Любите ли вы свекровь своей жены?

Яков Нудель
ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ СВЕКРОВЬ СВОЕЙ ЖЕНЫ?

В немецком языке нет разделения на тещ и свекровей. Обеих  называют «Schwiegermutter».  И существует много анекдотов на эту тему. Например, муж спрашивает у жены: « Почему ты любишь мою Schwiegermutter больше чем свою?»
Отсюда и название этого рассказа.
Любите ли вы свекровь своей жены так, как люблю ее я?
У моей жены до сих пор не сложились любовные отношения со своей свекровью. Началось это еще до нашей свадьбы. Не было общего взгляда на этот вопрос. Хотя причина одна - обе любят меня. А я люблю их обоих и  в этом моя трагедия. Одну полюбил задолго до свадьбы –инстинкт природы, а вторую – со дня своего рождения. Тоже инстинкт. Со временем по этой же причине у нас появились дети, а потом  внуки. И вот, моя жена и ее свекровь все время притираются друг к другу. Пришли к ним взаимопонимание и взаимоуважение. Готовятся отметить нашу золотую свадьбу, и я от души желаю им этого. Мамой назвать свою свекровь у жены никак не получается, так как мама - она ведь всегда одна. Поэтому, сразу же после рождения внука мы стали называть ее бабушкой. Ей уже далеко за девяносто. И она уже находится в третьей иммиграции. Это тяжело и мы выбрали ей квартиру рядом с нашей. Живем на «высшем уровне земли» - эрдгешоссе.
Это очень удобно, так как за мамой нужен постоянный уход. Мы за ней ухаживаем, как за маленьким ребенком. Большая часть нагрузки ложится на плечи невестки. А, когда я прихожу к ней, она усаживает меня на диван рядом с собой и начинаются, вернее, продолжаются уроки по воспитанию сына. Она ведь всю жизнь проработала учительницей. Поэтому, задает много вопросов. Например, - Скажи, почему немцы так любят нас? Мне квартиру дали, деньги хорошие платят. А на Украине перед выездом даже копеечную пенсию забрали. Несправедливо…
- Нельзя сказать, чтобы все немцы нас любили,- отвечаю. Имеются еще и нацисты. Но. В целом же, страна переболела этой фашистской заразой. Хотя Холокост забыть нельзя и даже в Германии привлекают к суду за отрицание Холокоста. Среди моих немецких ровесников много таких, которые потеряли своих отцов на войне. А матерей уже после войны - в советских концлагерях. Очень многие молодые немцы это тоже понимают. Вот недавно побывал один молодой немец в Освенциме, насмотрелся там многого, увидел все это мракобесие, выбросил свой немецкий паспорт и отказался ехать обратно в Германию.
 Но есть и такие, которые не скрывают ненависти к русскому языку.
Мы установили бабушке русское телевидение.  А мы с женой приобрели комнатную антенну и смотрим немецкие передачи, которые должны помочь нам в изучении немецкого языка. Но свой долг они выполняют плохо. У бабушки свой любимый канал – первый и у нее имеются свои любимые программы. Вначале она смотрит передачу «Жить здорово» с  Малышевой и упорно придерживается ее советов. Отказалась от всего сладкого и соленого. Хотя салат из буряка с селедкой ест с удовольствием. Она и меня пытается усадить с собой рядом.
- Посмотри, какая она умная. Она, наверное, наша.
- Ты что имеешь в ввиду?
- Она же показывала, как нужно делать обрезание.
- Это все рекламный трюк. Она должна учиться у тебя. Ты с только лет прожила без ее советов. Сама рассказывала, что когда во время войны ваш эшелон попал под бомбежку, ты пила воду из лужи. И выжила, так как помог тебе твой бог – твои гены.
- Разве моего бога зовут Геной? Я уже не помню, как его зовут. Помню, сначала говорили Яхве или Элохим,- говорит бабушка и погружается в раздумья.
Когда у нее находятся силы, мы отправляемся с ней на небольшую утреннюю прогулку. У нее и здесь много вопросов, но она  сдерживает себя. Но вот она заметила, как на трамвайной остановке какой-то человек роется в мусорном баке и вытаскивает из него пустую бутылку.
- Смотри, как рано здесь люди начинают работать. Я рано встаю и слышу, как сосед с верхнего этажа, с чердака, пробегает по лестницам, заводит свою машину и куда-то едет на работу. И это в пять утра! А потом разъезжаются другие.
- Они далеко работают, на Западе.
-А мы разве не на Западе?  Потом смотрит подслеповато вперед и говорит: - Смотри, как рано здесь начинают убирать трамвайные остановки. Когда же они встают?
-Ну ты же сама сказала, что сосед с чердачного этажа встает в пять. А эти, что собирают бутылки встают еще раньше. Они, может, вообще не ложатся спать и не просыхают никогда.
- Опять ты шутишь. Как твой дед. Ты знаешь, он почтальона с нашего двора называл «двубортным». Потому что у того была грыжа и он так смешно ходил и даже мне делал комплименты.  И твой отец тоже любил шутить. Учительница жаловалась, что он научился так свистеть, как школьный звонок. И она иногда урок оканчивала раньше, за что получала выговоры от директора.  А потом, на фронте, он свистел,  когда летел снаряд в нашу сторону. И многие спасались, прятались в окопы. А твой отец не успел и снаряд попал прямо в него.
Бабушка тяжело вздыхает и возвращается в немецкую действительность.
- Скажи, а этот человек, который собирает пустые бутылки, он очень похож на нашего…
-Наш, наш.
- А разве ему не платят пособие?
- Платят.
- И что это за желтая повязка у него на рукаве? Что он, из гетто?
- Нет, эта повязка означает, что он почти слепой. И, наверняка, получает еще дополнительные деньги.
- И ему не стыдно?
- Не знаю, но мне стыдно.
- А у меня нет такой повязки… Зато у меня есть ты, и с тобой я лучше вижу.
Она еще теснее прижимается ко мне, повисает на руке и тихо шепчет «Мир фор дир». На идыш это означает «Мне за тебя». Вечная мольба еврейских мам, готовых перенять на себя все болезни и страдания детей. Я это помню еще с детства. Мама рассказывала, что эту мольбу она повторяла надо мной, когда я горел в дизентерийной жаре после того, когда она напоила меня водой из той же лужицы.
Бабушка замолкает, и мы продолжаем прогулку. На обратном пути на той же остановке еще один человек роется в том же баке, но уже безуспешно.
- А этот тоже наш?
-Нет, он местный немец.
- Теперь мне понятно, почему они нас не любят. Если наш слепой прямо из-под их носа выхватывает пустые бутылки…
Еще, любимый герой у бабушки – это Путин. Она все время спрашивает: «Он – наш?». Я говорю:- Наша Меркель.
-Что же ты мне раньше не сказал?
А недавно выступал его святейшество отец Алексий. И бабушка была в восторге:- Такой умный человек! Этот то уже точно наш.
- Наш, наш. Теперь столько отцов появилось. Мой-то пропал на войне без вести. А потом появился Вождь – отец всех загубленных народов. И теперь на каждом политическом шоу появляется новый отец, и я уже не знаю, какого из них выбрать.
Я заметил, что они со временем умнеют, эти обе мои женщины.
А я глупею.
Телефон у нас параллельный. Аппараты  с громкой связью. Это очень удобно. Жена включает громкую, что-то готовит на кухне и подолгу разговаривает с очередной абоненткой. А бабушка слушает. И даже не вмешивается, только громко дышит в параллельную трубку.
Однажды она прослушала разговор моей жены с бератором из Арбайтсамта и впервые сказала утвердительно:  - Так она таки наша! Она разговаривает на «идыш».
- Она говорила на немецком языке.
- А та, другая?
- Конечно, на немецком. Она же немка.
- Надо же как похоже.
С тех пор бабушка, если берет трубку в наше отсутствие и слышит немецкую речь отвечает: - -Их ферштее нихт.
После этого мы лишились всех телефонных супервыгодных предложений от различных маклеров.
По пятницам бабушка обязательно смотрит «Поле чудес»  и пытается отгадать слово.
Вот недавно в задании было слово их девяти букв. Играющая тройка угадала последнюю букву «К». А потом начали перебирать все буквы, начиная с «А». Когда второй игрок опять сказал «А», Якубович спрашивает, какое задание и ставит игрока в ступор.
А бабушка выдает: - Горчичник!
- А какое задание? – спрашиваю я.
- Не помню,- отвечает она.
Наконец, после долгих усилий с помощью Якубовича игроки отгадывают слово «Горчичник».
- Конечно же, горчичник. И повторяет задание «В качестве, какого лекарственного препарата в древности люди использовали редьку?»
- Вот, вспомнила задание – «Редька» - говорит бабушка и с видом победителя смотрит в мою сторону.
Когда-нибудь она уйдет от нас, наша бабушка. В любом  возрасте, когда уходит мать – это всегда горе. И я останусь самым старшим в семье. И надо мной будут насмехаться наши внуки. И пусть себе это делают, лишь бы  смех шел на пользу их здоровью.

Яков Нудель
Лейпциг.

Написано, когда мама была еще в порядке. Сейчас она уже меня не узнает.
21.08.2014