Матрёшка

Поляков Лёша
     Сашок поднял голову и стал смотреть вверх. Небо было скрыто падающими крупными снежинками. Их было очень много и они возникали из ниоткуда. Удивившись, Сашок надел очки и снова уставился вверх.  Теперь к прежней картинке добавилась  странная особенность: в вышине, где возникали снежинки, Сашок заметил движение снега не только вниз, но и куда-то в сторону. Получалось, что бесчисленные снежинки разделялись на два потока: один вниз – на Сашка, другой –параллельно земле.
     Вздохнув, от понимания, что это не чудо, а просто ветер легко, как шулер, тасует белые комочки  снежной колоды и раздаёт их неведомым игрокам, Сашок закрыл дверь баньки и направился в крохотную парную.
     Однако, чудеса, которых всегда хотелось Сашку, начали неожиданно проявляться.
 Первым был неприятный шумок, появившийся при ходьбе. Сашок заметил его, когда шёл от своего садоводства к электричке. Каждый шаг сопровождался глухим звуком, напоминавшим немного шум от хорошо смазанных уключин при работе вёслами.
     Легко догадавшись, что источник звука – это шарнирные коленные соединения, Сашок немного испугался, он впервые услышал эти мягкие лёгкие внутренние шумы, хотя был взрослым, и не старым.
     Сашок задумался, и тут обнаружилась вторая чудесная непонятка: он не мог представить себе список вероятных причин появления шума изнутри. Вместо привычных, пусть неразумных вариантов, которые всегда во множестве появлялись в его голове во время размышлений, он ощутил абсолютную неспособность ощутить хотя бы одну причину достойную для анализа.
     Сашок остановился и закрыл глаза, пытаясь сконцентрировать внимание в нужном направлении.  Однако вместо привычной темноты, всегда сопровождавшей Сашка при закрытых глазах, он вдруг увидел, что находится в пустыне, ровной как поверхность моря при штиле и не содержащей ничего кроме желтоватого песка. Во все стороны – пустота: ничего и никого. И солнца, жгущего, как говорят, - тоже не было.  Сашок испугался и открыл глаза. Привычная реальность обступила его со всех сторон, как ни в чём ни бывало.
     Немного придя в себя и, ощущая любопытство,  Сашок снова закрыл глаза. Опять та же пустыня, правда, волны на песке стали немного рельефнее, и освещение чуть изменилось.
     Сашок пошёл по пустыне куда глаза глядят. Идти было не трудно, но неинтересно: ничего вокруг не изменялось, ничего нового не возникало. Сашок, как-то автоматически задумался о шуме изнутри себя, который он начал слышать, и который здесь, в пустыне – не ощущался.
     По-прежнему ничего толкового не придумывалось, но невдалеке вдруг возникли груды каких-то бесформенных предметов. «Ничего себе … свалка, невесть откуда взявшаяся»  сказал сам себе Сашок и направился к ней, но предметы вдруг растаяли, как будто их не было.
     Саша вспомнил про миражи и стал вытаскивать из памяти сведения об этом явлении.  Что-то, кажется, из-за преломления света в воздухе – вспомнил Сашок и тут же увидел отрезок прекрасного шоссе длиной метров в десять. Опять удивление и неосмысленное созерцание бестолкового кусочка асфальтового шоссе. И опять всё быстро исчезло.
     Но Сашок уже ухватил причинно-следственную связь между миражами и его попытками думать или вспоминать. Миражи – здесь не от преломления света, а от его ментальных усилий. И, похоже, сама пустыня – это его, Сашка, внутреннее пространство для мыслей. Пустынность окрест Сашка подтверждала его давнюю догадку, что с мыслями у него не всё порядке: они не созидались постепенно: деталька – к детальке, подобно построенным Сашком домику, баньке и сарайчикам на его дачном участке, а возникали из ниоткуда уже готовыми и также вдруг исчезали, если Сашок их браковал.
     Сашок попробовал думать на разные темы и вскоре определил интересную закономерность. Если он пытался представить себе формулы из естественных наук, то возникающие миражи были «мёртвыми механизмами»: появлялись кубики Рубика, школьные пеналы, фарфоровые сервизы  и т.д. 
     Если же усилием Сашка были гуманитарные понятия, например; любовь, благородство, предательство - то появлялись живые существа: бабочка, верблюд, паук, которые сразу же пускались наутёк и быстро исчезали из поля зрения.
     Сашок рискнул попробовать представить себе то, что он никогда не понимал: есть ли граница у пространства,  существует ли где-нибудь место без времени, чем объясняется гравитация, …
     Результатом случилась музыка. Она была величественна и красива. У звуков не было источника: весь объём пустыни заполнился прозрачной негромкой гармоничной музыкой, которая не поддавалась анализу.  Чувствовался восторг и преклонение перед гениальным творцом удивительной музыки.
     Музыка навеяла Сашку сомнение: существуют ли в действительности идеи, отвлечённые понятия, абстрактные сущности, которые могут управлять жизнью людей. Или же всё в мире – это отдельные конкретные объекты, часть которых, а именно люди, обладают способностью выбирать оптимальные варианты поведения. Т.е. люди не связаны с абстрактными идеями и не служат им, а используют их в практических целях.
     Вдруг кто-то Сашка толкнул, и он, падая, открыл глаза. Передним стоял его знакомый схвативший его в свои объятья.  Сашку было неудобно уклониться от приятеля, проявившего бурную радость при встрече. Через час-другой Сашок, уже изрядно пьяненький вырвался от гостеприимного и жизнерадостного друга и направился к своему дому. 
     Ночью Сашка посетил удивительный сон.  Злой волшебник на щите, которого был герб с грозным именем - Кагор, преследовал убегавшего и прятавшегося в городских дворах и парадных Сашка. Кагор был очень могучим, он не искал укрывшейся жертвы, а просто полностью разрушал дом за домом.
     Испуганный Сашок метался по всему городу, пока насмехающийся демон не разрушил последний дом.  Спасаться дальше было негде, и Сашок приготовился к смерти.
     Вдруг что-то случилось, появился мягкий свет, как будто взошло солнце, но небо оставалось пустынным. И вдруг лежащий в прахе город восстал, восстановился в прежнем своём обличии. Демон – пропал. Сашок чудом спасся.
     Проснувшись, он пытался понять свой сон и не смог. Впрочем, голова Сашка была тяжёлой, а всё тело – ватным от вчерашних возлияний.
     В соответствии со своей ролью в сценарии Жизни, Сашок пошёл на работу и, к своему удивлению, благополучно отработал весь день.
     Возвращаясь после работы домой, Сашок  встретился с ещё одним необъяснимым явлением. Вначале он  почувствовал какую-то скрытую угрозу.  Откуда она исходила было непонятно и Сашок начал внимательно рассматривать привычные  декорации его городской жизни.
     Постепенно ему открылась ужасная истина: это был не его город. Всё  изменилось. Теперь он видел  множество красивых высотных домов, первые этажи, которых были шикарными магазинами с прекрасными залитыми ярким светом витринами и залами.  Саша вошёл в один  магазин,  и изумился недоступному для него уровню цен: перочинные ножики, перед витриной с которыми он задержался, стоили больше его месячной зарплаты.
     Людей в магазинах и на улице было мало, и все они выглядели отчуждённо, как персонажи из разных пьес, которым не суждено общаться. Машин на улицах было намного больше, чем хочется любому разумному человеку и все они производили впечатление, что участвуют в какой-то глупой,  бесконечной и потому бессмысленной гонке.
     Весь город был красив, но настолько чужд, что Сашок  испытал безысходную тоску и страх. Он сел на ближайшую скамейку в маленьком парке и закрыл глаза, чтобы не видеть чужого города и оказаться в родной пустыне.