Нравственность и религия. Необходимость...

Максим Гуреев
Нравственность и религия. Необходимость культурного симбиоза.


Прежде, чем разбирать данный актуальный вопрос и ответы на него, мы должны определиться с основными используемыми понятиями. На наш взгляд, под нравственностью целесообразнее всего понимать индивидуальные восприятие, переживание, понимание и интерпретацию моральных норм. Мораль же представляется, как правило, в её общественных характеристиках, оформляется в культурных продуктах коллективного разума, национального менталитета и т.д. Мораль – это всегда сфера идеала, касающегося рассмотрения диалектики добра и зла; нравственность – сфера непосредственной реальности, наглядного воплощения (частичного или максимально приближённого к цели), не-воплощения либо сознательного игнорирования эталона. Мораль – это mores, нравы; нравственность – это всегда НРАВ, конкретный, уникальный, полностью неповторимый. Мораль и нравственность не идентичны друг другу, хотя и очень тесно связаны между собой.

Что касается религии, которая на протяжении многих веков не мыслилась вне морали или без морали, то она, в силу этой характерной особенности, также являлась и – в преобладающем большинстве случаев – является продуктом именно коллективного творчества по сей день. Можно повернуть диалектику обоих общественных феноменов и другим боком – анализировать мораль как сферу, которая с первых дней становления культурного человечества была нерасторжимо связана с религией. Вторая точка зрения фиксируется в современном научно-философском дискурсе как преобладающая, однако нисколько, на наш взгляд, не умаляет значения первой. Религий внеморальных, если таковые есть вообще, гораздо меньше, чем пропитанных моральными основоположениями насквозь.

Мы не случайно сделали оговорку о том, что религия, немыслимая вне морали, является продуктом коллективного творчества в большинстве случаев, а не во всех. Дело в том, что глубинная философская рефлексия признанных отечественных и европейских мыслителей, начиная приблизительно с XVIII столетия, подводит творческую личность к осознанию того факта, что религия может носить в том числе и персональный характер, не детерминированный целиком и полностью сферой общественной, коллективистской морали. Посылки для этого вызревают ранее, в рамках борьбы классического католицизма и вызывавшего бурные споры учения Мартина Лютера, предложившего снять любое посредничество между Богом и человеком, в какой бы церковной форме оно ни выражалось.

Если религию, отталкиваясь от исконной этимологии, буквально трактовать как «поклонение» Богу или богам, их «почитание», то закономерно встаёт вопрос о том, что человек понимает под таковыми. Теизм, атеизм, пантеизм, монотеизм, политеизм и т.д. – всё это, так или иначе, формы и виды утверждения сакрального начала посредством мирского символического порядка. «Бог» – познавательная категория, на первый взгляд, весьма абстрактная, растяжимая и пространная, полисемичная и дискуссионная. Отвлекаясь от множества научных, философских, религиозных, бытовых и прочих трактовок, можно установить одно неоспоримое свойство этой категории: то, что мы пытаемся обозначить ею на вербальном уровне, всегда будет превосходить наше рациональное понимание природы вещей и явлений. Можно говорить о том, что часть никогда не сможет полностью познать целое (рефлексия средневековых схоластов); о том, что аргументы разума человека неведомы его сердцу (точка зрения Блеза Паскаля и других мыслителей); о том, что есть то, что невозможно измерить абстрагированной геометрической линейкой, и т.д., но факт остаётся фактом: Бог недоступен для человека на теоретическом уровне. Все формулировки так или иначе окажутся условными, символичными, прочерчивающими определённые пунктиры, но не отображающими исчерпывающую суть изучаемого объекта.

Исходя из нашего поля зрения, наиболее уместным представляется понимание Бога как того, что помогает индивиду самосовершенствоваться, становиться лучше самого себя, превосходить свои низменные инстинкты и страсти. Бог вовне или внутри – не суть на фоне их неоспоримой диалектики. Бог в каждом из нас точно так же, как Он и в каждом другом. Каждый из нас – Бог (поскольку является Творцом своей судьбы и несёт за неё ответственность, прежде всего, перед самим собой) и в то же время часть общего, объединяющего всех и вся Бога (поскольку ни один человек, изолированно от других, не способен объять Абсолютную Истину).



Читать полный текст публикации:

Гуреев, М. В. Нравственность и религия. Необходимость культурного симбиоза [Электронный ресурс] // Портал научно-практических публикаций. – Режим доступа: http://portalnp.ru/2015/09/2762. – Дата публикации: 02.09.2015. – [1,9 п.л.].