1992 Изгои

Быкова Маша
"Трудный возраст"-как говорят взрослые,но это всего лишь время,когда ребенок пытается занять свое место в этом мире людей.Он еще не стал стадом ,у него свои убеждения,которые не удалось сломить ни воспитателям ,ни учителям.Если его слишком прессуют или недолюбливают в семье,школе-рождается открытый протест.И таких подростков ,как правило называют трудными.
Дети с особенностями развития,для всех -просто "инвалиды-калеки" испытывают те же переживания,что и их здоровые сверстники,но только все острее,"ближе принимая к сердцу".Если здоровый ребенок просто расстроен или обижен ,то больной хочет выть,кричать,что есть сил.."Ты калека" -пожизненный приговор.В 13 лет ,когда начинается буйство гормонов,хочется любви и полета..и ожидания чуда - этим деткам хочется пить и я думаю,вы понимаете ,что это не вода..В 90-е они одевали на голову пакет с клеем "Момент",мозг отключался..Нет они не были слабохарактерными и пустыми, им наоборот хотелось жить и они искали другую реальность,там у них были и ноги и руки..
Девяностые -особенно тяжелые года были для меня ,умер дед, а он  был наш кормилец -  даже на пенсии , тяжело больная бабушка , замученная, отстраненная на  "своей волне" мать и голод..Тогда уехать из дома было для меня словно праздник , можно сказать ,что каждый отъезд из дома был таковым..Из мира здоровых я погружалась в мир больных детей и всюду я была "чужой". В мире здоровых я не могла наравне играть с детьми в дворовые девчачьи игры , например , " Резиночки", правда пацанские "казаки разбойники" и путешествия по заброшкам мне были больше по душе. В мире калек -я так же не была "своей"-для них я была "здоровой".У меня же были и руки и ноги и я могла чисто говорить, меня не беспокоил тремор или тетрапарез с бегущей слюной . Моя болезнь не бросалась явно в глаза.
Впервые я оказалась в столице ближе к вечеру . Мать со скандалом , как обычно - выбила место в привокзальной гостинице . Она находилась на втором этаже Павелецкого вокзала . Там сидела такая бабища с начесом , как из советского фильма . И говорила - Мест нет . Понятно , кто давал ей деньги - места были . Мать трясла перед ней моей санаторной картой и моими диагнозами , пыталась давить на жалость , грозила . Вообщем нас поселили в комнате на 4 х человек . Меня как бы она везла в Калугу , но почему то мы два дня ночевали при вокзале .
Запахи нового пространства это наиболее яркие впечатления для меня . Москва -это запах метро . Как только открылись передо мной входные двери здания с большой буквой эМ - меня накрыл этот неповторимый запах движения механики . Он был не на что не похожий , поэтому вводил в странное состояние . Мои круглые глаза , наверное , стали еще круглее и больше . Атмосфера подземелья пугала , завараживала , но было любопытно .
Мы вышли в районе Арбата , с собой у меня были кое какие деньги . Я начала собирать их по копеечке , когда мне мать сообщила , что повезет меня в санаторий - интернат . А еще я заработала рублей 10 , не помню точно . Я продала своего друга.
 У меня была любимая игрушка -Клоун . Я испытывала к нему особое чувство . Голова у него была из материала как у обычной куклы , только в гриме . Такой добродушный человечек без возраста - с нарисованной улыбкой . На нем была разноцветная кепочка из под которой торчали пушистые рыжие волосы . Тело его было тряпичным , мягким и теплым . Он был единственной дорогой вещью у меня , которою был шанс продать , чтобы выручить немного  " денег на дорогу ". В то время существовали рынки - " толпучками  " ,  "толпой "  их называли. Ранее это были  "блошиные рынки ". Люди продавали там всякую всячину и новые тряпки из за бугра и старые пылесосы и пряники и прочее .
Я встала рано утром , завернула своего клоуна и поехала на рынок .Была ранняя зима и снег только выпал , но мороза особо не было . Я  несколько раз обошла рынок , прежде чем встать возле тетеньки с цветами и с носками . Перед этим  я нашла маленький коробок , на который положила своего друга . Не прошло и получаса , как подошла такая крупная эффектная женщина и спросила - Сколько Он стоит ?
- 10 рублей .
Она не раздумывая протянула мне деньги и сунула моего клоуна в пакет . Я смотрела вслед как она удалялась с ним . Я радовалась тому , что у меня получилось заработать . Дорога в Москву в моих мыслях затмевала все . Спустя время , я очень жалела о своем поступке .
Деньги ушли на всякую ерунду - жевательную резинку со вкусом апельсина , мармелад и карты .
И вот мать привезла меня в Подмосковье-санаторий-интернат  Калуга-Бор. Типичная советская постройка ,такая же как была и в Павловске,но палаты ,естественно, были раздельные и небольшие-всё же дети уже взрослые.Я подружилась с Оксаной -красивая девушка с густыми пепельно русыми волосами ,огромными голубыми глазами , маленьким гордо вздернутым носиком и ровными красивыми губками бантиком..Все было в ней прекрасно кроме правой руки..Её не было,вместо нее торчал небольшой отросток или маленькая ручка-годовалого ребенка.Она сказала,что от удара ее рука перестала расти в младенчестве..Она ненавидела её и каждый вечер пыталась ее сжечь с помощью плойки для волос,жгла..чувствовала боль,но смотреть на культю ей было больнее.Мы понимающе наблюдали..и ждали ,когда она у нее отвалится,следы от ожога она прятала,пока её замысел не раскрыл персонал,ее увезли ,то ли родители забрали,если они у нее были,то ли отвезли в психушку.Среди детей-инвалидов там много было брошенных детей,которые не знали дома.Детский дом-санаторий-интернат-психушка или дом престарелых(он же концлагерь мирного времени)их удел..
Дети вели  себя обычно,ругались,дружили  между собой ,причем в отделении не существовало разграничений -мы все были вместе и Дауны и Дцпешники и прочие мученики.
Но я знаю точно,что иногда -оставшись один на один со своими мыслями-не хотелось жить,не хотелось быть инвалидом.Потому ,что инвалид-это изгой , которого государство отгородило от общества с помощью интернатов,больниц ,домов престарелых.Почему видя больного человека на улице - в коляске он или просто еле передвигается , потому что у него тетрапарез и  если он нечленораздельно мычит при этом , то у нас народ оборачивается ,словно невидаль какая то,дичь-тычет пальцем и говорит обидные слова?
У меня ,слава Богу, заболевание было не настолько серьёзным,чтобы сказать про меня -полный инвалид,но проведя значительную часть детства среди тяжелых,особенных детей -я тоже считала себя одной из них..Они мне были ближе чем здоровые.
Тем летом в Калуге я познакомилась с Ромой.Интересный смуглый  мальчик,калмык по национальности.У него было сильное поражение ног,они были полностью парализованы,передвигал он себя с помощью костылей,тем не менее пользовался у всех девчонок популярностью..у меня было много соперниц.Первая- Ира,красивая блондинка,то что она с трудом ходила и  практически не говорила,лишь нечленораздельные звуки,которые с трудом можно было разобрать -не уменьшали ее шансы..я тихонько ее недолюбливала из за того,что она была хорошо одета -по последней моде -на ней были зеленые лосины..Дети такие дети -всегда найдут чему завидовать..Бедная девочка Ира,а я маленькая злобная тварь , украла у нее красивый ободок - бархатная косичка с наклеенными стразами. Почти корона . Я потом без зазрения совести носила его в школу в Воронеже и чувствовала себя королевой .  Я посчитала , что у нее и так много всего , а у меня нет ничего  . Если бы было можно вернуться в прошлое, одно из первых дел, которых бы я сделала - я  вернула бы ей ее вещь.Не понимаю откуда это во мне было - взять чужое .
 По вечерам Рома  ждал меня на балконе в фойе , который выходил в сторону соснового бора . Я приходила,когда он уже был там и сидел на зелёном диванчике из кожзама . 
Он был компанейский и веселый парень ,смешил меня.
-"Маш,а ты умеешь целоваться?"
-_" Ну да конечно,что здесь такого,особенного."
В этот момент ,я вспомнила,свой первый поцелуй в 11 ,там в Воронеже -весной 89 года.Он потянулся ко мне ,держа мои руки в своих..у него были такие мягкие руки..и я узнала,что такое "французский поцелуй" ,от неожиданности я даже вскрикнула , испугалась.Сижу такая с полуоткрытым ртом и думаю про себя ,что же он там ищет? -у меня во рту своим языком , а вдруг он найдет там у меня дырку или еще что нибудь..Ах какая большая паутина на потолке,и куда делся паук,в моей голове пронеслись сотни мыслей..
Однажды мы гуляли по территории ,он передвигался с большим трудом ,ему было достаточно тяжело передвигать свое  тело, а я старалась красиво вышагивать ,чтобы производить на него впечатление. На мне были плотные старые джинсы с платком вместо пояса и темно синяя майка в обтяжку.Худобой я не страдала, поэтому все вытекающие из сего- формы имелись с избытком. Мне все время приходилось останавливаться,так как не попадала с ним в один темп.Он старался не показывать вида,насколько ему трудно . Метрах в пяти от нас шел Андрей, приятель Романа и грустно смотрел нам вслед .С Ромой мы  обменялись адресами,я просила чтобы он прислал мне своё фото. Через несколько месяцев ,когда я была уже дома,я получила от него письмо,а в нем была фотография.На ней я увидела мальчика лет семи,меня это так огорчило,тогда я решила,что он попросту посмеялся надо мной.Порвав фотку я смыла ее в унитазе.Спустя годы до меня дошло -это было ,видимо, его лучшее фото,сделанное в салоне,остальные -это общие фотографии в больницах. Эгоистичная ,бесчувственная девочка..
У Ромы было два друга Андрей и Слава . Андрей -нереально красивый и добрый молодец.У него были чуть длинные русые волосы и они были то ли обесцвечены или просто выгорели на солнце ,но эффект был красив,как у Голливудских киноактеров.Его взгляд был открытым и чистым и глаза были такого небесно-голубого оттенка и смуглая кожа.Он почти не говорил,только смотрел..В его взгляде можно было прочесть что он чувствует и очень глубоко и страдает.Обычно он носил красную клетчатую,модную рубашку,слегка распахнутую и синие джинсы.Спустя время я поняла,что нравлюсь ему..но мое сердце выбрало Рому .Заболевание Андрея заставляло его молчать и быть скромным,поэтому такой популярности как Роман он не имел.Хотя у него тоже было сердце..
Слава был "шпаной",коротко  стриженые волосы и длинная  обесцвеченная  челка.Его ноги были согнуты в коленях и не разгибались,поэтому казалось,что он маленький,хотя был самый старший. У него так же диагноз был Дцп как и у Ромы. Он всегда был инициатором разных"кипишей"То насобирает за территорией бычков ,притащит и мальчишки убегали(убегали конечно сильно сказано,но в душе то бежали) курить,а я с ними за компанию,чтобы побыть рядом с Ромой-лишний раз и просто почувствовать вкус -свободы..Однажды Слава сказал-"не кури -тебе это не идет".вот до сих пор и не курю.Он любил рассказывать истории о своей жизни на" свободе"-дома,о том как он с ребятами нюхал клей и что родители его пьют.

За территорией метрах в пятистах находился гастроном для дальнобойщиков ,так как домов там в общем то рядом не было ,а была трасса. И вот мы  по тихому сбегали туда ,находя в заборе дырки.Назначался кто то один-ответственный и быстро ходячий ,ему все скидывались,покупали в принципе все одно и тоже..но больше всего нам хотелось чипсов и соленой мойвы к пиву..Чипсы были такие длинные пластиночки в картонной коробочке,почему мойва и чипсы ? ,потому что осточертело есть все больничное-паренное варенное,пиво пили в основном парни.
На окраине территории санатория стояла избушка-такой деревянный старый сруб,на окошках висели ажурные вышитые занавески,кто там жил ,я не знаю,но перед домом росло несколько яблонь.Красные ,ароматные яблоки лежали на земле и так хотелось их поесть ,согнувшись мы потихоньку залазили туда и чувствуя себя великими преступниками набирали яблоки ,их вкус до сих пор в моей памяти.Мы боялись ,что нас обнаружат,прятались-казалось внутри живет некто очень злобный.Думаю тот кто жил в этом домике прекрасно знал о нашем воровстве и закрывал на него глаза из милосердия..
Читая сейчас статьи о том ,что ртуть чрезвычайно токсична и нужно вызывать службы спасения ,если не дай Бог разобьётся градусник,вспоминаю ,как тогда в Калуге мы воровали градусники с поста и били их сами в палате ,чтобы добыть "драгоценный" металл .С его помощью мы превращали тусклые,бывалые  монеты в красиво блестящие ,новенькие словно со сказочных иллюстраций про сокровища пиратов.
Была там у меня еще подруга Мариам,мы все звали ее "Марианна",как раз шел тот сериал.Это была чернокожая девочка, для меня это  был первый чернокожий ребенок,которого я увидела в реале.Высокая ,худая с длинными руками и большими пальцами ,она была шоколадная,а ладошки почти белые.Будучи студенткой ее мама познакомилась со студентом из какой то Африканской страны,теперь и не вспомню какой,но тогда вернувшись домой ,помню искала ту далекую страну на карте ,про которую она рассказывала, так вот у нее в Москве старший брат-юрист  и сестра София ,а папа вернулся на Родину..С виду абсолютно здоровая ,поэтому испытывала на себе двойную злость от детей.Что то было в ней неуловимо дикое  от природы ,африканская стать.Не говоря уж про её характер,видимо веками вырабатывался этот ген - ген гордости за свой род ..Глупый мальчишка обратился к ней сказав:
_"Эй черножопая,рабыня -иди протри мои ботики.."
За что тут же получил туфлей по лбу,да так что каблук пробил кожу до черепа.Вот это я понимаю-постоять за себя..За это я ее зауважала.