712 Как строили Свирепый 1 Сетевой график 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 712. Калининград. Дивизион-экипаж БПК «Свирепый». Как строили БПК «Свирепый». Часть 1. Сетевой график. 30 июля 1972.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Калининград. ПСЗ «Янтарь». БПК «Свирепый». Корпус корабля пр.1135 на стапеле «Буревестник» в заводе «Янтарь». 1971 год. Строители первых БПК пр.1135 типа «Буревестник» - работники Калининградского ПСЗ «Янтарь». 70-е годы XX века. Главнокомандующий ВМФ СССР, Адмирал флота Советского Союза, С.Г. Горшков и создатели БПК пр.1135 типа «Буревестник» на Калининградском ПСЗ «Янтарь». Лето 1971 года.


В предыдущем:

В праздничный воскресный вечер 30 июля 1972 года на новостроящемся БПК «Свирепый», стоящим у заводской стенки в Калининградском ПСЗ «Янтарь», практически не было абсолютно трезвых моряков, но при этом все мы были удивительно трезвомыслящими, особенно я, потому что, почему-то, спирт меня не «брал»…

Может быть потому, что мне мало наливали? Не помню…

Зато я помню разговор в малом зале столовой личного состава БПК «Свирепый» командира БЧ-5, капитан-лейтенанта Валерия Николаевича Силкина, который так же, как и я пришёл ночью на камбуз, чтобы попросить крепкого чаю, «трубы горели». Дежурные по камбузу угостили нас чаем, сели с нами за столы и наш крепко уставший «начмех» добродушно, открыто и охотно рассказывал всем присутствующим, как строился наш корабль…

- Летом 15 июня 1970 года, рассказывал капитан-лейтенант В.Н. Силкин, - на стапеле Прибалтийского судостроительного завода ССЗ «Янтарь» в Калининграде совершенно буднично, по плану, заложили новый корабль проекта 1135 типа «Буревестник» и присвоили ему заводской номер 153.

Я не помню точных слов командира БЧ-5 БПК «Свирепый», капитан-лейтенанта В.Н. Силкина, на его сведения наслоились в памяти рассказы других командиров и офицеров корабля, прочитанное в книгах, в справочниках и воспоминаниях других участников судьбы легендарного БПК «Свирепый». Поэтому я просто расскажу кратко, как строился наш корабль, какие на нём выполнялись работы, что делалось, что ставилось, чем вооружался наш родной боевой корабль и наш дом.

Проект 1135 типа «Буревестник» разрабатывался в Ленинграде, в ЦКБ-53 (впоследствии «Северное ПКБ») в период 1964-1966 годов. Главным конструктором был назначен Николай Павлович Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - капитан 2 ранга И.М. Стецюра, а общее руководство разработкой проекта осуществлял начальник ЦКБ-53 Владимир Евгеньевич Юхнин.

Корабль не строился «с руки», до него на ПСЗ «Янтарь» были построены головной корабль БПК «Бдительный» и БПК «Бодрый», поэтому проектная документация была в порядке и лично меня поразила огромная книга-альбом Сетевого графика строительства, монтажа и пуско-наладки оборудования корабля. Эта книга была суперсекретная, но в штурманской рубке, которая была очень удобной для секретных дел и совещаний руководства, был уже штурманский прокладочный стол, в ящиках которого хранилась эта огромная книга-альбом, где спали и дежурили мы, рулевые-штурмана, охраняющие навигационное оборудование и всё, что было на ходовом мостике, в штурманской рубке и на ГКП (главном командном пункте).

Книга-альбом Сетевой график строительства, монтажа и пуско-наладки оборудования корабля представляла собой свод графиков и таблиц. На каждой странице книги-альбома слева по вертикали были расположены строки с названиями палуб и объектов корабля, внизу страницы по горизонтали равномерно располагались деления, отмеченные часами рабочего дня (смены), над которыми по вертикали располагались очерченные границами столбцы.

Каждая страница книги-альбома Сетевого графика – это было расписание дел и работ одного рабочего дня одной рабочей смены. Пересечение строк объектов и столбцов часов рабочего времени образовывали на странице прямоугольные ячейки, в которых было написано конкретное рабочее задание (наряд).

Все рабочие задания-наряды имели кодировку, которая расшифровывалась внизу страницы, под линейкой времени. Все прямоугольники рабочих заданий-нарядов были соединены прямыми линиями с другими ячейками-заданиями по принципы последовательности, обусловленности и параллельности их выполнения.

Таким образом, по этой книге можно было в любой момент времени увидеть и узнать, где, в какое точно время сейчас работают или должны работать люди, какие выполняются или должны выполняться задания-наряды. В этой книге-альбоме даже подготовительные, снабженческие и обеспечивающие работы-наряды были указаны!

Я настолько восхитился умом и разумом, логичностью и продуманностью создателей этой сверхсекретной книги-альбома Сетевого графика, что навсегда приобрёл жгучий интерес к планированию, прогнозированию и системному мышлению. Волей судьбы я попал в штурманскую рубку во время дежурства по БЧ-1 и вовремя практически мгновенно раскрыл перед высоким начальством (смотри их фамилии выше – автор), когда они сердито хотели проверить, что и как сейчас делается на корабле.

За то, что я оперативно открыл книгу-альбом Сетевого графика там, где было нужно (до этого я сам с любопытством смотрел это место в книге – автор), меня не прогнали, а потом я ещё не раз и не два показывал командиру корабля, старпому и дежурным офицерам по кораблю те страницы, на которых были прописаны и показаны производимые на корабле работы. Так было очень удобно искать, где в данный момент находятся на корабле гражданские специалисты, посылать к ним для надзора и контроля мичманов и старшин, проверять ход выполнения работ.

Кстати, непривычному человеку в этой книге-альбоме Сетевого графика строительства, монтажа и пуско-наладки оборудования корабля очень трудно было с первого взгляда «распутать» переплетение этих линий, стрел, ячеек, зашифрованных надписей и т.д.

Меня просто поражало и восхищало всё, что было связано с созданием, строительством, оснащением и пуско-наладкой нашего БПК «Свирепый». Я просто был поражён темпами строительства, размахом, с которым шла слаженная последовательно и одновременно параллельная работа множества рабочих групп и команд. Точность работ по сетевому графику была такая, что как только заканчивался расчётный («урочный») срок выполнения одной работы, так тут же появлялась другая команда или бригада, приносила с собой нужные детали, узлы или материалы и продолжали либо начинали новую работу на объекте.

Таким образом, корабль практически рос не по дням, а по часам, он на глазах каждый день «выращивался», «созревал», «обрастал мясом», оснащался машинами и механизмами, «оживал». В этой работе принимали участие весь наш экипаж, потому что каждый мичман, каждый старшина принимали от рабочих завода и от монтажников-наладчиков свои заведования и боевые посты.

На корабле плотно и активно трудились все без исключения, поэтому в конце рабочего дня мы шли с завода в дивизион-экипаж строем, но не бодро, как утром, а спотыкаясь и шатаясь от усталости. Однако нашей общей радостью было понимание и осознание того, что наш корабль всё ближе и ближе к моменту нашего переселения на него, врастания и вживания в него…

Я уверен, что проектирование и создание больших противолодочных кораблей проекта 1135 типа «Буревестник» - это «лебединая песня» советских конструкторов, инженеров, оружейников, учёных и рабочих начала 70-х годов XX века, это максимально творческая и вдохновенная, даже высокохудожественная и искусная работа-творчество советских людей. Почему «советских»? Потому что мы тогда были единым советским народом Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

БПК «Свирепый» строился на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде – головном предприятии по созданию БПК пр.1135 типа «Буревестник». ПСЗ «Янтарь» начал строить эти корабли с 1968 года. Кроме него эти корабли начали строить СЗ «Залив» имени Б.Е. Бутомы в Керчи (с 1969 года) и Ленинградский СЗ им. А.А. Жданова (с 1974 года). В начале 1967 года на ПСЗ «Янтарь» начали строить специальный горизонтальный стапель («Буревестник») – рельсовое поле с огромными закрытыми ангарами-цехами, в которых закладывались киль и создавались корпусные блоки будущих кораблей.

Принципиально новой была технология строительства корабля - поточно-позиционный метод, когда «собранные блоки корпуса корабля с переборками по мере готовности передвигались на железнодорожных тележках по рельсам с одной позиции на другую, из одного ангара-цеха в другой. Например, на первой позиции производилась сборка второго и третьего блоков корпуса, а также погрузка платформ под маршевые двигатели. На второй устанавливались выгородки, фундаменты под механизмы и устройства, проводились испытания сварных швов и гидравлические испытания отсеков на непроницаемость. На третьей позиции — общая стыковка и сварка всех блоков между собой, установка успокоителей качки, кронштейнов гребных валов, монтаж надстроек, дымовой трубы и мачт. Вот почему, часто посещая завод, мы могли воочию видеть, как растёт и оснащается наш корабль «не по дням, а по часам».

- Кроме того, - рассказывал нам капитан-лейтенант В.Н. Силкин, - на «Янтаре» впервые в СССР применили построечно-спусковую оснастку на шаровых опорах качения, то есть «спусковые сани» для спуска корабля в воду по рельсам оборудовались сепараторами с металлическими шарами диаметром 101 мм, способными перемещаться по дорожкам стапеля, что позволило отказаться от использования традиционной «насалки» (натирка салом полозьев – автор) при спуске корабля.

- Корпус корабля создавался так, - рассказывал нам В.Н. Силкин. – Сначала на плазе «разбивался» в масштабе теоретический чертёж и создавали оснастку - шаблоны, каркасы, объёмные модели и т.д. Потом в корпусообразующем цехе начинали изготовлять детали корпуса, палуб, переборок и надстроек, а в сборочно-сварочном цехе – сварка и сборка секций. Днищевые секции корпуса собирались «в постелях» из подставок, палубные – на горизонтальных стендах, а оконечности – в специальных кондукторах или каркасным методом.

Готовые секции корпуса перемещались в стапельный цех, где из них на «килевой доске» формировались блоки корпуса корабля. 15 июня 1970 года, после того, как на заводском стапеле «Буревестник» установили блок №3 корпуса будущего БПК «Свирепый», состоялась его официальная закладка и присвоение заводского номера 153. Кстати, наименование корабля было присвоено тоже летом 1970 года, только я не знаю, как и кем…

Ответственным сдатчиком-строителем БПК «Свирепый» был назначен Леонид Януарьевич Змачинский, впоследствии ставший одним из директоров ОАО ПСЗ «Янтарь», его заместителем — Г.Н. Шолохов, главным конструктором механической части – А.В. Чертков. Военную приёмку возглавил капитан 1 ранга Городилов, «вёл заказ», то есть осуществлял ежедневный надзор и контроль над строительством корабля капитан 3 ранга Мархаров.

Особенно много на корабле велось сварных работ, причём не обычных – дуговой электросваркой или газовым резаком, а аргонно-дуговой горелкой, сварочными полуавтоматами с большими катушками-бухтами блестящей проволоки и специальных баллонов с аргоном. Матросы экипажа корабля часто выделялись бригадам и специалистам сварщикам в помощь.

Специальная сварка нужна была для нетрадиционных конструкционных материалов — алюминиевых сплавов АМГ для всех надстроек, дымовой трубы и мачты, а также для титана при изготовлении сложных по форме и конфигурации обтекателей подкильной и буксируемой гидроакустических станций (ГАС). Титан вообще потребовал уважительного к нему отношения, потому что для его обработки пришлось применять плазменную ручную резку и механическую обработку кромок для удаления газонасыщенного слоя. Так что всякий раз мы ходили по кораблю в клубах сварочного дыма, через снопы искры, в шуме и грохоте, от которого закладывало уши…

Особо секретно и закрыто велись работы на вооружении корабля. Когда привозили и ставили на места торпедные аппараты, артиллерийские установки, ракетные установки, РЛС и т.д., то на удалении по периметру выставлялись посты дежурных матросов, которые никого не пускали в обозначенный район объекта, где велись работы. Таким образом, мне не удалось видеть своими глазами, как монтировалось вооружение БПК «Свирепый», когда мы приходили на корабль из дивизиона, то, как правило, видели готовые торпедные аппараты, стволы наших артиллерийских установок, револьверные барабаны труб РБУ-6000, а также пусковую установку главного нашего противолодочного оружия – УРПК-4 «Метель».

Сердце пылало от гордости за наших учёных, оружейников, конструкторов и инженеров, за наших рабочих, которые так быстро, споро и слаженно оснащали наш корабль вооружением. Всего в строительстве и оснащении БПК «Свирепый» участвовало несколько сотен разных предприятий, учреждений и организаций со всего Советского Союза и на корабле было множество разных командированных специалистов, например, даже из какого-то НИИ Ташкента (создатели троса для буксируемой ГАС «Вега» - автор).

Постоянно на корабле присутствовали надзиратели и проверяющие из «военной приёмки» и представители «заказчика», то есть ВМФ СССР и Балтийского флота. О! Сколько крика, шума, гама, матерной ругани мы слышали в дни работы на БПК «Свирепый» во время его достройки на ПСЗ «Янтарь»…

Руководители стройки и флота ссорились, потом мирились, потом находили правильное решение и опять ссорились, когда либо решение оказывалось неправильным, либо не исполнялось, либо исполнялось с нарушениями. Дело в том, что работая по Сетевому графику, нужно было все запланированные работы обеспечить и выполнить с качеством «первого предъявления» и точно в срок, иначе нарушалась вся цепочка причинно-следственных связей работ. Вот почему бригадам рабочих и наладчиков приходилось оставаться после работы или на ночь, чтобы к утру всё сделать как надо.

Естественно, с ними оставались на ночёвку в холодных, голых и тёмных помещениях и мы, матросы и старшины экипажа новостроящегося БПК «Свирепый». Как это было в самом начале нашего пребывания в дивизионе-экипаже в марте 1972 года следует рассказать в отдельной новелле-продолжении…