Дед мой - укротитель Упырей

Родион Рахимов
       Деда моего Мухаматвалия  уже ни кто не помнит.   Когда писали книгу «Историю Башкирских Родов» и первый том «Татышлинского рая» местные краеведы и историки объявили, что такого человека, деда по маминой линии Мухаматвалия Габдулвахитова вообще не было. Как же так? Спросите вы. Человек жил в деревне Ялгыз-Нарат на рубеже XIX и XX веков возле моста на месте впадения речки Султыйка в Тибильку и вместе с супругой Гельминисой родили на свет 9 детей. Но выросли только 4  дочереи: Минсафа, Шамсиниса, Жаннатасма, и моя мама Хуснабза Мухаматвалиевна, родившаяся 4 октября 1907 года и умершая после продолжительной болезни 28 апреля 1989 на руках старшей сестры Сажиды в Татышлах.

       Дед был двоюродным братом Васикову Мубараку. Но должны же были остаться какие-то записи в архивах «Ревезских сказок» или «Сельхоззаписей»? По рассказам моей мамы и тётушек, их родители рано умерли (причина пока неизвестна) и младших сестёр Минсафу и Хуснабзу забрали жить к себе старшие сестры, которые уже были замужем, в деревню Минлино, Бураевского района и в деревню Верхний-Чат, Янаульского района.

       По рассказам моей мамы и моих тётушек, дед мой Мухаматвали, был легендарным укротителем оборотней «Убыров». (Убыр переводится с татарского как Обжора, Убыр –Упыр – отсюда Упырь). На ряду, с «Албасты», и « Шурале», которые лютовали в те далекие времена. Их видели жители деревень: русских, татарских, марийских, удмуртских и лесных башкир, компактно проживающих в этих местах на севере нынешнего Башкортостана и Пермского края. По рассказам это были не понятные сущности, которые перекрывали дорогу путнику в виде огненного шара, с завидным аппетитом, способным сожрать коня вместе с ездоком. И сколько бы они не ели не могли насытиться, потому что у них под мышками была огромная дыра, через которую пища улетала в параллельный мир в другое измерение.   Но для того чтобы убить его надо было разломать перед ним какой-нибудь железный предмет и они, испугавшись, превращались в зверя или человека. И только тогда можно было его заколоть.

       Мой дед Мухаматвали еще затемно выехал зимой на санях на «Сайтаковский базар».  Отъехав, километров пять от деревни Ялгызнарат он увидел, что перед конем закрутился огненный шар. Конь, встал как вкопанный и отказывался продолжать путь даже под ударами кнута. Дед вскочил с саней с вилами наперевес встал между конём и «Убыром» и разломал вилы надвое.  «Убыр» превратился в человека. И только хотел заколоть его вилами, то он взмолился пред ним, упав на колени:
       - Мухаматвали, дорогой, умоляю,  не убивай меня, я же твой  марийский друг Янсыбай из Башкибаша. Я больше ни кому не причиню зла и  других уведу из этих мест.
   
       Отпустил дед с миром этого Упыря. И стало тихо с тех пор. Конечно, иногда очевидцы видели их огненную пляску в лесах, но зла не причиняли…

       Недавно двоюродная тетя Ансима Султанова из деревни Минлино Бураевского района, пересказывая эту легенду  нашего деда Мухаматвалия, которую я слушал сотни раз в детстве, удивлялась, почему я недоверчиво улыбаюсь.

       - Что не веришь да? Грамотный стал да? Мы-то верили. И мамы наши верили ему. Каждый раз перед сном, когда урчали желудки от голодухи  в те голодные времена, просили нашего деда рассказать эту легенду. И потом тихонько спрашивали друг у дружки, что, нет ли у них отверстия подмышками, и не превращаются ли они в Убыра, потому что очень хотели, есть. А есть, видимо  было нечего…

       Конечно, можно и не верить в эту легенду. Но я верю в то, что дед мой Мухаматвали был хорошим сочинителем и отменным рассказчиком, если ему верили. А может я в него пошел?