 14» превратилась в надёжное безотказное оружие. В 1943 году к ней добавилась новая торпеда «Mark 18».

В середине 1943 года американские подводники уже действовали на огромных океанских просторах, от восточного и до западного побережья, от Курильских островов - до Австралии. Они охотились за неприятельскими кораблями в любое время суток, предпочитая ночные атаки. С мая 1945 года подводные лодки полностью отошли от одиночных действий, и перешли только к групповым.
 
Самой распространённой формой боевых действий были небольшие группы из 2 – 3 подводных лодок. Американское командование подводными силами заменило всех нерешительных командиров на смелых офицеров. Эти меры сразу дали положительные результаты.

Всего американские подводники потопили 1162 транспорта и 214 военных кораблей. К концу войны совместно с американскими подводными лодками действовали 38 британских и голландских подводных лодок.

 Британская подводная лодка «Trenchant» под командой капитана 3 ранга Артура Хецлета 23 сентября 1944 года потопила немецкую подводную лодку U-859, взяв в плен 11 человек из её экипажа.

8 июня 1945 года эта же подводная лодка потопила тяжёлый крейсер «Ashigara», попав в него пятью торпедами из восьми. На крейсере помимо экипажа находились 1600 солдат и офицеров. Погибли свыше 1300 человек. Остальных спас японский эсминец  «Kamikaze».

Капитан 3 ранга  Хецлет при возвращении в базу поднял «Весёлого Роджера» (пиратский флаг). Он  был самым молодым британским командиром подводной лодки (36 лет), впоследствии стал самым молодым адмиралом (45 лет).

Подводные лодки использовались для разведки мест высадки десантов, высаживали на берег диверсионные отряды, доставляли боевых пловцов, коммандос, ставили минные заграждения, охраняли в завесах высаживавшиеся десанты, словом, деятельность их была весьма разнообразной.

Подводники потопили 35 воинских транспортов, перевозивших подкрепления для гарнизонов. Но, на войне без ошибок не бывает. Среди потопленных транспортов были и такие, которые перевозили военнопленных и рабочих из захваченных японцами стран, которых они превратили в рабов.

Эти суда называли «адскими кораблями», потому что людей там держали в нечеловеческих условиях. Считается, что погибли от «дружественного огня» около 19 000 военнопленных, захваченных японцами.

Так капитан-лейтенант Линч Мэйден, командир подводной лодки «Tradewind» 18 сентября 1944 года потопил японский транспорт «Juny; Maru», на котором японцы перевозили рабов и военнопленных. Погибли 4200 яванских рабочих и 2300 военнопленных.

30 июня 1942 года японский транспорт «Montevideo Maru» перевозил австралийских военнопленных, запертых в трюмах. Его потопила американская подводная лодка «Sturgeon». Погибли 1140 человек, включая 88 японских моряков и охранников. Спаслись 18 японцев. Они добрались до берега, но там их перебили филиппинские партизаны.

29 июня 1944 года эта же подводная лодка атаковала японский транспорт «Toyama Maru». На сей раз перевозили только японцев, 5600 человек, подкрепление гарнизона на острове Окинава. Погибли 5 400 человек. Подводную лодку атаковали эсминцы и самолёты. Подводники насчитали 196 взрывов глубинных и авиационных бомб, но они благополучно добрались до базы.

По числу потопленных людей рекорд, если можно так назвать, принадлежит двум советским подводникам, Александру Ивановичу Маринеско, который 30 января 1945 года потопил лайнер «Wilhelm Gustloff», погибли 9343 человека, и Владимиру Константиновичу Коновалову, потопившему транспорт «Goya» 16 апреля 1945 года, погибли 6500 человек.

Как это ни странно, но об американских подводных лодках не так много опубликовано материалов. Трудно сказать, чем это вызвано. Американские потери на Тихом океане составили пятьдесят подводных лодок, что почти в два раза больше, чем они потеряли в Атлантике. Большую часть подводных лодок потопили корабли противолодочной обороны.

Американские подводники действовали смело и успешно. Из больших кораблей они потопили линкор «Congo», восемь авианосцев, несколько крейсеров и эсминцев. Они выпустили 14 748 торпед, добились 4790 попаданий.

В среднем, чтобы потопить один транспорт, американские подводники расходовали 13 торпед. Хочется отметить ещё одну деталь. Почти все потопления, о которых докладывали командиры подводных лодок, подтвердились. Возможно, это потому, что у американцев была хорошая аппаратура, позволявшая командиру представлять документальное подтверждение потопления.

После войны, когда в руки победителей попадали документы противника, порой выяснялись довольно неприглядные вещи, когда люди получали награды за несовершённые подвиги.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/27/1603

На снимке: фотография через перископ потопления японского эсминца