Жены декабристов

Дина Новая
                Жены декабристов
                (Мой кумир)
                Сценарий
                ЭКСТ. ХРАМ. СИБИРЬ.               
                Урик. Зеленый косогор. На вершине церковь. Внизу – приближающаяся свадебная процессия. У входа стоит молодая женщина – Наша современница.  В ее руках букет полевых цветов.   
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
Что за чудо эта церковь. Попробуем войти в нее, подышать ее столетним воздухом, прикоснуться к памяти и, может быть, время будет щедро к нам и приоткроет свои тайны,   и страницы истории  вновь оживут.
Она пропускает вперед невесту в белом с тонким лицом и черноволосого юношу, жениха.
Жених и невеста неторопливо поднимаются по ступеням храма. У невесты в руках цветы. Входят в церковь.
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
Войдем вслед за ними и мы.               
                ИНТ. ХРАМ
В церкви полумрак. Горят свечи. Служба. В углу женщина на коленях молится в узком черном платье, шаль накинута на плечи, рядом с ней мальчик лет шести. Мальчик озирается по сторонам и вдруг выбегает. Молодая женщина поднимается, спешит за ним.
                ЭКСТ. ХРАМ
 Зеленый пригорок покрыт цветами. Выбегает молодая женщина, подхватывая на бегу шаль.
                МАРИ
 Миша, куда же ты? Подожди, не так быстро.
За ней несется колокольный звон из церкви. Миша подбегает к ней с красным букетом цветов. Он протягивает их ей. Волконская подхватывает его на руки, кружится с ним и холм кружится вместе с ними.
                МАРИ
Миша мой! Радость моя!
Цветы рассыпаются из его рук красными каплями. Она прижимает его к себе, опускает на траву.
                КР.рука с Цветами
               ЭКСТ. КЛАДБИЩЕ
На могильную плиту опускаются несколько цветов рукой Нашей современницы. Она счищает опавшие листья с мраморной плиты.
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
 Волконский Николай (1826-1828). Ее любимый Николенька.
Гранитное надгробие все почернело, выбитые строки на нем кое-где стерты, но все же строки эти живы. Это стихи Пушкина:
                В сиянье, в радостном покое,
                У трона вечного творца,
                С улыбкой он глядит в изгнание земное,
                Благословляет мать и молит за отца.
               СР.ПЛ. У ОГРАДЫ
               НАША СОВРЕМЕННИЦА (читает письмо)
Отец  Волконской, Николай Николаевич Раевский писал дочери в Читу:
«Хотя письмо мое, друг мой Машенька, несколько заставит тебя поплакать, но эти слезы будут не без удовольствия; посылаю тебе надпись надгробную сыну твоему, сделанную Пушкиным; он подобного ничего не сделал в свой век. ... Это будет вырезано на мраморной доске».
Боль ее, Николенька, незаживающая рана в сердце матери.
                ИНТ. ЭРМИТАЖ (стук шагов)
Наша современница  вместе с остальными посетителями идет вдоль галереи  портретов  героев 1812 года.
               НАША СОВРЕМЕННИЦА
Сразу после восстания декабристов портреты многих героев были вынуты из рам «Военной галереи»  Зимнего дворца.
                ГОЛОС (за кадром)
            ...Толпою тесною художник поместил
                Сюда начальников народных наших сил,
                Покрытых славою чудесного похода,
                И вечной памятью двенадцатого года.
                Нередко медленно меж ими я брожу
                И на знакомые их образы гляжу,
                И мнится, слышу их воинственные клики.
                Из них уж многих нет: другие, коих лики
                Еще так молоды на ярком полотне,
                Уже состарились и никнут в тишине
                Главою лавровой.
                ИНТ. КАМЕРА ПЕТРОВСКОГО ЗАВОДА
Стук шагов часового за дверью. В камере – друзья Волконского. Горят свечи.
Кто-то спиной сидит за клавикордами. У бюро – С.Волконский с раскрытым журналом.
Ма рия – в углу с шитьем. А кто-то читает стихи:
                Старшая дочь в семействе славяна
                Всех превзошла величием стана, -
                Славой гремит, но грустно живет;
                В тереме дни проводит как ночи,
                Бледно чело, заплаканы очи,
                И заунывно песни поет.
                МАРИ
Браво, Александр! Что бы делали здесь без нашего Одоевского.
Она бросает шитье, подходит к Александру.
                ОДОЕВСКИЙ
Нет, господа, что бы мы делали без нашего Феодора Феодоровича!
Он с улыбкой кладет руку на плечо человека за клавикордами, Федора Вадковского.
                МАРИ
Позвольте, господа! Я не раз уже говорила, ваши стихи достойны восхищения. Но повести, так называемого Белкина,  - нет ничего привлекательнее и гармоничнее этой прозы. Не откажи, Сергей, прочти несколько строк на свой выбор.
                ВОЛКОНСКИЙ
«Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: Vive Henric Quatre, тирольские вальсы и арии из Жоконда. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество!»
                КР. ЛИЦА ДРУЗЕЙ
Слава первому поэту России!
Vivat!
Ура!
                ОФИЦЕР
Разойтись по камерам. Потушить свечи.
Тушатся свечи. Все медленно расходятся. Стук железных дверей. Остается одна свеча.
                НАША СОВРЕМЕННИЦА (стоит у бюро)
«...Повести Пушкина, вот что в настоящую минуту занимает Петровск или, вернее, его заключенных».  Из письма Марии Волконской.
Задувает одну зажженную свечу.
                ЭКСТ. АНИЧКОВ ДВОРЕЦ. НОЧЬ
Фейерверк на фоне дворца, который как в сказке внезапно вспыхивает светом.
Вдоль набережной подъезжают к дворцу кареты. Внизу катанье с горок, веселье, смех .
Собираются приглашенные, причем все в костюмах времен Павла 1. Парики, кринолины, накидки,  маски. Доносится музыка из дворца.
По набережной идет - Наша Современница.
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
Сегодня придворный маскарад в костюмах времен Павлв 1. «На эти вечера приглашалось особенное привилегированное общество, которое называлось в свете: la societe d,Anitchkoff.» Так писала «Русская старина».
И тоже устремляется вслед за ними во дворец, она в костюме и маске.
Кто-то проходит,  одетый в костюм младенца. Группа - впереди два скомороха, за ними старик лет 80ти. Из кареты выносят под руки 90-ю графиню в пудреном парике и кринолине.
Еще какой-то фургон подъезжает с мальчиком на запятках. Из нее выходит довольно бедно одетый красивый молодой человек с длинными волосами. Его любезно встречает какой-то седой генерал.
 Одна из дам отрывает маску от лица в сторону. Это -  Наша современница.
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
Кажется, этот бедно одетый молодой человек поэт Нестор Кукольник, а рядом с ним генерал Бенкендорф.
В этом кругу оканчивалась обыкновенно масленица, и на прощание с нею завтракали, плясали, обедали и потом опять плясали.  (Проходит между масок)
                БЕНКЕНДОРФ
В вас горит истинный талант, Нестор Васильевич. Такие рукоплескания никогда еще не потрясали  стены нашего театра. «Рука Всевышнего» это истинно патриотическая пьеса.
                КУКОЛЬНИК
А слышали эпиграммку Пушкина, хотя говорят, он и не был на спектакле:
                Рука Всевышнего три чуда совершила:
                Отечество спасла,
                Поэту ход дала,
                И Полевого загубила.
Они скрываются в толпе ряженых.
                ИНТ. ДВОРЕЦ. ЗЕРКАЛО
По широкой лестнице поднимаются маски, раскланиваясь, обмениваясь репликами. Отражаются в зеркале. Дамы поправляют прически и платья. Отпускают колкости.
- Ермолова и Курваль всех хуже одеваются.
- Жена умного поэта и убранством затмевает других.
- Бедная! Она так молода, а он такой ветреный, такой безнравственный...
- Я уверен, что Пушкин очень сердится за свой малый рост.
                ГОЛОС (за кадром)
                О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
                Жрецы минутного, поклонники успеха!
                Как часто мимо вас проходит человек,
                Над кем ругается слепой и буйный век,
                Но чей высокий лик в грядущем поколеньи
                Поэта приведет в восторг и в умиленье!               
 
ЭКСТ. ВОРОТА ПЕТРОВСКОЙ ТЮРЬМЫ. ЛЕТО
Наверху на холме, напротив въезда в ворота Петровской тюрьмы, сидит на камне - Наша современница, в руке она держит томик «Записок» М. Волконской. Читает из книги.
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
«Тюрьма мало-помалу пустела; заключенные, срок которых кончался, уезжали, увозя с собой сожаления о тех, которые оставались».
Из ворот Петровской тюрьмы показываются повозки с поселенцами и скарбом, звенит колокольчик.
Звучит песня на стихи К.Рылеева
                Ах, где те острова,
                Где растет трын-трава,
                Братцы!
                ................................................
                Где с зари до зари
                Не играют цари
                В фанты.
                Где Булгарин Фаддей
                Не боится когтей
                Танты.
Вот на дороге, оставляя пыль за собой показались солдаты, навстречу им одна за другой проехали три повозки с ссыльными. На каждой солдат и фельдъегерь.
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
А эта Петровская тюрьма, построенная не без участия самого Николая 1, она сгорит в 1866 году.
Она поднимается с камня, смотрит на дорогу.
Из последней повозки слышны голоса детей Волконской, Миши и Нелли.
                НЕЛЛИ
Мамочка, пошто у меня Мишель куклу забрал?
                МИША
А вот найди, тогда отдам. Ябеда!
                МАРИ
Нелли, опять это твое «пошто».
                ВОЛКОНСКИЙ
Что за маленькая сибирячка у нас растет.
                НЕЛЛИ
Это НОНО кукла, все равно не отдам.
                МАРИ
Не ссорьтесь!
   По дороге идут две крестьянские бабы в платках, крестятся на проезжающие повозки.
                1БАБА
И за что таких хороших людей ссылают?
                2БАБА
Евон и детишки малые...
                1БАБА
Помогай им бог, добрые люди.
   Повозка проезжает вдаль. Нелли машет назад рукой.
По безлюдной дороге звон колокольчика, цокот копыт. Звучит голос. Волконская, прикрыв глаза, вспоминает.
                ГОЛОС (за кадром) 
Я хочу написать сочинение о Пугачеве. Я отправлюсь на места, перевалю через Урал, проеду дальше и приду просить у вас убежища в Нерчинских рудниках.
                ГОЛОС (ВОЛКОНСКОЙ)
ОН написал свою прекрасную книгу, которая привела всех в восхищение, но в наш край так и не попал...
Она прикрывает глаза, повозка скрывается за поворотом. Звучит заунывная протяжная песня.
ЭКСТ. ПЕТЕРБУРГ. МУЗЕЙ НА МОЙКЕ, 12
Наша современница проходит вместе с экскурсией. Останавливается у книжной полки. 
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
Запись в дневнике Пушкина за февраль 1835 года. – Она с раскрытой книгой в руке.
«С Генваря очень я занят Петром. На балах был раза 3, уезжал с них рано. Придворными сплетнями мало занят. Шиш потомству. В публике очень бранят моего Пугачева, а что хуже не покупают. ..Уваров большой подлец.»
Наша современница делает пропуск в записи.
«Он не соглашается чтоб я печатал свои сочинения с одного согласия Государя».
Наша современница захлопывает книгу. Идет дальше через гостиную по музею.
                НАША СОВРЕМЕННИЦА
А теперь к Смирдину, на чашку шоколада.
                Коль ты к Смирдину войдешь,
                Ничего там не найдешь,
                Ничего ты там не купишь.
                Лишь Сенковского толкнешь.
                Иль в Булгарина наступишь.
Так что помните, Пушкин смеется.
   Уходит дальше вместе с экскурсантами из музея.