Времяпрепровождение по-русски

Виталий Борисович Иванов
Писатель Михаил Задорнов во время своих выступлений любит говорить о жителях Соединенных Штатов Америки. И он прав… Говорить о них можно бесконечно.
Случилось так, что я несколько раз был в этой стране. Жил там. Работал. Общался. Интересные люди. Интересная и великая страна. Но большая часть ее граждан действительно запрограммирована на некий результат, на некое действие, и любое отклонение от привычных стандартов повергает их, если хотите, в панику. Они беспомощны.
Михаил Николаевич называет их «тупыми». Не всех, но многих. Не скрою, резко, хотя в чем-то и справедливо. Но я бы все-таки назвал их беспомощными. Словом, судите сами.
В середине 1990-х годов по России путешествовал американский ученый из Калифорнийского университета Дэвид Вудроф, собирающий материал для диссертации по экономике России (в чем лично у меня были большие сомнения, полагаю, что он собирал материал не для диссертации…).
В один прекрасный день он появился в Красноярске. За несколько дней до этого мой столичный приятель попросил меня взять над гостем шефство. Я обещал… Дэвид Вудроф отлично, практически без акцента, говорил по-русски. Он ежедневно ходил по государственным учреждениям, с кем-то встречался, о чем-то говорил. Но время от времени он появлялся у меня дома и делился некими впечатлениями.
В один из таких приходов Дэвид принес бутылку виски. Надо сказать, что для американца это что-то экстраординарное. Обычно они угощают в лучшем случае пивом. Сорить деньгами янки не любят и не умеют.
Я поинтересовался: у него так выражается тоска по Родине? Оказалось, нет.
- Виталий, я не могу понять вашу страну, - начал Вудроф. – Ваш Президент постоянно говорит, что у России сложно с деньгами. Очень может быть, что так оно и есть. Но сегодня я был в офисе Федерального казначейства по Красноярскому краю и увидел, какой ремонт они себе сделали. Они явно не слышали выступлений господина Ельцина…
Потом мы пили, закусывали и говорили, говорили, говорили... Я об Америке, он –  о России. Во время того разговора у нас и родилась идея поехать в Лесосибирск – город, экономика которого держалась целиком на лесной отрасли.
Решили и поехали. Но не сразу после стопки, а дня через два. Предупредить никого о нашем приезде я не успел, а потому гостиницу нам никто не заказывал. Июльским вечером, часов в 16, автобус Красноярск-Лесосибирск прибыл в пункт назначения. В гостинце «Кедр» нас не ждали, но согласились приютить на несколько дней. Причем, свободным был один двухместный номер.
Гость насторожился. Я как мог, его успокоил, объяснив, что у нас есть и пятиместные номера. Радуйся, что нам не предложили его. И он радовался ровно до тех пор, пока не назвали стоимость услуги. Я уже не помню точных цифр, но, допустим, с меня взяли 100 рублей, а с американца 450. Удивлению Дэвида не было конца. Он не понимал, отчего в России, за одно и то же с граждан страны берут плату в четыре с половиной раза меньше, чем с иностранца. Откровенно говоря, не понимал этого и я.
Поселили нас в стандартный номер: прихожая, ванна с туалетом и большая комната с двумя кроватями, двумя тумбочками, столом, стульями и телевизором. Холодильника не было.
Бросив вещи, решили сходить до ближайшего магазина, чтобы купить продуктов на ужин. Дэвид предложил взять еще и пиво. Рядом с гостиницей был павильон, где все это продавалось. Колбасы и прочее находилось в холодильниках, а вот для напитков тогда охладителей не было. Бутылки стояли прямо на стеллажах. Напомню, дело было в июле…
- Виталий, но пиво не пьют теплым, - не унимался американский зануда. – А у нас в отеле нет холодильника.
- Фигня, - парировал я, - решим.
И вправду, сколько раз в фотолаборатории мне приходилось остужать или нагревать растворы, используя обычную водопроводную воду. Я так и решил: приду в номер, налью в ванну холодной воды, поставлю туда бутылки с пивом и все.
Наивный, я не знал, что такое гостиница «Кедр». Там в ванне просто не было пробки.
Пока Дэвид накрывал на стол, я внимательно оглядел помещение и принял решение сделать намеченное, но не в ванне, а в бачке унитаза. Решил – сделал. Каждые 10 минут я ходил сливать воду, чтобы набрать холодной.
Вдруг Вудроф начал интересоваться моим здоровьем. А узнав, что все хорошо, он поинтересовался, отчего я так часто хожу в туалет.
Я пригласил его на экскурсию… Увиденное произвело на профессора неизгладимое впечатление. Он был поражен. Единственное, о чем он спросил у меня, так это о том, есть ли у меня допуск на разбор унитаза? И очень огорчился, узнав, что я снял крышку бачка, не имея на то специальной подготовки.
Обо всем этом он забыл минут через сорок, когда мы сидели и пили охлажденное пиво. Но окончательно гостя я «добил» вечером, когда он со слезами в голосе сказал, что заряд батареи в его компьютере заканчивается и он не может его зарядить.
Проблема понятна стала сразу. Во-первых, в Америке в сети 127 вольт. Адаптер на 220 вольт американец взял, слава Богу. Во-вторых, их вилки не круглые, а плоские.
Вопрос, а как он заряжал компьютер в Красноярске? Оказывается, в той гостинице розетки были универсальными. Они были рассчитаны и на европейскую вилку, и на американскую.
Но это было в краевом центре. А мы находились в Лесосибирске. Что делать, надо спасать гостя.
Иду к администратору гостиницы и беру у нее две металлические канцелярские скрепки. Разгибаю их. Вынимаю из розетки вилку телевизора и приматываю проволоку, бывшую когда-то скрепкой, к вилке. А второй конец – уже к вилке компьютера.
Гость был сражен наповал. Он опять спросил про допуск и высказал прочие восхищения…
Дурачок. Откуда ему знать, что мы тут, по месту рождения, готовы решать головоломки любой сложности. Розетка и пиво – для русского даже не разминка, а так, времяпрепровождение.

Виталий ИВАНОВ
г. Красноярск,
октябрь 2004 года