Сахалинская весна

Оксана Доманова
В 8-00 дэшка взбежала в небо и поплыла, а вместе с ней поплыла и я, и мой чемодан, и мои мысли. Солнце ярко светило, на иллюминаторе подрагивали капли антизамерзайки. Дома, леса, дороги...леса, дороги... леса, сопки... сопки...море... Пейзаж за окном менялся довольно быстро, но все, что я там видела - снег на далекой земле, море, облака, - хоть и было залито солнцем, сверкало и переливалось, все же было холодным,  сизо-голубым и лиловым.
С высоты еще не видно, что внизу уже пришло время весны. Там, наверху, по-зимнему холодно и пусто.

Строго по расписанию, удивив местных сторожил, наш транспорт прибыл в Оху. Оха, как невеста, в пышном убранстве искрящегося белоснежного снега, тихонечко стоит на самом северном краешке огромного острова. Чистая и скромная, она поразила меня своей непринужденностью  и простотой. А так же невероятной высоты сугробами. Такие я видела только на картинках - трехметровые! При этом, если в других городах Сахалина они покрыты слоем угольной или дорожной пыли,  то  в Охе они белоснежные. Я как то писала, что чисто-белого снега нет, он обязательно имеет оттенки - я ошибалась! просто раньше я не была в Охе!
В Охе весна скромная, как и сам городок. Она осторожно выглядывает из своего небесного окошка, улыбаясь лучезарно и тепло, неловко и неумело обнимая снег, а тот, разомлев, тает в ее объятиях, от чего кое-где уже видны лужицы и даже ручейки. Но природа еще не верит в их любовь, деревья спят. Ранняя - ранняя весна...

Задерживаться в Охе нельзя, надо выдвигаться дальше. "Ну что ж, вперед! К новым берегам!" - оптимистично изрекаю я и сажусь в невероятно красивый красный автобус. Впрочем, внутри впечатление уже далеко не такое восторженное. Первые *надцать километров прекрасно соседствовали со скрипом, скрежетом  и отваливанием от нашего красного коня лишних запчастей. Но природа еще радовала глаз, великолепный пейзаж действовал умиротворяюще. Березовые рощи, еще по зимнему холодные и голые, ослепляли белизной.

Постепенно березки и ели исчезали, остались одни лиственницы, оптимизм сменялся легкой грустью и тоской по противогазу, но дорожные знаки "Без ограничений" еще умиляли. Наконец, настал тот момент, когда я чуть не крикнула водиле "Тормози!" и, не пожалев своей шанельки, смачно  написала ею на этом знаке матерное слово...
Между Охой и Ногликами весной еще не пахнет. Снег по обочинам не рыхлый, жутко грязный, пейзаж на большей части пути отталкивающе некрасив и однообразен. Даже под толщей снега безошибочно угадываются топи, остовы одиноких обгоревших лиственниц как тощие руки, протянутые в последней молитве к глухим небесам. Если бы ведьмы Макбета были более морозоустойчивые, они жили бы именно в этих топях.

Ехала я, смотрела с грустью в окно и думала, думала, думала... Это ж насколько надо любить свою малую родину, чтобы жить в Чайво, Венском, Валу.

Не помню где слышала, что самые доброжелательные люди на Сахалине в Охе, а самые злые в Ногликах. В начале дороги мне это вспомнилось, я поразмышляла об этом немного, но очевидной причины не нашла. Однако, по мере моего приближения к Ногликам ситуация прояснялась. На вокзале Ноглик я вышла из автобуса другим человеком. А вид моего чемодана и вовсе разбудил во мне зверя.

Все понятно - после такой дороги добротой и пахнуть не будет! Потому в Ногликах все и злые! Как я! (к счастью, этот миф развеялся. в Ногликах мне встречались только невероятно доброжелательные и сострадательные люди - и обогрели, и отмыли чемодан, и тортом накормили, и "кофиём" отпоили).
Если Оха - скромная невеста из хорошей семьи, то Ноглики это ее горе-жених, наглый, пахнущий перегаром вчерашнего мальчишника, уже помывший шею  и наряженный в свадебный костюм, но еще не вычистивший грязь из-под ногтей.
И весна в Ногликах такая же наглая, пьяная и запойная. Везде горы снега, но сугробы уже ноздреваты и тяжелы, и везде моря талой воды вперемешку со льдом.
А вот закаты шикарны...

Тудух-тудух, тудух-тудух...поезд идет и идет...ночь за окном, в соседнем купе пьяная драка. А, все равно... ночь за окном, и поезд идет своим ходом...

Утро! Южно-Сахалинск! Снуют машины, бегут пешеходы, дудят автобусы. Суета сует! Южный - беспокойный папаша хорошей девочки Охи. Он на грани инфаркта - сколько всего надо сделать! Сколько подготовить к свадьбе! Быстрее, быстрее, быстрее!
Мой любимый город уже почти без снега, лишь изредка попадется на глаза седое пятно. Вот где весна! Настоящая, теплая, ветреная! Так, стоп! Не расслабляться! Вперед за солнечной любимкой, дальше на юга! (моя доченька гостила в Невельске, пока ее мама испытывала на себе разнообразие проявлений весны на всей протяженности острова).

Богатство природы юга меня всегда завораживает. Особенно прекрасен мой любимый Ловецкий перевал - и зимой, и летом, и осенью, и сейчас, весной. Еще везде снег, но деревья не спят. Они уже пушисты и медовы, словно покрыты золотистой пыльцой.
Руль не дрогнет под рукой - настолько ровна и прекрасна дорога. Наслаждаюсь и ловлю себя на мысли, что еду,  улыбаясь. Да уж, Южный - Невельск это вам не Оха - Ноглики!
В Невельске весна вступила в свои права в полной мере, в городе нет даже Южанских проплешин, лишь на сопках еще виден снег. Город чист и спокоен, как бабушка благородной северной невесты, уже раскинувшая карты и увидевшая счастливое будущее своей любимицы, с нетерпением ждущая появления внуков, чтобы пригласить их к себе на юга плескаться летом в море, печь им блинчики, ну а пока задумчивая и тихая.

Так и хочется перефразировать мультик: "Остров один, а весна во всех городах разная!" И действительно, как удивителен наш Сахалин! На севере лежат трехметровые сугробы, а на юге уже трепещет на ветру мать-и-мачеха! Но еще удивительнее увидеть все эти разительные контрасты в один уикенд - волшебный, сложный, прекрасный, трудный, фантастически впечатляющий уикенд!