Генуэзская Рукопись Книга I Бриганты Глава I

Александр Карабут
                «Лилии в грязи»

Ты всё предугадал
Флаг наёмников пал
Те в грязи и крови, словно черти
Но раздался сигнал
И ликующий вал
Устремился  в объятия смерти…

Мой милостивый покровитель, Вам должно быть известно, что сан, в который посвящён Ваш покорный слуга,  воспрещает ему писать о вещах непристойных. Но поскольку я, как и Ваша Милость, взращен на трудах великого флорентийца(1) и его присных, то мне кажется недостойным и лживым утаивать вещи естественные и, безусловно, имевшие место. Тем паче, что Вы ручаетесь за неприкосновенность Вашей со мной переписки, как это сделал и я в свой черёд.

Итак, к вящей славе небесного покровителя нашего Иоанна и к славе мирской республики ему посвящённой, я начинаю сей письменный пересказ воспоминаний гражданина Ариэля из Киавари по прозванию Ариэтте(2) без всякой утайки всевозможных прикрас.


«Лето Господне 1346, месяц Август, день 26
Весной того года мне исполнилось четырнадцать лет. Отец отослал нас с кузеном Лоренсо во Францию на заработки и, разумеется, ради преумножения славы Республики… как он говорил. Я умел держать щит и попадал лёгким копьём примерно туда, куда целил. Шлем, кольчужный горжет(3) и бригантину(4) носил также без всяких проблем. Мог рубить тесаком и вставать в стену щитов туда куда надо. Я был слугой-щитоносцем при дяде и в будущем мог стать полноценным павезарием(5), а то и арбалетчиком. Но вот как всё обернулось…

Да, двадцать шестого августа всё и случилось. Мне не забыть этот день. Это, знаете ли, всё равно что первая ночь с девчонкой или смерть кого-то из близких. Такое не забывается.

 Я думал, что завтра нам снова в поход. Что ничего хуже ударов щита, висящего за спиной о назатыльник бацинета(6) мне испытать не придётся. Что копьё опять будет цепляться за ветки деревьев, а ополченцы из вилланов(7) к нам, ярко разряженным чужакам с Юга, и получать по зубам за свои выкрутасы. Я думал, что если битва и состоится, то она будет рыцарской и скоротечной. Что мы успеем только к разграблению обоза, и кто-то из маршалов во время победного пира пожалуется нашему капитану на его «бездельников и фонфаронов».
 
Французы… Если вы обойдёте весь Свет, то ни в крещённом мире, ни у мавров и сарацин, ни даже в Китае и Индии вы не найдёте столь высокомерных и смелых наездников. Рыцари, конные или пешие, на суше или на море, они не знают себе равных. Здешние стрелки ничего, но наши куда лучше, за что нам и платят. Пехота у галлов(8) выносливая и неприхотливая, но им не хватает дисциплины и стойкости коммунальной милиции(9). И всё для них как повинность, и работа на земле сюзерена и служба под его стягом. Надеюсь, что в койку с женой и в корчму они ходят по собственной воле.

 Отсюда и не удивительно, что наделённый землёй и правом её защищать итальянец дерётся охотней обречённого на мелкий надел и обязанного отбывать службу француза. Галльскому виллану всё равно кто его господин, а господину кто его смерды. Французы в Кале и Гиени гнут спину на «красноносых»(10) англичан, а фламандцы ломают шапки перед галльскими господами. Но Фландрия всё время брыкается, а Франция нет.

Тем не менее, хуже всех крещённых народов одни англичане, так мне сказал один шотландский стрелок. Внешне похожие на германцев, «красноносые» лишены их возвышенной лирики. И, со слов моего гэльского(11) друга, в то время как немецкие «риттеры»(12) рубят врагов и сочиняют стихи, британские «найты»(13) помимо сечи, вообще ни на что не способны. Их нравы грубы, еда отвратительна, женщины холодны, а родная земля похожа на тот из кругов Ада, где всегда идёт дождь. Диво, что они всё-таки христиане и носят знамя Сан Джорджио(14), а не печать Люцифера.
 
Но как враги они коварны и кровожадны, в этом я верю шотландцу. Иметь такого противника очень опасно. А именно его мы в тот роковой день мы и имели...