Диалог на камне

Владимир Марченко 2
Возможен ли  диалог между двумя непримиримыми врагами? Возможно ли такое?  Чтобы избежать непосредственного контакта, люди во все времена пользовались посредниками, послами.
В более древние времена, на камнях в приграничной территории наносились надписи и изображения, понятные обоим соперникам.
На одном из таких камней имеются изображения. Приведём его описание.
« … На массивном камне высотой более двух метров выбито изображение всадника в пластинчатом панцире, с боевым топором за поясом. На правой руке всадника сидит на привязи (изображены свисающие концы веревки) длиннохвостая птица, левой рукой удерживаются поводья узды. Круп лошади покрыт ковровой попоной, седло отсутствует, всадник сидит, свесив ноги, вплотную к шее коня. Конь высокий с длинной шеей, маленькой головой и поджарым крупом. Справа и выше всадника - руническая надпись длиной 75 см, высота знаков до 17 см. Отчетливо прослеживаются три знака, еще 5 знаков повреждены...»
Перевод этих знаков таков: Моё мужское имя Адык (Медведь). Десять стрел...
Как были обнаружены эти надписи?
«...В 1998 и 2000 гг. кыргызские археологи Кубат Табалдиев и Ораз Солтобаев в ходе археологических работ в Кочкорской долине (Центральный Тянь-Шань) обнаружили новую группу рунических надписей на камнях-валунах. К настоящему времени открыто восемь памятников с девятью текстами разной степени сохранности...»
«...Кочкорская долина насыщена погребальными и поминальными памятниками древне-тюркского времени (VI-X вв.), в исследовании которых основная заслуга ныне принадлежит К. Табалдиеву...»
Предположение о том, что на этом камне запечатлён диалог, возникло при рассмотрении надписи. Одна часть надписи была выполнена точечной набивкой, а другая была сплошной. 
Почему знаки отличались? Тогда мы и предположили, что части надписи принадлежат разным системам письма!

Часть надписи с точечной набивкой читается, как этрусские слоговые знаки:             И се орци: - Лсь лово ловко ца! (И так кричит: - Лису лови ловко, ну-ка!) 
Другая часть, со сплошной набивкой, читается, как пиктограммы:               
То паков аргот, то ртососе: - То вор кот даст ело гусе, то ини, рогот! (То грязному арготу говорю: - Если вор, кот станет есть гуся, то умрёт, рогатый!)
Здесь явно указаны тотемные животные авторов: кот и лиса, а также священная птица — гусь!
Надписи в Кочкорской долине, считают исследователи, выполнены тюркской руникой. По одной этой надписи трудно судить о принадлежности остальных письменных памятников авторству скифского, тюркского или монгольского племени.
Удобное расположение Кочкорской долины вблизи Шёлкового пути, не давало покоя многим, поэтому обилие надписей различного толка свидетельствует о том, что хозяева менялись тут часто...
Иллюстрация и материалы статьи: Кляшторный С.Г. Древние рунические надписи на центральном Тянь — Шане.
25.04.2017