Cosimo Tura. Каллиопа

Алина Алексеева-Маркезин
       НЕОБЫКНОВЕННО КРАСИВАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ИЗ ФЕРРАРЫ КОЗИМО ТУРА.(1430-1495гг)Cosimo Tura .Каллиопа (др. название — «Весна»), 1460. Картина для Студиоло дворца Бельфоре, ныне в Лондоне.

          Совсем мало мы знаем об этом замечательном художнике.  Козимо Тура (итал. Cosimo Tura  ок.1430- 1495) – итальянский живописец, один из основателей феррарской школы живописи. Сохранилось очень мало его работ.Учился в Падуе, познакомился там с творчеством художников круга Скварчоне, Кривелли, Пахером, испытал сильное влияние Мантеньи и Пьеро делла Франческа. С 1460 работал при феррарском дворе д’Эсте, где создал эклектичный стиль с элементами поздней готики.
        Сохранились створки органа собора в Ферраре (1469) и полиптих Роверелла (1470—1474), в настоящее время разобранный и хранящийся в разных музеях.

    Картина Калииопа была написана для украшения  Студиоло дворца Бельфиоре  близ Феррары, принадлежавшего дому Эсте (сгорел в 1662 году). В 1447 году маркизом Феррары Леонелло д'Эсте  заказал цикл из девяти аллегорических картин с изображениями девяти муз, законченный уже при Борсо д'Эсте.

    Первым к работе был привлечён художник Анджело Макканьино  из Сиены, за ним последовал в 1449 году гуманист Кириак из Анконы, кисти которого приписывают изображение Клио и Мельпомены.

 Наконец, в документах об оплате Борсо д' Эсте между 1459 и 1463 годами упоминается важнейший представитель феррарской школы Козимо Тура.

    ТРАДИЦИОННО Муза Каллиопа — муза эпической поэзии.

      Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

       Каллиопа – мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения.

     Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках – стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

     На данной картине Козимо Тура отошёл от традиций.Здесь Каллиопа показана в образе Весны.
   
  Остальные музы тоже далеки от  традиционной иконографии. Например, Полигимния, традиционно муза торжественных гимнов, ассоциирована с сельским хозяйством. Та же иконография была повторена в капелле Муз и Свободных искусств (Tempio Malatestiano) в Римини.

Дворец погиб при пожаре 1662 года, и в настоящее время известно 8 из 9 картин, которые рассеяны по музеям мира.
      
            О Козимо Тура и его  картинах хорошо сказал В.Н.Лазарев Из книги:
В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972.

        "Он считал эту красавицу Венерой, а две едва различимые фигурки слева и справа от трона в нижней части композиции определял как Марса и Вулкана. Но кем бы ни была дама, не любоваться этой живописной сказкой невозможно.

        «Благодаря тому что Тура, в отличие от Пьеро делла Франческа, не передавал в своей живописи воздушной среды, двигающиеся фигуры на его картинах воспринимаются как бы внезапно остановившимися, более того — окаменевшими.
Эта прерванность мгновенно остановленного движения составляет особую прелесть искусства Туры. Она полностью соответствует и его твердым, как кремень, формам, которые по своей природе не могут раствориться в воздушной среде, и его густым, как эмалевые сплавы, краскам, не знающим тонких, постепенных переходов от одного оттенка к другому.

             И как колорист Тура не похож ни на одного живописца кватроченто. Его отношение к краске во многом напоминает нидерландских мастеров.
Несомненно он изучал произведения Рогира ван дер Вейдена и многочисленных нидерландских и французских миниатюристов, работавших в Ферраре. Как придворный мастер он имел также возможность видеть ежедневно роскошные костюмы из парчи, бархата и атласа, усыпанные жемчугами, алмазами и рубинами. Он знал, что через разноцветные шелка и камни заговаривают духов, что каждый цвет и камень имеет особое значение, свой затаенный символический смысл.

             Он мог легко составить себе представление и о сиянии красок витражей. Так обострялся и культивировался его прирожденный колористический дар. Среди красок Тура отдает предпочтение унаследованной от византийцев фиолетовой, светло-зеленой, густой лиловой, малиновой, розовато-красной, изумрудно-зеленой, золотисто-желтой, синей и синевато-стальной.

           Эти краски образуют холодную колористическую гамму, особенно под действием вневременного и потому абстрактного серебристого света, которым художник охотно пользовался. В красках Туры, подобранных с тонким вкусом, есть всегда что-то драгоценное».

            «Расцвет деятельности Козимо Туры падает на время правления герцога Борсо д'Эсте (1450— 1471). В эти годы художник был не только знаменит, но и богат. Напуганный болезнью, Тура составил в 1471 году завещание, в котором наказывал воздвигнуть за его счет церковь Козьмы и Дамиана и передать накопленные им деньги родственникам и беднякам Венеции.

               После смерти Борсо он оставался еще некоторое время придворным художником герцога Эрколе. Повидимому, преемник Борсо относился к Туре более прохладно. В 1486 году обедневший художник переехал жить в одну из городских башен, и в этом же году придворным мастером стал Эрколе деи Роберти.
Последние годы жизни Туры были омрачены болезнями и нуждою, и в 1495 году он умер, забытый даже теми, которые прославляли его в годы расцвета. А слава его была весьма громкой .

           В своем архитектурном трактате (1460—1464) Антонио Филарете ставит имя Туры рядом с именами Фра Филиппо Липли, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и Винченцо Фоппа, а отец Рафаэля, Джованни Санти, упоминает Туру в своей стихотворной хронике среди таких выдающихся мастеров, как Антонелло да Мессина, братья Беллини, Эрколе деи Роберти и Мелоццо да Форли».
/В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972./